Просветление - тень северного сияния

Игорь Леванов
Просветление (пробуждение) — религиозное понятие, в большей мере относящееся к буддизму, но встречающееся и в других традициях и означающее «целостное и полное осознание природы реальности».
В буддийской религиозной практике, просветление — состояние ясности, осознанности, понимания практик и выхода из состояния субъектно-объектной дихотомии. Дихотомия (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, более связанные внутри, чем между собой. У людей двоичное мышление, дихотемия – это деление на добро и зло, это деление может дойти до абсурда. Деление на противоположности люди воспринимают, как единственный взгляд на мир, теряют возможность восприятия единства мира.
Трудно преодолеть стереотип мышления, в повседневной реальности, в полусне, нужно выйти за пределы обычного. Полярное сияние, северное сияние (Aurora Borealis), южное сияние (Aurora Australis), аврора (Aurora), устар. «пазори»  — свечение (люминесценция) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
Реально оценив своё место в природе, люди дублировали реальность в словах. Стали на словах «царями природы», но потеряли осознание реальности, в этом мире всегда так, приобретая одно, теряют другое.
Так как понятие просветления в значительной мере связано с практическими аспектами буддизма, оно трудно подлежит вербальному определению. Вот описание одного из подходов к определению просветления:
Просветление — состояние полной осознанности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим. Просветление достигается за счёт понимания ошибочности так называемого «волеизъявления», благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее, она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом, сознание освобождается от иллюзий и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.
Бхагван Шри Раджниш (ОШО) говорил: «Не думайте, что когда кто-то становится просветлённым, видит свет, эфирных существ, всё это вздор, это может происходить, но это всего лишь явление ума. Просветление это обыденное явление, потому что особенное это поиск эго, нет достижения, нет погони за чем-то. Вы просто счастливы без всякой причины, счастье обусловлен причиной, блаженство – это беспричинное счастье. Просветлённый всегда счастлив, дискомфорт может быть и у просветлённого, но несчастья никогда».
Счастье не обусловлено, ну разве что северным сиянием, этим таинственным явлением общения солнца и земли. Поэтому просветлённые называются просветлёнными, потому что это свет северного сияния.  Бхагван Шри Раджниш (ОШО) не говорит, почему просветлённый называется просветлённым, наверняка знал, но был достаточно умным, чтобы не говорить того, что мешало бы удерживать людей в ашраме в Пуне в Индии, где не бывает северного сияния. Так бы духовные искатели из Америки и Европы отправились бы за просветлением, к северному сиянию.
На фоне северного сияния можно отбросить своё эго, оно ничего из себя грандиозного не представляет, в свете близкого общения солнца и земли. Все людские взаимоотношения ничтожно малы на фоне северного сияния. Если и остаётся эго, то в осознании сопричастности этому грандиозному явлению. Просветление – тень северного сияния