Старинные дороги Раифы

Татьяна Васина 3
Старинные дороги Раифы

      О Раифе, Раифском монастыре написано уже немало. Описано немало любопытных эпизодов его истории. Но наверно еще немало предстоит сделать для того, чтобы заполнить те пробелы и лакуны, которыми изобилует 300-летняя его история.          Попробуем восполнить хотя бы то немногое, что лежит у поверхности…

      Летом 1774 г., Казань и ее окрестности стали ареной исторических событий, оставивших неизгладимый след в памяти многих поколений. 12 июля 1774 г. город Казань был взят правильным штурмом войсками Емельяна Пугачева. Безусловно, это был успех крестьянского войска, апогей крестьянской войны. Потому что после этого грандиозного успеха последовал проигрыш, а затем и поражение. И следовало думать, что делать дальше - спасать свою жизнь, или идти навстречу опасности и спасать начатое дело. Взлет и падение, надежда и отчаяние, жизнь и смерть – все шло рука об руку у Емельяна Пугачева в отчаянные июльские дни 1774 г. Вот как это было.
      11.07.1774 г. войско Пугачева во второй половине дня подошло к Казани и расположилось лагерем около Троицкой мельницы на Казанке в 7 верстах от крепости. Вечером была проведена разведка, в которой участвовали сам Пугачев с несколькими казаками, казанскими татарами и переводчиком Идыркаем Махмутовым. 
      На следующий день, 12.07.1774г., в 6 часов утра начался штурм Казани, продолжавшийся до полудня.  В Казани начался пожар. Ввиду пожара и приближающегося по Арской дороге отряда правительственных войск под командованием подполковника И. И. Михельсона Пугачев отвел свое войско на Арское поле.
К вечеру там начался бой, в котором  корпус подполковника Михельсона разбил повстанцев.  Пугачев откатился к селу Царицино, в 7 верстах от города, а И.И. Михельсон остался на месте боя.
      13.07.1774г. рано утром Михельсон пошел на соединение с войсками, закрывшимися в крепости. Пугачев атаковал его, но из крепости на выручку вышел отряд под командованием генерала Потемкина. Пугачев потерпел сокрушительное поражение и отвел разбитое войско к селу Сухая река (что не случайно – там был центр сельской округи, земель, принадлежащих царской фамилии, т.е. дворцовых крестьян) . Туда, на Сухую реку, стали собираться толпы крестьян. Их немедленно включали в состав отрядов и полков, которые 15.07.1774г. были введены в новый бой на Арском поле, где Пугачев вновь терпит поражение.  Корпус Михельсона разбил наспех собранные пугачевские отряды числом около 15 тысяч . Если 13 июля Потемкин и Михельсон не смогли организовать погоню за Пугачевым, то 15 июля вслед ему отправился отряд Харина .
      Харин гнался по пятам Пугачева 30 верст и вернулся в Казань, поскольку не было свежих лошадей, которых перехватывал Пугачев.  Михельсон еще 14 июля отправил на перехват Пугачева графа Меллина. Но 18 июля немногочисленный отряд Пугачева появился на кокшайском перевозе и успешно переправился на правую сторону Волги, где крестьянская война вспыхнула с новой силой, создав реальную угрозу для Москвы.
      В эти отчаянные дни и появился у стен Раифского монастыря сам Емельян Пугачев. Предание гласит, что долго Пугачев тут думу думал, куда ему отправиться, и, в конце концов, решение было найдено. Оттого  дорогу, по которой шел Пугачев, прозвала народная молва «Думной». 
      Но какая дорога является на самом деле «Думной», никто сегодня точно сказать не может. Краеведы наши говорят разное. Кто-то предположил, что Думной дорогой называется современная автодорога, идущая от Горьковского шоссе к Раифскому монастырю и дальше на Большие Ключи и Кульбаши. Георгий Мюллер осторожно предположил, что Царевококшайский тракт проходил по территории Раифского участка Волжско-Камского государственного заповедника.  Потом уточнил, что "…он (Пугачев) отступил по ведущей от монастыря к Волге дороге на Курмыш".
       Мнений много, и необходимы факты, подтверждающие или отвергающие их. К сожалению, документов, относящихся к истории Пугачевского бунта, дошло до нашего времени немного, поскольку многие документы архивов были утрачены в связи с грандиозным пожаром Казани 1815 г. Да и карт 18 века в Национальном архиве мне тоже не попалось. Пришлось воспользоваться картами 19 в. из Национального архива и справочно-энцеклопедического атласа «Tartarica», а так же, конечно, вспомнить «Историю Пугачевского бунта» А.С. Пушкина. Пушкин был дотошным исследователем и собрал немало свидетельств очевидцев, многие из которых легли в основу его «Истории», а некоторые опубликованы отдельно.
