Старый свисток

Юрий Воякин
       Недавно рылся в тумбочке отыскивая какую-то нужность, и вдруг наткнулся на старый милицейский свисток. Потёртый белый пластик со сколом на правой стороне, шнурок на котором он был привязан был такой же старый и замызганный. Ничего особенного, обычный казалось бы свисток но, Боже мой, какие положительные эмоции и добрые воспоминания он вызвал...

       Павел Рыжов… Да, кажется в тот раз я работал именно с ним. Матвеевка, район этот можно назвать «спальным», так как не было там ни заводов, ни фабрик и никаких других предприятий. В основном на этой территории процветала «бытовуха». На профессиональном сленге — «кастрюльные разборки», которые иногда заканчивались поножовщиной, ну и уличная преступность не дремала. Угоны, кражи из машин, грабежи, драки — это, пожалуй, самый основной вид преступлений, с которыми боролась милиция в то время. Оснащение у нас тогда было самое обычное, без особых излишеств, даже бронежилетов не было. Наручники? Нет, и наручников тоже не имели, использовали при задержании чаще всего то, что окажется под рукой. Машина патрульная вполне обычная для того времени, Москвич 2140, на таком догнать нарушителя или подозреваемого было очень непросто, но чаще всего догоняли и задерживали, так как иномарок на наших улицах в то время практически не было. Две носимые радиостанции, городская и для связи с местным отделением милиции, штатное оружие — ПМ, да свисток, вот и всё чем мы тогда располагали. При слове «свисток» многие наверно улыбнутся, потому как все привыкли его видеть лишь в руках сотрудника ГАИ, но нет, и нам он полагался по штату. Казалось бы несерьёзная вещь, но… Хочу рассказать вам одну историю, которая покажет, что не всё так однозначно, и предмет этот может оказать очень большую помощь в безвыходной и сложной ситуации.
      
       Итак, приступим. Помнится, была зима: мерзкая, холодная, ветреная. Сидеть бы с бокалом вина у камина, смотреть телевизор или читать интересную книгу, но кто-то даже в такую погоду должен был охранять покой граждан и бороться с преступностью. Всё было как обычно, экипажи разъехались по маршрутам, нам с напарником досталась территория 42-го отделения милиции, как я писал выше. Матвеевка — земля знакомая, никаких сюрпризов, дворы-переулки-тупики обследованы и проверены не раз. Остановились передохнуть, время к полуночи, сидя справа я даже задремал, как вдруг толчок в бок:
       - Смотри, – шёпот Рыжова рядом.
       Я присмотрелся, да, действительно, какой-то парень обходя занесённые снегом машины пробовал открыть то одну, то другую, дёргая за ручки дверей.
       - Ага, ясно, подождём, - окончательно проснулся я, – сейчас ломанёт тачку, выгребет из неё магнитолу или что-то ещё, вот тогда и возьмём с поличным.
       Напарник молча кивнул понимая, что сейчас трогать потенциального преступника не стоит, так как доказать его воровские намерения будет невозможным. Ждать пришлось недолго, металлической линейкой он вскрыл водительскую дверь синего жигулёнка и забрался внутрь.
       - Ну, вот, - удовлетворённо потёр ладони напарник, - пора!
       - Да, давай подберёмся поближе, - кивнул я в ответ и добавил, - ты заходи слева, я справа. Но берём только тогда, когда он вылезет из машины с краденным, а то ведь отмажется, скажет, что сел погреться, а тачка была открыта.
       - Окей, я слева, - согласился Рыжов, и стараясь не шуметь выбрался из тёплого салона.
       Как и предполагали, мы зашли с разных сторон пригибаясь и прячась за другими машинами, но близко приближаться не спешили, чтобы не спугнуть вора. Затаившись принялись ждать, но каково же было наше изумление, когда машина завелась и не включая фар двинулась в сторону выезда со двора. Понимая, что здорово лопухнулись, мы галопом припустили к патрульному «Москвичу».
       - Вот, зараза, это не мелкий воришка, а угонщик - чертыхался, пытаясь попасть ключом в замок зажигания Рыжов.
       - Давай-давай, Паша, уйдёт! - торопил я напарника.
       Друг всё же справился с замком зажигания, мотор послушно завёлся, и машина с пробуксовкой рванула вслед за уходящей по Нежинской улице.

