Христианская психология, психиатрия и духовность

Евангелия Роуз
Ученые, объясняя различия между человеком и животным, обычно говорят, что только человек умеет говорить и использовать орудия труда. Есть и еще отличие человека от всех остальных живых существ. Только человек обладает жаждой познания.

Просторы звездного неба и глубины океанов, ледяные пустыни и жаркие джунгли манят людей своими тайнами. И тайны открываются перед настойчивыми исследователями.
Но наибольшая тайна скрыта в самом человеке. Древнегреческий философ Фалес Милетский (625-547 до н.э.) говорил: «Что труднее всего? Познать себя». Познать самого себя помогают многие науки, в том числе и психология. Психология – это «наука о душе», точнее о психике. В научном употреблении термин «психология» появился в XVI веке. Так называли особую науку, которая занималась изучением душевных, или психических, явлений.

Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей Руси в монастыри свозили душевнобольных. В обителях с христианской любовью облегчали их страдания. Из истории медицины известно, что становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих неразрывно связано с проникновением в быт и нравы христианства. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви.

Великий князь Владимир в своем Уставе (996 г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными. В представлении людей христианские заповеди милосердия, сострадания, любви к ближнему связывались с попечением о болящих, заботой о вдовах, стариках, сиротах. Святой князь Владимир, крестившись, строил церкви и больницы, устраивал десятину, которая шла на содержание богоделен, странноприимных домов, больниц и, как свидетельствуют летописи, велел разыскивать по городу больных и доставлять им на дом пропитание.

Процесс отделения психиатрии от церкви начался примерно с конца XVIII века. Психиатрия предпочла стать более «объективной», ученые и практики стали опираться только на факты, данные клинических и лабораторных наблюдений. Не удалось удержаться именитым профессорам от искушения всему найти рациональный ответ и поставить точки над «i». Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с физиологически ориентированных точек зрения.

В последние годы по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Словом работа в этом важном направлении началась, но многое еще предстоит сделать. Основными направлениями изучения и коррекции психического состояния человека являются:

Психиатрия – это отрасль медицины, изучающая психические заболевания. Психология – это наука о человеческой психике. Психология изучает психические процессы, свойства и состояния с помощью объективных методов, экспериментальных исследований и математической обработки данных. При этом не надо забывать, что наука существует не ради себя самой, а как определенный вид познания, приближения к Истине.

Христианская психология – это подход к человеку, который опирается и исходит из общих принципов православной христианской антропологии. В христианской психологии человек — это образ и подобие Божие, человек имеет бессмертную душу и целый ряд других оснований. Психология в этом свете рассматривается не как существующая сама по себе, а как существующая для служения человеку.

Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа. По словам преп. Никодима Святогорца, «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве – здоровье, норма человеческого бытия. По утверждению святителя Феофана Затворника, духовную сферу в человеке составляют: благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога.

Совесть - это тихий голос Бога
В каждой человеческой душе.
Если кто идет худой дорогой
Не способен вслушаться уже…
Совесть - это чистый голос Бога.
Может, кто-то будет отрицать?
Но когда внутри живет тревога,
Значит, есть, что Господу сказать.
(Бровко Сергей)

Всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу. Духовный, т.е. православный подход к больному человеку, не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.