Я живу на земле, опаленной войной

Любовь Нелен
         ***
      Площадь Возрождения

В воронке от бомбы, заросшей травой,
Когда-то с тряпичною куклой играла,
И пели тогда над моей головой
Щеглы разноцветные – мира начало.
По краю оврага - землянки рядком,
Где к людям заглядывал в окна репейник,
Смотрел, как поили детей молоком,
На старый пробитый осколком кофейник.

Был наскоро сбит там широкий мосток,
И люди в спецовках спешили к заводу,
А я словно хрупкий зеленый росток
На поле цветов ощущала свободу.

И в платье изношенном старшей сестрой,
Бродила до позднего вечера в кашке,
Смешно, но тогда мне казалось порой,
Что к башням от танков несла я ромашки.

Теперь эту площадь совсем не узнать,
Высотные здания, скверы и парки,
Но помню, как вскрикнула радостно мать,
Увидев трамвай необычный и яркий,
И первый троллейбус встречали тогда
Всей улицей нашей, как свой день рожденья,
Гудели и пели столбы, провода,
О мире, о том, что идет Возрожденье!
***
Я живу на земле, опаленной войной,
Боевыми сраженьями, огненной лавой,
Но она не мертва, а жива, и со мной
Подвиг павших солдат с их бессмертною славой.

Здесь, со мной память прадедов – предков моих,
Их большие дела – города и деревни,
Величавость и щедрость Соборов святых,
Вереница обрядов,  обычаев древних.

Кроны старых деревьев шумят в синеве,
Берега дивных рек пышной зеленью красят,
Дарит травы земля и цветы по весне,
И плоды жарким летом нам  жажду погасят.
 
И еще что-то большее держит меня,
Чем веселье друзей, песни звонких застолий,
И живет благодарность грядущего дня,
Не дает мне покинуть красоты раздолий.

Здесь родился мой сын, расцвела моя дочь,
Сердце страстно пылало любовью горячей,
Возвратился отец к нам в  победную ночь,
Я впервые увидела, как мама плачет.
Я живу на земле, опаленной войной…

             ***
Сталинградской Битве

На развалинах города серая хмарь,
Искореженной техники не перечислить,
Но не с плачем военных хоронят, как встарь,
Не в святые торопятся разом причислить.

Опускает знамена народ до земли…
Сколько дней поливалась кровавым потоком!
Сделать больше сумели, чем только могли
В этом страшном аду беспримерно жестоком.

Насыпается касками синий курган,
Облаками обласкан и светлым покоем,
И откуда-то взялся цветов океан,
Что на землю ложится атласным раскроем…

Имена не забыты и честь дорога,
Нестираема  память об этом сраженьи,
И течет светловодная наша река -
Самых ярких деяний людских отраженье!