как я был лунатиком

Евгений Нищенко
В детстве я был лунатиком.

Сразу скажу, что по крышам я не ходил  (для этого с избытком хватало дня) и меня не боялись разбудить заботливые родственники. Тем более, что спал я крепко и разбудить  меня было довольно трудно – я мычал, брыкался, бормотал « щас-щас!» и тут же засыпал ещё крепче.

Случаев  моего лунатизма немного.

Однажды, малышом, я не просыпаясь, встал по нужде (мы строились и спали на полу) и вместо горшка сел брату на голову.
Не успел, сняли!

В другой раз, мне было уже лет десять, я набегался и рано уснул.  Уже смерклось,  но было ещё достаточно светло.   Мать  с квартиранткой (тётей Груней)  сидели на крыльце, когда я, не просыпаясь, прошёл мимо них и полез к соседям  через забор.  Мать с тётей Груней с трудом отловили меня в соседских подсолнухах.  Что я там забыл – покрыто мраком. В туалет,  в наш огород, было направо, а я ломонулся прямо -  в соседский огород перед  домом. Соседская территория для нас, пацанов, была неприкосновенна.  Иногда нам до завтрашнего дня не возвращали латанный-перелатанный футбольный мяч, попавший в огород с улицы.

Но этого я не помню.  Всё это мне рассказали после.
 
Помню только один случай своего снохождения, помню отчётливо, несмотря на своё сонное состояние. Я был уже в пятом классе, а сестра училась в седьмом.  Поздним зимним вечером сестра с подругой зубрили роль про «даму приятную во всех отношениях»  из «Мёртвых душ», а я спал за перегородкой.
«Ну, прямо - орёр, орёр, орёр!» - на все лады повторяли они и мне, спящему,  от этого «орёр» почему-то было нехорошо.  Не  проснувшись до реального восприятия действительности, я полез с кровати на окно, а они меня снимали, и я сопротивлялся. Потом, с чувством горькой обиды, в знак протеста, я улёгся на голую сетку и укрылся матрасом.
Никаких разговоров после на эту тему после не было - ни сестра, ни её подруга в этом не увидели ничего заслуживающего внимания.
 
Вряд ли можно отнести к лунатизму случаи, когда человека «не добудишься!». Иногда мать поздно возвращалась с работы, а я не проснувшись, шарил по стене руками – искал крючок, чтобы открыть дверь.  «Да что ты там возишься!» - нервничала уставшая мать. Я наконец, так и не придя в полное сознание, открывал дверь и снова засыпал.
 
Ни о каких неврологах и психиатрах  разговоров по тому времени не было, так что вопрос о моём лунатизме остался открытым.
Для науки лунатизм не представляет особого интереса – обычное частичное пробуждение, при котором кора головного мозга, отвечающая за осознание окружающей действительности, не растормаживается полностью, и человек действует «на подкорке» - глубинной области мозга отвечающей за автоматизм действий.

04.08.21
рис из нЕТа