Пушкин и графиня Воронцова ЕК часть 5

Антон Ромашин
 

Портрет Светлейшей княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, 1832 год.
Холст, масло.Джордж Хейтер*. Холст, масло. Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт - Петербург.

Портрет Е.К. Воронцовой был написан известным художником Джорджем Хейтером в 1832 году в Англии, куда Воронцова приезжала с мужем в связи с ухудшением здоровья своего свекра, графа Семена Романовича Воронцова. Незадолго до этого Хейтер вернулся из Парижа, где писал портреты знати. Там им был исполнен портрет графини Софьи Станиславовны Киселевой, урожденной графини Потоцкой. Возможно, она рекомендовала художника своей знакомой, Е.К. Воронцовой.

*)Джордж Хейтер (Sir George Hayter; 17 декабря 1792, Лондон — 18 января 1871, там же) — английский художник, работал в области портретной и исторической живописи. Сын миниатюриста Чарльза Хейтера. Являлся официальным живописцем королевы Виктории, а в 1841 году получил рыцарский титул, т.е. стал дворянином.

На портрете изображена статусная дама,  состояние которой хорошо уловил и передал  замечательный художник Дж.Хейтер.
Достоинство и величавость, но величавость скромная…, не вызывающая.
В  её взгляде, несмотря на торжественность образа, имеется некоторое недоумение, которое можно понять, зная детали  её биографии.
Т.е. почему я, красивая и богатая, замужем за одним из лучших мужчин Российской империи и не счастливая. Ко времени написания этого портрета Елизавета испытала горечь измены её мужа и настоящее горе от потери четверых, родившихся у них с графом, детей.

