Нужна ли России идеология?

Кузьмин Алексей
   «Зачем нам куда-то вступать? Нам не надо никуда вступать! Мы обычно уж если начнем куда-то вступать, так обязательно куда-нибудь и наступим!»

   Нельзя смешивать идеологию и систему ценностей.
   Не давая сущностную формулу идеологии, рассмотрим ее функциональную роль. Идеология – это система ценностей и теория, принятая в качестве программы действий.
   На основе этой написанной, устно декларируемой, отлитой в бетоне, или осуществляемой в тайном сговоре программы совершаются действия.
   Как говорится, «дьявол в мелочах».
   Нормальное планирование осуществляется на основе целей и средств.
   Цели определяются необходимостью для выживания и развития.
   Цели могут подвергаться моральной оценке, а также оценке реальности достижения исходя из объективных данных. Специалисты определяют, «взлетит, или не взлетит».
   Идеологическое планирование осуществляется на основе теории. Цели назначаются не исходя из реальности, а исходя из теории.
   Теория является «священной коровой», и оценке с позиций морали и критериев выполнимости не подлежит. Идеологи решают, специалисты исполняют, не раздумывая.
   Идеология – это то, на основе чего принимаются политические и организационные решения. Например, коллективизация, индустриализация, украинизация, арийская физика, лысенковщина, уничтожение различий между физическим трудом и умственным, городом и деревней, мужчиной и женщиной, борьба с пьянством, запрет на аборты, железный занавес, трудодни, сегрегация, борьба с краснокожими, доктрина Монро, введение либеральных ценностей, мультикультурализм, толерантность, зелёная экология.
   Идеология ставит цели: золотой миллиард, кукуруза в Заполярье, истребление воробьев, несение марксизма неграм Африки. Эти цели не проходят экспертизу специалистов, наоборот – специалистов заставляют работать в рамках программы, принятой идеологами.
   Разумеется, каждая идеология провозглашает себя единственно верным учением, и ставит себя выше критериев добра и зла. В таком случае получается, что «цель оправдывает средства», и нам машут ручкой из ада такие исторические персонажи как Торквемада, Геббельс, Марат, и товарищ Ягода с товарищем Вышинским.
   Идеология ставит ориентиры, которые объявляются сверхценными, более важными, чем традиционный набор ценностей человека. Идеология не признает законов природы, для нее главное – достичь желаемого идеалистического результата. Если цель указана неверно, а так происходит практически всегда – идеология не имеет обратной связи и коррекции с реальностью – то весь потенциал страны начинает работать на ложную цель, и государство гибнет.
   Теперь о системе ценностей. Каждая культура формирует свою систему ценностей «за всё хорошее против всего плохого».
   Это как раз семья, патриотизм, уважение к законам, права личности, десять заповедей и всё прочее хорошее.
   Это свобода, равенство и братство. Вы спросите – при чем тут гильотина? Ах, да! Только не делайте это идеологией, а то начнутся массовые казни.
   Система ценностей – это ориентир, который формирует наше отношение к тем или иным событиям.
   Итак, система ценностей может быть оформлена либо в виде рассказов и поучений, как в конфуцианстве; либо в виде заветов, как в христианстве; либо в виде рассуждений, как протестантская трудовая этика, в виде священных книг и откровений, кодексах и прочих сводах правил.
   Система ценностей относится к этике, и не конкурирует с религиозными и политическими идеями, но может сосуществовать с ними.
   Если чиновник, просто человек, своим повседневным поведением демонстрирует приверженность к одобренной обществом системе ценностей, то он подаёт позитивный пример. Если наоборот – то его начинают осуждать соседи, пресса, комиссии по этике. А если и они не осуждают, то плохой пример работает на разрушение позитивной системы ценностей, и государство гибнет.
   Система ценностей – это вопросы добра и зла, развития и деградации, уважения и доверия. В конфуцианском учении это «Путь» и «Добродетель», «Доверие», «Уважение» и «Уступчивость».
   Система ценностей задаётся авторитетом и личным примером.
   Идеология – это модель действий на основе некоей теории.
   Идеология проводится в жизнь принуждением и насилием.
   Отсутствие идеологии не означает отсутствия целей в обществе. Если в системе ценностей осуждается праздность, то общество в дискуссии вырабатывает цели, а политические лидеры поручают специалистам разработать программу действий.
   Стройную программу того, как позитивные ценности распространяются в обществе, разработал ещё Конфуций:
   – Личный пример:
   Правитель должен следовать добродетели, тогда его поведение будут копировать нижестоящие. Правитель должен воспитывать наследника в добродетели, тогда династия будет долговечной.
   – Ритуалы:
   Совместные действия выражения уважения, задающие критерии единства в вопросах целей, различения добра и зла. Совместные переживания, единение эмоций в осуждении зла, общая радость в отношении успехов, общая скорбь в отношении утрат.
   – Музыка:
   Музыка содержит в себе выражение гармонии. Гармоничная музыка должна поощряться, развращающие зрелища порицаются. В учении Конфуция проводятся параллели между падением нравов и падением государства, сам старик всячески ополчался против популярной культуры низшего уровня, был непримиримым врагом древнего шоу-бизнеса.
   В настоящее время в России невозможно введение никаких «-измов». Коммунизм, национализм, и прочие учения подразумевают насилие против одной из частей общества. Россия устала от насилия.
   Семьдесят лет претворения в жизнь неадекватного реальности учения, попытки привести его в соответствие с нормами морали, идейные споры, превращающиеся в политические преследования, вкачивание огромных сил и средств в перенесение этого неосуществимого учения на весь мир – всё это подорвало силы народа.
   Но до сих пор находятся воспаленные умы, стремящиеся в сжатые сроки «сделать хорошо», навести всеобщую справедливость, как правило, методом репрессий. Возможно, это психологическая особенность, когда своих идей ещё нет, а инакомыслящих расстреливать уже хочется.
   К счастью, эти товарищи всё более вытесняются в маргиналы. Люди хотят простых вещей: устойчивого развития, предсказуемого ближайшего будущего, семейного счастья. Страна уже интоксикацию получила от «великих потрясений».
   Кстати, юмор ситуации заключается в том, что традиционализм у нас тоже невозможен – у нас две непримиримых традиции царского и сталинского наследий. Даже традиционализм не может объединить наше общество под одной идеологией. Что говорить о национализме или религиозном догматизме. У нас многонациональное и многоконфессиональное государство, консенсус возможен только на уровне светской этики.
   Мы слишком велики, чтобы иметь простую идеологию.