Через годы и расстояния

Ольга Камашинская
Мои родители познакомились с А.Б. Славиной в 1961 году во время отдыха в санатории ВОГ в Геленджике.И их  дружба продолжалась почти 30 лет, до ухода родителей из жизни. Казалось бы,огромное расстояние от Москвы до Новосибирска, но его легко преодолевала их духовная близость.
 
Мой отец ,Комашинский Б.А.,был старшим научным сотрудником в Сиб НИА имени Чаплыгина,он ездил в командировки в ЦАГИ. Кроме того,ему приходилось бывать в Москве и как члену Правления ВОГ. И всегда Алла Борисовна радушно принимала отца у себя дома ,в квартире на Колпачном переулке. Им многое нужно было обсудить. И не только личные дела,но и проблемы обучения и трудоустройства ,быта и досуга глухих в стране. Они оба писали стихи и заметки для журнала "Жизнь глухих". У них была общая компания из активных и талантливых людей из разных городов СССР , которые съезжались на съезды ВОГ в Москву. Но,кроме кратких московских встреч, было и другое.
 
Для неслышащих людей очень большую роль в познании мира играют книги. А для творческой интеллигенции важна возможность общения через письма. Недаром в прошлых веках был так популярен эпистолярный жанр. В письмах человек самовыражается, анализирует ,формулирует свои мысли и идеи, находит порой ответы на собственные вопросы. Алла Борисовна и мои родители постоянно переписывались все эти годы,порой писали по 2-3 письма в неделю. Эти письма всегда было интересно читать. В них они писали о новостях,делились мыслями и переживаниями. В них были и юмор,и мудрость,и стихи,и обсуждение творческих планов. Живое общение.
 
Я впервые побывала в Москве ,когда училась в 9 классе. Отец взял меня с собой в командировку. И останавливались мы на две недели у Аллы Борисовны. Навсегда запомнилось ее гостеприимство, стремление помочь каждому человеку по мере своих сил и возможностей. С ее дочерью Ирой мы ездили на обзорные экскурсии по городу,ходили в театр. А когда стояли сильные декабрьские морозы,то и дома не было скучно. Алла Борисовна рассказывала что-то интересное о Москве. Она же была историком и охотно делилась своими знаниями. Иногда все расходились по делам ,и я читала книги из большой библиотеки Славиных. У них тогда  познакомилась с творчеством Фейхтвангера и Шолома -  Алейхема. Ну и ,конечно,запомнилась встреча Нового года у И.В. Цукерман в компании творческой московской интеллигенции. Там же поразила встреча со слепо-глухой О. С . Скороходовой,с которой удалось поговорить тактильно с помощью азбуки глухих.
 
После смерти моих родителей общение со Славиными не прекратилось. Начиная с 1990 года с Аллой Борисовной стала переписываться я. В письмах мы морально поддерживали друг друга в трудные годы распада СССР и при разных личных проблемах. Последняя наша  встреча состоялась в 2002 году, когда я привезла свою дочку- школьницу посмотреть Москву. А потом были снова письма.
И еще был  музыкальный альбом "На лунной орбите" из  песен,  написанных мной на слова глухих поэтов России .И в нем  песни на прекрасные стихи Аллы Борисовны Славиной,моего отца  и других талантливых людей из ВОГ. Стихи,в которых глухие люди со сложными судьбами, выражали свою боль,порой отчаянье, искали свой путь в этой сложной жизни и находили его. Как нашла свой путь историк,поэтесса,журналист Алла Борисовна Славина.