***

Всё же продолжая тему Пушкин в Одессе у графини Воронцовой, необходимо для большей ясности и понимания  предлагаемой темы ввести в контекст понятие «Любовный быт  пушкинской эпохи».
Рассматривая сохранившуюся информацию об отношениях героев повествования и их современников с точки зрения сегодняшнего дня, естественно может возникнуть и недоверие к информации, и её неприятие.
Любовь и брак в 1820-х годах, тогда молодые люди не были похожи на наших современников. Брак - важный этап в жизни каждого из них. Свадьба - это таинство, а развод в то время был практически невозможен. Девушку считали невестой в четырнадцать лет. В этом возрасте она уже присутствовала на балах, где молодые люди искали невесту. Большинство браков планировалось заранее. В основе многих из них лежал расчет. Только романтики считали эмоции важнейшим условием счастливого брака. Нормой «романтического» поведения в начале XIX века было «похищение» невесты, после чего сваты отправлялись договариваться с родителями. После свадьбы начиналась семейная жизнь. Зачастую супруги только тогда понимали, что они слишком разные. Именно поэтому игра в любовников в те времена не считалась чем-то очень ужасным. Люди просто заполняли душевную пустоту.
Дворянский быт конца XVIII — начала XIX века строился как набор альтернативных возможностей («служба отставка», «жизнь в столице — жизнь в поместье», «Петербург — Москва», «служба военная — служба статская», «гвардия — армия» и пр.), каждая из которых подразумевала определенный тип поведения. Один и тот же человек вел себя в Петербурге не так, как в Москве, в полку не так, как в поместье, в дамском обществе не так, как в мужском, на походе не так, как в казарме, а на балу иначе, чем «в час пирушки холостой» (Пушкин). Дворянский образ жизни подразумевал постоянную возможность выбора.
Нерушимость этих норм была не автоматической, но в каждом отдельном случае представляла собой акт сознательного выбора и свободного проявления воли. Однако «дворянское поведение» как система не только допускало, но и предполагало определенные выпадения из нормы, которые в переводе на «язык сцены» равнозначны были антрактам в спектаклях. Система воспитания и быта вносила в дворянскую жизнь целый пласт поведения, настолько скованного «приличиями» и системой «театрализованного» жеста, что порождала противоположное стремление — порыв к свободе, к отказу от условных ограничений.
В результате возникала потребность в своеобразных отдушинах — прорывы в мир цыган, влечение к людям искусства и т. д., вплоть до узаконенных форм выхода за границы «приличия»: загул и пьянство как «истинно гусарское» поведение, доступные любовные приключения и, вообще, тяготение к «грязному» в быту. При этом, чем строже организован быт (например, столичный гвардейский быт во времена Константина Павловича), тем привлекательнее самые крайние формы бытового бунта. В эпоху Александра I, когда гвардия пользовалась относительной свободой поведения, в гвардейской казарме; не только пили шампанское, но и читали Адама Смита и Бенжамена Констана. При Николае I и Константине Павловиче, зажатая в оковы дисциплины гвардейская казарма одновременно сделалась рассадником пороков и извращений.
Для многих местных XIX век — это время флирта, значительной свободы светских женщин и мужчин. Было и довольно любопытное название — куртуазность. Брак не является святыней, верность не рассматривается как добродетель супругов. Каждая женщина вправе была иметь своего кавалера или любовника. (Набрались у просвещённой Европы!) Светские замужние женщины пользовались большой свободой в своих отношениях с мужчинами (кстати, обручальные кольца носили сначала на указательном пальце, и только к середине XIX века оно появилось на безымянном пальце правой руки). При соблюдении всех необходимых норм приличий они не ограничивали себя ничем. Как известно, «гений чистой красоты» Анна Керн, оставаясь замужней женщиной, выданной некогда за пожилого генерала, вела отдельную от него, фактически независимую жизнь, увлекаясь сама и влюбляя в себя мужчин, среди которых оказался А. С. Пушкин, а к концу ее жизни — даже юный студент.
Ещё одно любопытное явление, как кокетство, беспрерывное торжество рассудка над чувствами. Кокетка должна внушать любовь, никогда не чувствуя оной; она должна столько же отражать от себя это чувство сие, сколько и поселять оное в других; в обязанность вменяется ей не подавать даже виду, что любишь, из опасения, чтоб того из обожателей, который, кажется, предпочитается, не сочли соперники его счастливейшим: искусство ее состоит в том, чтобы никогда не лишать их надежды, не подавая им никакой.
Муж, ежели он светский человек, должен желать, чтоб жена его была кокетка: свойство такое обеспечивает его благополучие; но прежде всего должно, чтоб муж имел довольно философии согласиться на беспредельную доверенность к жене своей. Ревнивец не поверит, чтоб жена его осталась нечувствительною к беспрестанным исканиям, которыми покусятся тронуть ее сердце; в чувствах, с которыми к ней относятся, увидит он только намерение похитить у нее любовь к нему. Оттого и происходит, что многие женщины, которые были бы только кокетками, от невозможности быть таковыми делаются неверными; женщины любят похвалы, ласкательства, маленькие услуги.
Мы называем кокеткою молодую девушку или женщину, любящую наряжаться для того, чтобы нравиться мужу или обожателю. Мы называем ещё кокеткою женщину, которая без всякого намерения нравиться следует моде единственно для того, что звание и состояние её того требуют.
Кокетство приостанавливает время женщин, продолжает молодость их и приверженность к ним: это верный расчет рассудка. Извиним, однако же, женщин, пренебрегающих кокетством, убедившись в невозможности окружить себя рыцарями надежды, пренебрегли они свойством, в котором не находили успехов.
В эпоху романтизма «необычные» женские характеры вписались в философию культуры и одновременно сделались модными. В литературе и в жизни возникает образ «демонической» женщины, нарушительницы правил, презирающей условности и ложь светского мира. Возникнув в литературе, идеал демонической женщины активно вторгся в быт и создал целую галерею женщин — разрушительниц норм «приличного» светского поведения. Этот характер становится одним из главных идеалов романтиков.
Аграфена Федоровна Закревская (1800–1879) — жена Финляндского генерал-губернатора, с 1828 года — министра внутренних дел, а после 1848 года — московского военного генерал-губернатора А. А. Закревского. Экстравагантная красавица, Закревская была известна своими скандальными связями. Образ её привлекал внимание лучших поэтов 1820-1830-х годов. Пушкин писал о ней в стихотворениях «Портрет», «Наперсник». Закревская же была прототипом княгини Нины в поэме Баратынского «Бал». И наконец, по предположению В. Вересаева, ее же нарисовал Пушкин в образе Нины Воронской в 8-й главе «Евгения Онегина». Нина Воронская — яркая, экстравагантная красавица, «Клеопатра Невы» — идеал романтической женщины, поставившей себя и вне условностей поведения, и вне морали.

Это и многое другое нужно иметь ввиду, рассматривая жизнь А.С.Пушкина, его современников и современниц в контексте любовного быта существовавшего, как образ жизни большинства дворян в начале 19 века.

