Статс-дама Аврора Карамзина

Милла Синиярви
Опираюсь только на первоисточники, а они на финском языке и зачастую недоступны российскому читателю. Его пичкают всякими небылицами про роковую женщину, купавшуюся в роскоши. Действительно, портреты Авроры в молодости – верх романтизма, недосягаемой красоты, «алмазности» в прямом смысле, тем более никто иной, как сам Карл Брюллов руку приложил! Между тем к алмазам живые женщины, даже будучи при дворе, относились порою без всякого пиетета. Их дети могли запросто играть в красивые стеклышки, не подозревая о суперценности того, что блестит.
Если смотреть на историю с позиции того времени, очищая зернышки от плевел вымысла, порою она, история, выступает еще более привлекательной. В данном случае Аврора Карамзина как живая женщина оказывает положительное влияние, становится примером для подражания до сих пор, просто мистика! Наверное, есть все же реалистическое объяснение. Когда понимаешь, что она – не небожитель, а человек, всю жизнь трудившийся над собой, становится легче совершенствовать себя.

*

Барон C.J.Stjernvall (Карл Шернваль), губернатор Выборгского лена, умер, когда девочке было всего семь лет. Отчим тайный советник Wallen окружил послушную и умненькую Аврору вниманием и заботой. В 1820 году он, будучи сенатором, вынужден был находиться в Санкт-Петербурге. Жили на две страны – на даче Хакасалми в Хельсинки и в поместье Ярвенпяя (Тресканда) на территории Эспоо, а так же во дворцах Петербурга.
 
Во время первого визита императора Николая в Финляндию в 1830 году на балу в Хельсинки красавица Аврора была замечена и пожалована во фрейлины. Ее качества – не только внешние, а так же манеру держать себя, образованность и подходящие черты характера  оценила сама императрица. Аврора переехала в столицу Российской империи и стала служить при дворе. Там она обручилась с придворным Мухановым, который внезапно умер, и Аврора на время траура вернулась в Финляндию к родителям. Приехав через положенный год вынужденного отпуска, получила рекомендацию императрицы выйти замуж за егермейстера Павла Демидова.
 
Царский двор был особого рода институтом, сферой влияния на политическую и внутреннюю жизнь страны. Практиковались не только международные династические браки, но и «браки по расчету» на более низкой иерархической ступени. Годовой доход больного и пресыщенного Демидова исчислялся миллионами, и чтобы деньги не уходили за границу, царский двор манипулировал придворными, устраивая их жизни по своему усмотрению.
 
Нижнетагильские горные разработки с рудниками и добыча драгметаллов представляли существенный ресурс для всей России. Уральскими богатствами владели два брата, Павел и Анатолий. Последний был женат на родственнице Наполеона Третьего, брак был бездетным и неудачным. В связи со слабым здоровьем Павла русский двор опасался, что наследство перейдет к дальним родственникам и неплохо бы заполучить его себе, поближе к Петербургу.

В 1836 году в Хельсинки произошло венчание. Жених, почти парализованный, не мог стоять. Его в кресле доставили в храм, под руки подвели к алтарю. Невесте двор пожаловал 50 000 рублей за покорность. После этого новобрачные отбыли на юг Европы, где и провели почти четыре года.
 
Помимо знаменитого бриллианта Демидов наградил Аврору дворцом на Большой Морской в Санкт-Петербурге, где она и находилась после его смерти. Аврора служила верой и правдой, в 1846 году ей было позволено выйти замуж за сына историка Карамзина. Во время Крымской кампании муж Авроры, переведенный императором на другую службу, оказался на Дунайском фронте, где и погиб в 1854 году.

Сорока шестилетняя женщина по меркам 19 века была уже престарелой. Аврора получила разрешение находиться бОльшую часть времени у себя в Финляндии. Зимой в Хельсинки, летом в Тресканде, в Эспоо. Она ушла в себя, стала много гулять по лесу, заниматься общественной жизнью в виде благотворительности, организацией всяких «богоугодных» заведений. Ей предначертано было прожить еще столько же, почти 48 лет.

Аврора пережила не только своих мужей, но и единственного сына, а так же нескольких царей. Андерс Рамзай описывает торжество, которое она устроила в честь прибытия Александра Второго в Финляндию в 1863 году.

В поместье Тресканда мадам Карамзина устроила частный прием императору с чисто русским размахом. В праздничную программу вошли королевский завтрак, поистине царская охота, французский ужин, великосветский бал, куда было приглашено более двухсот представителей сливок финского общества.
 
Из Германии, Эстонии и ливских земель живьем доставили дичь, лесных оленей, диких кабанов, лис, зайцев, фазанов. Перед охотой всех выпустили в парк и лес при имении, территорию усадьбы заграждали гвардейцы Финляндской армии. Из куста выпархивал фазан или парочка, за холмиком скрывался олень, в канавках копошились кабаны, лисы перебегали поля, а зайцы сидели на дорогах, как стража. До сих пор туристам показывают дуб, посаженный на том месте, где Его Императорское Величество пристрелил оленя.

Несчастных убитых животных и птиц егеря отвозили в дома знати по именным адресам. А сами «сливки» после охоты вкушали ужин, в построенном для этого здании собрались члены Сената, Генералитета и прочая дворцовая свита. Из Парижа, прямо из Palais Royal, был выписан ресторан Chevet вместе с персоналом и блюдами, включая напитки.
 
Торжество по своему великолепию превзошло знаменитые петербургские балы, потому что все происходило в украшенном свечами, цветными фонарями и прочей иллюминацией парке в версальском стиле. По обе стороны королевского тракта из Эспоо до Хельсинки стояли зажженные факелы на протяжении более двадцати километров. Простой люд следил за праздником из-за спин гренадеров, стоявших вдоль дороги.

*

Сохранились фотографии мадам Карамзиной в старости. На нас смотрит лицо без всякой косметики и тем более пластики с несколько ироничным взглядом. Лицо уверенной в себе женщины.

+
Она ушла на 94 году. Вторая половина долгого пути – сплошные потери и острейшее чувство одиночества. В 1871 году умерла любимая племянница Мари Линдер.
По словам Андерса Рамзая мадам Карамзина обладала отменным физическим здоровьем. Однажды он ночевал в ее доме и утром проснулся от странных шумов. Оказалось, слуги носили в ведрах ледяную воду, которой Аврора обливалась! Она совершала пешие прогулки, иногда по восемь километров в день. Уже будучи семидесятилетней, заблудилась в лесу, в имении Линдеров Кутяя. С тех пор за ней приставляли карету с лошадьми, следовавшими на приличном расстоянии.

Умерла от воспаления легких в середине мая.
В статс-дамы была пожалована за блестящую выслугу.






+
Использованная литература (на финском языке)
Anders Ramsay, мемуары
Katri Lehto, статья в национальном фонде биографий Финляндии

https://www.youtube.com/watch?v=wz8wmEJyisg