Бантики

Лысенко Светлана
1. Первый бант

Первый бант у меня появился в детском саду. Мама на Новый год сшила мне из марли костюм Снежинки. Большой бант на голове тоже был марлевый. Всё было накрахмалено и красиво топорщилось. На юбочке платьица мама наклеила блестящие снежинки, вырезанные из фольги от шоколада. На плечиках у меня красовались завязки-бантики. На ногах — белые тряпочные тапочки, тоже сшитые мамой. Жаль, носочки мы не смогли подобрать чисто белые — на их отворотиках были зелёные полоски. Но ничего, они были в тон ёлки.
У меня сохранилась фотография, где мы с Ларкой, моей подружкой, в костюмах Снежинок стоим у ёлочки с подарками от Деда Мороза. У меня безмерно счастливое лицо. Щербатая улыбка до ушей. Подарок для меня великоват, и я держу его обеими руками, прижимая к груди. Он сделан из цветной бумаги в виде большой конфеты. Мне радостно — красивый наряд, хороводы вокруг ёлки, да ещё Дед Мороз вручил такой замечательный подарок!

2. Первый капроновый бант

В первом классе Ларка, та же, из детского сада, подарила мне на день рождения настоящую капроновую ленту. Точнее, это была лёгкая нежная полоска молочно белого цвета. Мама подруги, она была для меня ещё и первой учительницей, где-то купила капроновую ткань себе на кофточку, очень модную тогда. Вот и отрезала нам с Ларкой две полоски на ленты.
На фотографии 1-го класса я с этим бантом на голове. Опять очень счастливая. Только бант отвернулся, и на макушке торчит хохолок моих волос, прихваченных этим бантом.
Моим родителям было сказано, что края ленты надо обжечь. Но они не знали, как это лучше сделать, боялись испортить ленту, и поначалу я носила бант с необработанными краями. Потом лента стала лохматиться, и папа попробовал обжечь края спичкой. Но получилось грубо, неровно, и он не стал до конца обжигать ленту. Так и носила я этот первый драгоценный капроновый бант, пока он совсем не залохматился, не посерел и не превратился в тряпочку — всю в зацепках.
Долго хранила я эту полоску среди прочих лент и, натыкаясь на неё, с ностальгической грустью вспоминала свою первую учительницу, мою подругу, родителей и себя первоклассницу.
Значительно позже, сама будучи мамой, я научилась обжигать края капроновых лент, если они начинали лохматиться. Для этого надо было зажать ленту между двумя линейками, оставляя небольшой край для обжига. А потом водить по нему горящей свечкой.
Жаль, мой папа тогда не знал этот способ.

3. Косички с бантиками

Мои родители ошибочно думали (так многие тогда считали), что если волосы чаще стричь, то они будут расти гуще. Поэтому всё раннее детство я ходила стриженная, а один раз родители вообще постригли меня наголо и привели в садик в платочке. Помню сочувствующие взгляды моих одногруппников и себя — глубоко несчастную, как будто больную.
Потом я привыкла к такому своему виду. Но был забавный случай. Мы с Ларкой заспорили, кто в нашей игре будет королевой. Для этого надо было покрыть голову простынкой и сверху надеть красный деревянный обруч, отдалённо напоминающий корону. Мы не уступали друг другу, и один мальчик из группы громогласно заявил: «Королевы лысыми не бывают!». Откуда ему было знать, что королевы тоже бывают лысыми? Однако спор тогда был решён не в мою пользу.
В школе многие девочки носили косички с бантиками, и мне тоже захотелось иметь косы. Но сразу они не вырастают. Надо было какое-то время подождать.
Мама купила коричневые и чёрные атласные ленты, и я стала мечтать, когда же можно будет вплести их в косы?
Наконец, что-то вроде косичек стало получаться из моих волос, и мама вплела в них чёрные (они мне больше нравились) блестящие ленточки. Помню себя, как я, важная и гордая, иду по улице в этих косичках с лентами. Был яркий зимний день. На мне — тёплая шапка и шубка, а между ними торчат бантики. Я пыталась вытянуть свои косички, чтобы люди видели, какие у меня уже косы. Дергала за косички, но из-под воротника высовывались только мои бантики. Но, все равно, было хорошо, потому что бантики говорили всем — под шубкой у меня косы!

