1. 9 Прав ли Фрейд?

Лариса Болотова
                Правильно ли был понят Фрейд?   

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

 (стр. 36) «Во многом благодаря Фреду в настоящее время общепризнано, что существуют области разума, которые мы не осознаём, но которые, тем не менее, влияют на наше поведение, наши мысли и, более того, отвечают за многие психологические и даже психические расстройства».

                Не означает ли это, что в человеке помимо его физического тела есть что-то невидимое физическими глазами, но отвечающее за его психическое состояние? И это душа.

«Идея, что позабытые переживания и травмы, безсознательные желания, чувства страха и ненависти оказывают влияние на наш разум, является общепризнанной …».

                Как раны оставляют рубцы на физическом теле человека, так позабытые переживания и травмы, оставляют свои следы (особые программы) в нашей душе.

«Самый очевидный, часто задаваемый, причём в критической манере, вопрос: можно ли открытия, сделанные Фрейдом на основе анализа невротиков, переносить на нормальных, здоровых людей, обнаружил ли он универсальные законы, которые правят психическими процессами или же установленные закономерности касаются только невротиков».

                Земною жизнью живут все люди, то есть внешние условия у всех одинаковы в общих чертах, а невротиками становятся не все. Почему?

«Разумеется, культурная атмосфера в наше время сильно изменилась. Сексуальные табу, имевшие тираническую власть над умами людей, значительно уменьшились, и в какой-то мере это заслуга Фрейда.

Однако даже беглый взгляд на поведенческие нарушения, наркотическую зависимость, жестокость, хулиганство и психопатическую агрессивность, с которыми мы сталкиваемся в городах, а также неисчислимое множество психотических и невротических индивидов, нуждающихся в профессиональной помощи, показывают, что сексуальная свобода последних тридцати или около того лет в действительности не реализовала надежды её первооткрывателей. 

Создаётся впечатление, что старые табу, ограничения и комплексы остались неизменными. Проявление наших психических конфликтов только переместились из одной области в другую.

Интимные, инстинктивные, эротические отношения между матерью и ребёнком во многом претерпели глубокие нарушения. Тот факт, что матери считают необходимым освоить научные труды и инструкции по воспитанию детей, скорее указывает на возрастающее чувство безпокойства, а не на обретение уверенности и просвещённости».

                Я бы так не сказала. Что плохого в том, что воспитание детей встало на научную основу? Произошёл переход от инстинктов к осознанности.

«Конкурентоспособность и самоуверенность становятся основными движущими силами для восстановления утерянного ощущения личных взаимоотношений с другими людьми. У огромного количества людей остаются неудовлетворёнными нарциссические потребности, и это приводит к нарциссическим неврозам, чувству изоляции и отчуждённости, сопровождаемому отчаянием, - с этим явлением приходится сталкиваться терапевтам в наше время.

Примечательно, что преобладание в современном мире чувства нарциссической депривации  оказало влияние на современные теории психоанализа и другие психотерапевтические школы.

Депривация (потеря, лишение) – сокращение либо полное лишение возможности удовлетворения основных потребностей – психологических либо социальных.

Они перестали заниматься теорией либидо и сосредоточились на важности межличностных отношений. Именно чувство изолированности, свойственное современному человеку, а большей мере, чем подавленная сексуальность, мотивировало психологов (возможно, бессознательно) акцентировать значение нарциссических потребностей, особо выделяя функции Эго и личность пациента».

                Хочу заметить, что под подавленной сексуальностью не стоит понимать только половые отношения.  Под сексуальность следует понимать притяжение между людьми, подобно тому, как тела притягиваются друг к другу.

«То, что само Эго является результатом развития либидо и функционирует отчасти на бессознательном уровне, стало важной частью его (Фрейда) более позднего учения … Существует постоянное взаимодействие сексуальной энергии (или либидо) с объектами потребности, с процессами принятия, отрицания, поощрения, противоречия, наказания, фрустрации или игнорирования.

Фрустрация – негативное психическое состояние вызвавшее непреодолимые трудности на пути к достижению цели или решения задач.

Это взаимодействие осуществляется тысячью способами, которые связаны с жизненным опытом каждого индивида и, собственно, им и являются. Либидо направляется внутрь – к «Я», и вовне – к матери, отцу, братьям и сёстрам, авторитетным лицам и обществу. Интроекция внешних объектов во внутренние представления играет важную роль в трансформациях либидо и в формировании характера, личности или невротической симптоматики».

                Либидо и кундалини не одно и то же?

 «Если в наше время нарциссическое либидо (или либидо Эго) сильно  блокировано, и многие пациенты страдают от нарциссических ран, то нам следует увидеть в этом указание на изменение культурных и социальных условий и того влияния, которое они оказывают на психику».

                О чём идёт речь? Властолюбие, самомнение, высокомерие можно отнести к нарциссическим качествам эго человека?

«Рассматривая влияние новых культурных условий  на сознательное и безсознательное в человеческом «я», мы можем также пролить свет на психические силы, действующие в нашей культуре. Переход от общественного к личному и от личного к общественному остаётся одной из важнейших областей для психоаналитического исследования».

                Формирование личности это процесс разъединения Сознания, переход от личности к общественному – это процесс соединения сознаний. Если сексуальность рассматривать как процесс соединения, то его можно считать началом перехода от личного к  общественному. Детские дома, детские сады, школы – это переход от личного к общественному.