***

Итак, в 1832 году уже почти 10 лет граф Воронцов – генерал-губернатор Новороссийского края и Бессарабии, графиня Элиз – первая дама одесского бомонда. У них двое детей, Семен, в котором отец души не чает, и София, которую он не признает своей дочерью.
Еще в 1825 году Воронцову было, наконец, присвоено звание полного генерала, т.е. генерала от инфантерии, заслуженное им ешё в период наполеоновских войн.
Уже 7 лет в России правит император Николай 1, который не ставит под сомнение ни военный авторитет генерала, ни авторитет Воронцова губернатора.

***

В прошедшее время со дня высылки Пушкина из Одессы, он почти безвыездно прожил в имении Михайловское, которое С 1818 года Михайловское принадлежало матери Пушкина Надежде Осиповне и главным его маршрутом были поездки в Тригорское, обитатели которого были только женщины, из семейства Осиповой _Вульф. Это женское общество сильно скрасило пребывание Пушкина в ссылке.    
В Михайловском Пушкин завершил начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (где формулирует своё профессиональное кредо), «К морю» (лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью), поэму «Цыганы», продолжил писать роман в стихах. Осенью 1824 года он возобновил работу над автобиографическими записками, оставленную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывал сюжет народной драмы «Борис Годунов» (окончена 7 (19) ноября 1825 года, опубликована в 1831 году), написал шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэт создал около ста произведений.
***

В 1826 году, после подавления восстания декабристов, Пушкин был вызван к новому императору Николаю 1 из ссылки в Михайловском и помилован им.

В 1830 году поэт, после двухлетнего ожидания согласия матери невесты, все-таки женится на Наталье Гончаровой. Перед свадьбой он отправляется в Болдино и задерживается там на три месяца из-за карантина. Этот период в его творчестве принято называть Болдинской осенью. В этот период были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», некоторые главы из «Евгения Онегина» и многое другое.
В Болдино, в процессе плодотворной работы, он снова вспоминает об Элизе, очевидно это вдохновляет его, т.к. на страницах рукописей появляются изображения графини Елизаветы Ксаверьевны.
 
В 1832 году у Пушкина родилась дочь Мария, в 1833 году родился сын Александр. Поэт по-прежнему полон поэтических замыслов и свершений. В 1832 году он начал писать роман "Дубровский". В 1833 - повесть "Пиковая дама" и приступает к работе над "Капитанской дочкой".

За время (1830, 1833,1834 гг.), им было написано около 50 произведений. Среди них "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Медный всадник", "История Пугачева", "Пиковая дама", "Анджело", две последние главы "Евгений Онегин", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и о работнике Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", около 30 стихотворений (в том числе "Осень"), статьи полемической и литературно-критической направленности.

***

Но, вернемся к семье графов Воронцовых.
Оба, муж и жена Воронцовы, родившись в знатных и богатых дворянских аристократических семьях, не могли желать для себя другой судьбы. Их удача началась с их рождения, но, не смотря на знатность и богатство, и собственные достижения в жизни, она не всегда  была милостива с ними и, к сожалению, им пришлось многое испытать, особенно то, что было  связанно с потерей  детей.
Вот дневник М.С. Воронцова — это четкие лаконичные записи, в которых нет места бурному проявлению чувств. Но даже они не в силах скрыть горя отца, потерявшего четверых детей.
Глава «1820 г.»: «В начале этого года Лиза родила дочь, которую мы потеряли через несколько дней после ее рождения».
Глава «1821 г.»: «В Лондоне родилась наша дочь Александрина».
Глава «1822»: «Лиза тем временем родила сына, который был назван Александром, и которого мы имели несчастье потерять год спустя».
Глава «1823»: «23 октября моя жена родила нашего дорогого Семена».
Глава «1826»: «В Петербурге я получил известие о рождении сына, который был назван Михаилом, и которого, к несчастью, мы потеряли позднее, в Англии».
Глава «1830»: «В половине сентября <...> я отправился соединиться с моей женой, я узнал дорогой о несчастии, которое уже поразило нас, то есть о смерти нашей дорогой и чудесной дочери».
После смерти Александрины в 1830 г. в живых из шестерых детей остались двое: Семен и Софья (о ее рождении в 1825 г. записи в дневнике нет).
Если уж совсем упростить эти трагические годы в их жизни, то можно сказать, что это та печальная проза жизни, о которую разбиваются многочисленные браки и в наше время.
До приезда в Одессу в 1823 году  для вступления в должность генерал-губернатора Воронцовы потеряли двоих детей, младенцами. Вполне вероятно, что это могло значительно охладить их отношения к друг другу.
Что-либо  об отношениях с другими женщинами графа до этого с начала брака с Елизаветой – ничего не известно. В Одессе, после упомянутых семейных и других  потрясений* у генерала М.С.Воронцова появляется любовница. 
*) «другие потрясения» - имеется ввиду сложившееся недоверие императора Александра 1 к генерал-лейтенанту Воронцову, в связи с его более современными взглядами, в том числе и на  на армейскую жизнь. В связи с этим граф собирался уйти в отставку. Главной причиной этого решения была отрицательная оценка его командования русским оккупационным корпусом во Франции и непринятие высшей властью его требований изменить отношение к нижним чинам в армии. В следствие этого Воронцову было задержано присвоение следующее звание: генерал от инфантерии, которое будет ему присвоено через 12 лет после предыдущего.
Этот вопрос будет освящен в одной из последующих публикаций.