      Нас интересует день, когда состоялся последний бой Пугачева за Казань. Платон Любарский, архимандрит спасо-казанский писал (его рассказ включен в состав дополнительных материалов, опубликованных отдельно от «Истории Пугачевского бунта»), что 15 июля 1774 г.,  «злодей, по весьма слабом и коротком сопротивлении, остановив все свои тягости военные, многолюдство и великим хищением собранное богатство, опрометью, как ему обыкновенно, побежал с весьма малым числом себе верных, по той же Галицкой к Кокшайску дороге». 
      Итак, Галицкая дорога к Кокшайску. Из истории нам сегодня известны 2 населенных пункта,  названия которых очень похожи. Это Кокшайск и Царевококшайск.
Во-первых, не будем путать Кокшайск и Царевококшайск. Это совершенно разные населенные пункты, отстоящие друг от друга на добрую сотню километров и существующие до сих пор: Кокшайск – село на левом берегу Волги в Республике Мари Эл, а Царевококшайск – современная Йошкар-Ола. Каждый, в свое время, являлся центром своего уезда. Значит, Царевококшайский тракт и Галицкая дорога совершено разные объекты исторической географии.
Во-вторых, на планах и картах 19 в. Царевококшайский тракт начинался у Кизического монастыря, проходил через Осиново и Ивановское и далее на север и северо-запад, наверно через Кургузи, Уразлу, Петьял и далее к пункту назначения. Но к Кокшайску (что на Волге) от этого тракта отходила дорога, поворот на которую был в районе Осиново. Поворот этот был на Новую Туру, дальше на Раифский монастырь, через марийскую деревню Моркиял, Помары и далее вдоль Волги к Кокшайску, где и произошла переправа Пугачева на правый берег Волги. 
В-третьих, Галицкая дорога  не совпадает с современным Горьковским шоссе и  автодорогой Раифский перекресток – Кульбаши, потому что проходила в 3 километрах севернее его. Это вытекает из следующих фактов. В 18 в. дорога с таким направлением была не нужна. Нужна была другая дорога, ведущая к центру волостного лашманного правления, который находился тогда в Больших Паратах. Поэтому направление на Раифскую пустынь – Ильинку – Большие Параты это то генеральное направление, в котором пролегали дороги, необходимые для хозяйственной деятельности этой волости и Казанского Адмиралтейства. Галицкая дорога на картах 19 в. имеет именно это направление.
      Итак, если верить Пушкину и его информаторам, Пугачев отступил от Казани к месту своего лагеря селу Сухая река, а затем по Галицкой дороге на починок Осинов, д. Новая Тура, Раифскую пустынь. О дальнейших передвижениях можно только догадываться. Например, зафиксировано появление Пугачева в марийском селе Кожласола, что лежит у старого Царевококшайского тракта. Пугачева наверно старались отрезать от Волги и вообще от западного направления, преследовали, и, может быть, отряд его направился в лесную глушь, чтобы сбить погоню со следа…
      Можно долго гадать, строить предположения, куда после Раифы мог направиться Пугачев. Но то, что он пришел в Раифу по Галицкой, вышеописанной дороге, весьма вероятно. Ее отрезок, называемый в Раифской округе «Казанская дорога», начинается у автобусной остановки около Раифского монастыря, уходя на восток  к Казани. Далее, от Раифы, Галицкая дорога уходила на запад – северо-запад, если верить старым картам.
      В окрестностях современной Раифы дороги с таким направлением, исходящей непосредственно из самого поселка, нет. Но в глубине леса, примерно в 2 километрах западнее Раифского озера, по территории Айшинского лесничества, проходит дорога, именно с таким направлением, уходящая в сторону Ильинки и старинной дороги, соединяющей Раифу с Ильинкой. Северный конец  этой дороги выводит на опушку леса, где стоит редкостный для нашего времени объект - столб-часовенка, возраст которого не меньше 30 лет. Мы обнаружили этот знак еще в 2000 г. Поставлен он был еще в советские времена. С этого места хорошо видны 3 населенных пункта республики Мари Эл: село Большие Параты, деревни Бизергуб и Васюткино. И  до Моркиял, деревни, обозначенной на старых картах как лежащей у бывшей Галицкой дороги, рукой подать. Можно говорить о том, что данная дорога вполне соответствует географически Галицкой дороге.
      На наш взгляд, вполне резонно было бы считать описанную и исследованную нами Галицкую дорогу Думной. Краевед, учитель истории Большепаратской ср. школы Волжского р-на Республики Мари Эл Михайлова Маргарита Михайловна утверждает, что по марийской традиции на важных дорогах, на перекрестках, лесных опушках обязательно ставили знаки - часовенки. Может быть и этот знак, так похожий на обычный квартальный столб, был поставлен не зря: тот, кто ставил его, помнил, что это за дорога…

P.S.
Большая часть описанных в статье старинных дорог исследовалась учениками Раифской средней общеобразовательной  школы в туристических походах.