4. Капроновые ленты

Капроновые ленты — чёрные, коричневые — в моём детстве о них можно было только мечтать. Не помню, чтобы у кого-то из моего окружения они были. Все девочки носили атласные.
Вот как-то раз после школы я зашла в магазин «Культтовары». Там продавали всё — гвозди, обои, посуду, брошки. Мы с Лариской, гуляя, любили туда заглядывать — что-то купить по мелочи или просто поглазеть. И вдруг я вижу — на галантерейном прилавке разложены капроновые ленты — коричневые и чёрные! Я была поражена. Страх, что сейчас их расхватают, охватил меня. И тогда эта картина с капроновыми лентами на прилавке исчезнет как мираж и останется только в моей памяти. Денег у меня на ленты не было. Что же делать?
Я побежала домой.
У нас не принято было просить родителей что-то купить. Но впереди был мой день рождения...
Мама спала. Она работала в нашей школе учителем русского языка и литературы, очень уставала. От этого у неё часто болела голова, и врач посоветовал ей после школы ложиться отдохнуть на час-полтора. Она так и делала. А ночью проверяла тетради и варила суп.
Вот и теперь она спала. А тут я со своими лентами! Мне страшно неудобно и стыдно просить маму о покупке, да ещё будить...
Но я бужу её. Мама открывает глаза, смотрит, спросонок, ничего не понимая. Я говорю, что в Культоварах сейчас продают капроновые ленты, и прошу её ничего не дарить мне на день рождения, а купить эти ленты.
Мама  теперь смотрит на меня каким-то разочарованно-грустным взглядом и говорит:
- Я их уже купила и хотела подарить тебе на день рождения.

5. Синие бантики

В 7-ом классе я приобрела синие капроновые ленточки. Мне они очень нравились. Волосы к этому времени уже отросли. Я заплетала две косы, а концы их привязывала перекрёстно: конец левой косы — к началу правой и наоборот. Синие бантики, торчащие над ушами, в моих рыжеватых волосах смотрелись как васильки. Года два я так их носила. На школьные вечера с танцами в них ходила. И в комсомол поступала.
В старших классах стала модна стрижка. И я решила остричь волосы. Мама попросила меня напоследок сфотографироваться с косой. Я положила косу на плечо, повязала в самом её начале пышный синий бант, и пошла в фотоателье.  Рядом была и парикмахерская. 
Это было летом в Ялте. Пока я шла по набережной, все на меня оглядывались, и я думала:
- Вот посмотрим, как вы будете оглядываться, когда я буду возвращаться со стрижкой!
Сфотографировалась. В парикмахерской все меня отговаривали от стрижки, но я не поддалась на уговоры. А когда возвращалась по набережной –  красивая! – старалась ловить на себе восторженные взгляды. Но их не было. Я была удивлена. Задумалась:
- Почему так?
И довольно быстро нашла ответ:
- Просто я стала такая, как все.
- Может, не надо было стричь косу? – запоздало засомневалась я.
Папа к моим переменам был подготовлен, а вот брат не знал о них и, увидев меня стриженной, возмутился и целую неделю со мной не разговаривал…
Да, шла когда-то по набережной юная девушка в милом ситцевом платье, с небедной косой и синим бантом на ней… Я бы сейчас и сама на такую девушку с удовольствием оглянулась.
Недавно мы с Ларой, той самой моей подружкой, вспоминали наши детство и юность. И она сказала:
- Помню, как ты идёшь к доске и пахнешь Нарциссом (первые мои любимые духи). И на голове у тебя синие бантики.
Мне было очень приятно это услышать – до слёз.


6. Последний бант

В 9-10-ом классах мы почувствовали себя большими. Какие бантики и ленты? Это уже в прошлом. И одевались мы уже не в форму, а так — во что-то похожее. Но...
На Последний звонок и экзамены все мы, девчонки, нарядились, как в первый класс. Белые фартуки, воротнички и бантики.
У меня не было белого фартука (из всех выросла), и мама накануне Последнего звонка сшила из белого батиста симпатичный с красивыми отстрочками фартук. Подходящее платье у меня было. Гипюровый белый воротничок я сшила сама.
А на голову повязала большой белый капроновый бант. Но не на макушку, как в первом классе, а пониже. Как на старинных фотографиях барышень. Волосы к этому времени я уже пару раз состригала, и опять они немного отросли. Бант на них смотрелся очень мило.
Последний звонок, экзамены, последний бант...
Прощайте, мои бантики! Теперь у меня началась взрослая жизнь.