***

До сих пор  вопрос занимает исследователей и интересующуюся публику: были ли  графиня Элиз Воронцова и Пушкин любовниками или это был Александр Раевский.

Наверняка это утверждать некорректно  и невозможно, потому что это будет навсегда скрыто за дверями прошедшего за 200 лет времени и … особенностью такого рода обстоятельств. Но, в качестве версии, для которой имеются косвенные доказательства, можно предположить, что вероятно Пушкин, с учетом семейных обстоятельств графов Воронцовых, сумел получить отзыв на свои настойчивые ухаживания за Елизаветой.

Если, как считают некоторые исследователи жизни и творчества Пушкина, ничего кроме пылкой влюблённости Пушкина в графиню не было, и отношения были односторонними, то почему тогда Пушкин, в последствии, уничтожил все её письма (якобы по её просьбе). Сделал он это, конечно же, заботясь о репутации Елизаветы. Да и вообще почему эта переписка существовала …, тем более, что перед отъездом Пушкин оскорбил её мужа, написав «полу-милорд, полу-купец…» и она была обижена этим. Но, очевидно, простила…, т.к. через 9 месяцев сообщает ему о рождении дочери, после чего он пишет:
«Прощай, дитя моей любви
Я не скажу тебе причины…»
 
При этом,  имеется еще один факт. Граф Воронцов, переписываясь с родной сестрой Екатериной, в замужестве леди Пемброк, живущей в Лондоне, не сообщает ей о рождении дочери и она узнает об этом только через несколько лет, когда Воронцовы отправляют сына Семена и дочь Софию для обучения в английской школе. Нет ни одного упоминания о дочери Софии и в дневнике графа, который он скрупулёзно вёл на протяжении своей жизни.
Конечно, имеется другая версия, в соответствии с которой отцом родившейся Софии мог быть Александр Раевский, который тоже был темноволосый и со смуглой кожей.

И, наконец, третий аргумент – талисман, то есть перстень, подаренный Пушкину Воронцовой, и его стихотворение посвященное этому - «Талисман». Талисман, воспетый Пушкиным, дошёл до нас. Это золотой перстень с резным восьмиугольным сердоликом. Еврейская надпись на нём, в переводе раввина Минора, профессора Хвольсона и барона Гинсбурга, гласит: «Симха, сын почтенного рабби, старца Иосифа, да будет благословенна его память». Сохранилась записка И.С.Тургенева: «Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешёл к его сыну Павлу Васильевичу, который подарил его мне. Иван Тургенев (Париж, август 1880)». В записке Герарда говорится, что перстень, по смерти Тургенева перешедший по завещанию к Полине Виардо-Гарсия, ею подарен Пушкинскому музею, где он и находится.
Пушкин любил украшать свои пальцы перстнями и верил их таинственному значению. «Кабалистическая», как думал Пушкин, надпись, оказавшаяся надписью на древнееврейском языке, непонятная самому поэту, увеличивала в его глазах таинственное значение перстня. Он был велик для Пушкина, и тот носил его на большом пальце. С ним поэт изображён на двух портретах работы Тропинина и Мазера. На первом портрете перстень на большом пальце правой руки, а на втором – на большом пальце левой руки.
Трудно поверить, что такой подарок был просто знаком уважения.

Продолжение следует.
АэС, 04.08.2021 года