Памяти Андрея Дмитриевича Сахарова

Вячеслав Безуглов
Сентябрь 1973 года. Начало публичной травли академика Сахарова, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской, Ленинской и Государственной премий, отца советской водородной бомбы.

На самых видных местах всех центральных газет, в том числе «Правда» и «Известия», публикуют письма писателей, художников, академиков, скульпторов, музыкантов,  доярок, хлеборобов, токарей, газосварщиков  и работников прочих профессий.

 Все они единодушно осуждают академика Сахарова за антисоветскую деятельность и называют его изменником Родины, отщепенцем, предателем, иудой, продавшим Родину за 30 сребреников.

Писатель Вадим Кожевников на страницах газеты Известия разъяснил советскому народу, что Сахаров «…кощунственно потребовал вмешательства империализма во внутренние дела своей страны и братских социалистических стран».

 Нет предела возмущению людей труда, хотя большинство из них, подписывая эти письма, понятия не имели, кто такой академик Сахаров и чем он занимается.

 Единственное, что они знали точно, это то, что академик является изменником Родины и поджигателем войны.

 Правда, они не могли сказать, в чем именно заключается эта измена, но это уже их не касается. Там, наверху, знают. Иначе не стали бы обвинять академика во всех смертных грехах.

Газосварщиков и доярок вполне можно понять. Ведь коллективные письма подписывали такие гранды советской литературы, как Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев, Расул Гамзатов, Михаил Шолохов и многие другие. А уж они-то не будут подписывать заведомую ложь.

С осуждением Сахарова выступили выдающиеся советские ученые, академики Басов, Келдыш, Франк, Энгельгардт, Харитон и другие.

Не остались в стороне и выдающиеся советские композиторы и музыковеды. Среди подписантов были Георгий Свиридов, Армен Хачатурян, Родион Щедрин, Дмитрий Шостакович и другие.

Очень легко понять людей рабочих профессий.

Но как понять великих, как понять того же Шостаковича? Неужели он тоже был убежден в том, что академик является предателем, отщепенцем, изменником и так далее и тому подобное? Что заставило его подписать письмо? Конечно, самый точный ответ на этот вопрос может дать только сам Шостакович, но он уже находится в мире ином.

Я далек от мысли верить в то,  что подписанты согласны были с тем, что они подписывают.
 
Очевидно, что ими двигал панический страх. Вы скажете, а чего бояться? Сталинский террор давно закончился. По крайней мере,  расстрел тебе не грозит и в тюрьму вряд ли посадят. В тюрьму не посадят, но повторить судьбу Сахарова каждый из них мог вполне.

 Здесь достаточно было одного импульса ЦК КПСС чтобы превратить человека в ничто, в пыль. И разумеется при полном одобрении трудового народа и советской интеллигенции.

 Кроме того, у большинства уже поживших советских людей ужасы сталинского террора отложены в памяти подсознания. И если эта память сохраняется на генном уровне, то должно родиться еще несколько поколений, прежде чем человек прекратит испытывать страх и станет свободным.
 
В январе 1980 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О лишении  Сахарова А. Д. государственных наград СССР.

Поводом для такого решения послужило опубликование в США статей А. Сахарова «Мир через полвека», «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и др.

В этих статьях академик Сахаров рассуждает о будущем человеческой цивилизации. Он видит три угрозы перед человечеством в обозримом будущем.

Это, прежде всего, угроза термоядерной войны, экологическая и гуманитарная катастрофа.

 Для решения этих проблем Сахаров предлагает объединить усилия двух сверхдержав, Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Академик разработал принципы мирного сосуществования двух систем, капиталистической и социалистической, с последующей интеграцией и сближением на основе лучших достижений одной и другой стороны.

 Автор призывает преодолеть разногласия в области идеологии, как бы это ни было трудно, потому что на кону стоит само существование человечества.

 В своих статьях академик дает ответ тем читателям, которые обязательно будут обвинять его в утопизме.
 
Ответ этот следующий: Учитывая ядерный потенциал, накопленный в мире, нет другой альтернативы, кроме мирного сосуществования государств, обладающих ядерным оружием. Точнее, альтернатива есть. Она заключается в полном уничтожении цивилизации.
 
После лишения Сахарова государственных наград встал вопрос о лишении его звания академика. В этой связи состоялся любопытный разговор секретаря ЦК и президента АН СССР:

Секретарь ЦК: Сахарова необходимо лишить звания действительного члена Академии наук.

Президент АН: Для этого необходимо чтобы проголосовали 2/3 академиков при тайном голосовании. И я не уверен, что столько академиков проголосует.

Секретарь ЦК: Давайте проведем открытое голосование.

Президент АН: По уставу академии голосование может быть только тайным.

Секретарь ЦК: Так какие проблемы? Давайте изменим устав.

Президент АН: Для того чтобы изменить устав нужно, чтобы проголосовали 2/3 академиков, опять же при  тайном голосовании.

В общем, круг замкнулся. Решили оставить Сахарова академиком, чтобы не было хуже.

Как уже говорилось выше, рабочий класс и трудовое крестьянство выступили с резкой критикой академика Сахарова.
 
Вот газосварщик Ольховой из Ростова-на-Дону написал в «Советскую Россию»:

 «Когда я прочитал в газете о поступке, а сказать вернее, об антисоветской выходке академика Сахарова, то возмутился до глубины души. Ну, думаю, очутись я на той самой пресс-конференции, где Сахаров клеветал на нашу страну, я сказал бы ему «пару ласковых»».

А вот выдержка из воспоминаний великого донского писателя Виталия Закруткина:

«Соседка моя, жена тракториста, прочитав вчера газету, в которой был рассказ о «делах» Сахарова, с грустью сказала мне:

"И не стыдно ему? Мне, простой женщине, и то стыдно за него".

Надо полагать, что не только этой простой женщине, но и самому великому писателю донской земли было стыдно за Сахарова.

Но жизнь поворачивается иногда таким боком, что теперь нам, ныне живущим, стыдно за великих писателей, нобелевских лауреатов и великих композиторов.

 За газосварщиков не стыдно никак, потому что люди были одурманены пропагандой. А вот с великих совсем другой спрос.

В период с 1973 года и до самой смерти академика мы были свидетелями травли человека-праведника, пожертвовавшего всем ради отстаивания своих убеждений, ради будущего своей страны и всего человечества.

 Теперь мы знаем, что этот выдающийся человек духа не был услышан. Его постигла судьба библейских пророков, убитых и распятых, с  той лишь разницей, что он не был убит, а умер сам. Он умер, потому что не был услышан ни народом, ни элитой, ни  академическими коллегами.

Но его великая жизнь не была напрасной. Он один из первых сказал «нет» тоталитаризму и внес выдающийся вклад в будущее своей страны.

И может быть Всевышний, наблюдая за этой вакханалией безумия, охватившей страну, ревностно сказал в себе:

«Неужели не найдется хотя бы одна душа, которая возмутится и скажет «нет», неужели не найдется хотя бы один человек, который морально поддержит затравленного академика?»

Слава Богу, такая душа нашлась. И может быть, только ради одной этой души, Господь простит нас всех.
 
В январе 1980 года писатель Владимир Войнович, отправил в редакцию газеты Известия письмо следующего содержания:

"Позвольте через вашу газету выразить мое глубокое отвращение ко всем учреждениям и трудовым коллективам, а также отдельным товарищам, включая передовиков производства, художников слова, мастеров сцены, героев социалистического труда, академиков, лауреатов и депутатов, которые уже приняли или еще примут участие в травле лучшего человека нашей страны — Андрея Дмитриевича Сахарова".