Магнетизм прекрасного Тбилиси. Конец

Магда Кешишева
   Прошло три дня и мы снова в гостеприимной квартире Рогнеды Генриховны. Мы, естественно, пришли не с пустыми руками, но и хозяйка готовилась. Стол, накрытый на три персоны, украшал чудный натюрморт их фруктов и ягод. Я не удержалась:
 - Рогнеда Генриховна, какая прелесть! Вы могли бы достойно состязаться с Параджановым в умении фантазировать и создавать замечательные композиции.
   Женщина зарделась и, мило улыбнувшись, сказала:
 - Дорогая моя, слышать, конечно, приятно, но с Серёжей сравниться никто не сможет.

 - Девочки, я сейчас принесу половинку "вашего" арбуза - это будет ваза, и мы с вами сделаем красивый и полезный фруктовый салат... У меня ещё мороженое есть для вас. А, может быть, кофе сварить?
   От кофе мы отказались. Втроём сделали салат, который выглядел божественно и радовал глаз разнообразием красок. Посмотрев на арбуз - вазу, Рита медленно произнесла:
 - Не хватает...
 - Риточка, чего не хватает?
 - Рогнеда Генриховна, не хватает ... Поля Сезанна, чтобы эту красоту увековечить.
 - Это поправило. Девочки, садитесь, я вас увековечу. Телефон... так... готово.
 - Рогнеда Генриховна, теперь, пожалуйста, вы сядьте.
 - Нет, нет, я буду стоять...

 - А, что это вы, Наточка, украдкой на часы смотрите? Думаете, я забыла о своём обещании? Нет, дорогая, я всё помню. Сейчас и расскажу, только слегка приберу лишнее со стола.
 - Сидите, сидите, мы сами.
 - Спасибо, девочки.

 - Мы говорили о Тбилиси... Да этот тёплый город любили все, кто приезжал даже на короткое время. Вы, конечно, помните последние малоприятные события, связанные с Познером. Как можно было митинговать, забрасывать яйцами автобус, гостиницу, свистеть, ударять в какие - то металличекие предметы, отключать элекиричество в отеле?! Человек хотел всего лишь отметить день своего рождения в кругу гостей, выбрав ВАШ город. Это же о чём - то говорит! И вдруг - такой неприятный сюрприз, который, без сомнения, запомнится надолго. Но не будем о грустном...

 - Тбилиси и тбилисцев любили и великие армяне. Все армяне знают слова советского армянского поэта и прозаика Аветика Исаакяна:"В гости я могу поехать в любую страну, но если нужно будет укрыться от врага моим детям, я их пошлю в Грузию, а сам умру на поле боя".
   Я хорошо помню, когда 7 декабря 1988года произошло катастрофическое Спитакское зелетрясение, помощь из Грузии пришла раньше, чем из Еревана... Жаль, сегодня многое изменилось...

   Вы, думаю, знаете, но приятно вспомнить год, когда, сочетавшись браком  в Москве, Высоцкий и Марина Влади приехали в Тбилиси, чтобы отпраздновать это событие. Какой незабываемый праздник им устроили! И тут особенно отличился Сергей Параджанов. Высоцкий и Влади остановились в его доме. А Серёжа, неистощимый выдумщик, человек - праздник, человек красивого поступка... Знаете, как он принял дороигих людей?... Аааа, не знаете... Он заполнил весь пол фруктами. Стояли поражённые молодожёны, не зная, как ступить ... Да, умел Параджанов удивлять... И это не всё. На постель была брошена старинная шёлковая шаль... Высоцкий с Мариной завернулись в неё и уснули... Наверное им снились замечательные, цветные сны... 

   Знаете, я давно живу и многое видела и запомнила. Я видела первые выступления Евтушенко в Тбилиси. Мне тогда - это был 1955 год - было 18 лет. И много позже, опять в Тбилиси, он получил первую в жизни премию за 30 лет служения поэзии. И, кстати, Евтушенко в Тбилиси праздновал своё 70-летие...

   Очень любила Грузию Бэла Ахадулина.
 - Если не ошибаюсь, она крестилась в грузинском храме, а через годы крестила там же свою дочь, верно?
 - Верно. Этот храм называется Светицховели, и дочь Ахмадулиной, Лиза, крещена там.
   Ахмадулиной нравился грузинский язык и она даже знала пару - тройку грузинских слов.
 - Простите, я слышала, что Ахмадулина, когда Параджанов переживал нелёгкие времена, написала письмо Шеварднадзе, а потом и встретилась с ним.
 - Да, такое было... Ха-ха-ха...
 - Почему вы смеётесь?
 - У этой истории было забавное продолжение. Шеварднадзе, как грузин, решил сделать ей царский подарок: он предложил Ахмадулиной дачу на побережье Чёрного моря.
 - И она приняла?
 - Естественно, нет! Говорили, она сказала, что любит всю Грузию и не хочет иметь в собственности её часть...

 - Девочки, вы не устали? Давайте устроим перерыв - попьём кофе и продолжим.
   Я даже не сомневаюсь, что вы знаете и других, не менее замечательных людей, искренне любивших Грузию и Тбилиси. Вот их мы с вами и вспомним...

   И мы вспомнили: Маяковского, до 9-ти лет не разговаривающего по - русски, Горького, признававшего, что Тбилиси сделал его "из бродяги литератором", Мережковского, который встретился в Грузии с Зинаидой Гиппиус, обвенчался в Тбилиси и прожил с ней долгие 52 года.
   Конечно же, говорили мы и о Пастернаке, считавшем Грузию второй родиной и многократно приезжавшем сюда, и об Айвазовском, которому очень легко работалось в Тбилиси, где он встречал восторженный приём, и где устраивались его выставки.

   Говорить о столице Грузии и не вспомнить о бесстрашном, отчаянном "художнике революции" Камо невозможно.

   В Грузии Грибоедова называют -  "Наш зять". Это и понятно: здесь он жил и работал, здесь закончил комедию "Горе от ума", женился на дочери выдающегося поэта Александра Чавчавадзе Нине, и здесь же, в Пантеоне, на горе Мтацминда, покоится его прах...

   С Тбилиси связаны имена великих Немировича - Данченко и Сумбатова - Южина, Пушкина, восторгавшегося природой Грузии, гостеприимством людей, серными банями,
Лермонтова - самого известного "русского кавказского писателя", Рахманинова, приезжавшего в Тбилиси на гастроли.

   Особая веха в жизни "великого французского писателя - туриста" Дюма - отца - его путешествие на Кавказ, а в ней - его посещение Грузии. Полтора месяца жил он в Тбилиси, ежедневно посещал серные бани, гулял по окрестностям и ещё - писал. А во Францию вернулся в грузинской национальной одежде... Между прочим, в Тбилиси есть улица Дюма.

   Этот день был полон роскоши общения. Как прекрасна жизнь! И как здорово, что живут рядом с нами душевные, содержательные люди, которым есть, что вспомнить, рассказать! 

   P.S. На фото - Александр Дюма в грузинской национальной одежде.