       Романтика преследования, скорость, драйв, адреналин. Всё как в старом советском фильме: «Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один бежит, другой — догоняет... таков непреложный закон жанра. Детектив без погони, это — как жизнь без любви». Да, всё именно так, только сейчас было не до красивых слов, нам было важно догнать и задержать угонщика. А тот, завидев преследование, не собирался сдаваться и только прибавлял газу. Впрочем, было заметно, что водитель впереди неопытный или у машины летняя резина, так как «Жигуль» нещадно бросало из стороны в строну и заносило на поворотах. Иногда казалось ещё немного, вот-вот и… но, Рыжов осторожничал. Это в Америке копы не задумываясь идут на таран, цепляя бампером и подталкивая машину впереди, вынуждая нарушителя свернуть на обочину или остановиться. У нас же всё, к сожалению, по-другому. Водитель служебную машину обязан беречь и лелеять, и не дай Бог подставить борт под нарушителя или угонщика, греха не оберешься… Вот и сейчас нам никак не удавалось остановить угнанную машину. Как ни пытался мой друг обойти её, но тут же перед носом нашей машины возникал бампер передней. В один из таких моментов пришлось резко тормозить, и наш патрульный автомобиль занесло в сугроб на обочине. Выбрались довольно быстро и продолжили погоню. Дистанция увеличилась, но понимая, что от нас не оторваться, злоумышленник принял решение бросить машину. Место для этого он выбрал не самое удачное для нас, справа от дороги был глубокий овраг, внизу которого среди деревьев и кустарника текла река, сейчас покрытая льдом. Бросив машину у обочины, жулик сиганул в этот овраг.
       Притормаживая, Рыжов обернулся ко мне:
       - Вот гад, ушёл! Что будем делать?
       - Снимать штаны и бегать! - в рифму недовольно ответил я и скомандовал: - тормози! Я за ним, а ты в объезд, со стороны Аминьевского шоссе встань. Если от меня уйдёт, то там на дорогу станет выбираться…
       - Окей, - кивнул друг и тут же набрал скорость, так как я уже покинул машину.
       Ни секунды не раздумывая, словно в омут головой, я кинулся вниз с обрыва надеясь, что глубокий снег ласково примет меня в свои объятия. Надежды не оправдались… Да, сугроб внизу был глубоким, но под ним оказались какие-то кусты, пни, коряги, и я потерял немало времени, пытаясь освободиться от этого безобразия. Вероятно, и жулик так же барахтался в снегу и выбрался совсем недавно, так как я отчетливо видел силуэт его спины впереди. Азарт придал мне силы, и я устремился вперед… Впрочем, «устремился» — это я, конечно, загнул. По пояс с снегу не шибко разбежишься. Но из-за этого и удирающий не мог от меня оторваться далеко. Дистанция постепенно сокращалась, и я уже отчетливо слышал сопение и ругань преследуемого.
       Боже мой, как же я в этот момент проклинал и ненавидел неудобную форму, путаясь в длиннополой шинели, она сковывала движения и не давала поднять рук, портупея сбилась в сторону, в обувь набился снег, где-то потерял перчатку, злость меня так и распирала. Но именно злость и придавала мне сил, хотелось скорее догнать виновника всех неприятностей, надавать ему по шее, скрутить и забраться в тёплый салон машины.
       Не знающим всей специфики милицейской службы может показаться странным этот бег с препятствиями, и особенно сейчас, когда вот она спина жулика маячит впереди. Чего напрягаться? Вынул пистолет и пали. Да-да, в северо-американских штатах полицейский поступил бы именно так, и нарушитель спокойствия давно бы уже валялся в снегу нашпигованный свинцом. Но, мы живем в другой стране и законы у нас другие, более мягкие и лояльные к преступникам. «Спина» подозреваемого мне никак не угрожает и об оружии можно забыть, иначе (если подстрелю в спину) сидеть мне в местах не столь отдаленных за неправомерное применение табельного оружия. Такие вот реалии, и проклиная наши дурацкие законы, я продолжаю пыхтеть и злиться преследуя вора. На мои стандартные окрики: «Стоять, милиция! Стой, стрелять буду!» удирающий даже ухом не повёл, и я прекратил это бесполезное сотрясание воздуха, экономя силы. И вот она, «спина», уже совсем рядом, хватаю жулика за ворот, дергаю на себя, что-то попало под ноги, падаю мордой в снег… Воротник остается в руках, а хозяин его опять, прокладывая широкую борозду в снегу, удаляется. Видно, что он устал, силуэт качает из стороны в сторону, а вместо ругани слышится лишь сиплое тяжёлое дыхание. Отшвырнув воротник в сторону я вскочил и уже довольно быстро нагнал вора, однако схватить не успеваю, так как он проваливается куда-то вниз... Не успев остановиться я так же скатывают с крутого склона прям на спину упавшего. Под нами ровная поверхность, но думать об этом некогда. Жулик подо мной. Удача, вот она развязка?!.. Отнюдь. Не так всё просто, как могло бы показаться. Я жутко устал, но и противник выбился из сил, сопротивляется вяло, никак не желая вторую руку завести за спину, понимая, что я его тут же спеленаю. Ничего не остается, как убедить его выполнить мои требования силовым методом, плавно давлю на кисть левой руки, заворачивая её за спину всё выше, тут же раздается хриплый вопль:
       - Больно! Отпусти, гад, руку сломаешь!
       - Сломаю, если правую не дашь… - и для усиления эффекта ещё раз давлю болевым приёмом, не обращая внимания на подозрительный треск под нами.
       - Всё-всё, баста, сдаюсь…
       Правая ослабла и вот уже обе руки за спиной задержанного, быстро стягиваю их ремнём, поднимаюсь и пытаюсь поднять задержанного, но… треск под ногами усилился, и мы оба ухнули в холодную мерзость.
       Сетунь! Речка-переплюйка, которую многие даже не замечают проскакивая над ней по дороге… но, вот она, тут и сейчас... вокруг нас!
       Слава Богу, течение у реки было вялым, иначе бы нас увлекло под лёд, а там… вот уж порадовалась бы местная фауна, раки, сомы и прочие рыбёшки. Ещё бы, два таких свеженьких и пропитанных адреналином тела… Бр-р… Думать о таком не хотелось, да и некогда было, надо было вылезать на берег, и вытаскивать нахлебавшегося воды жулика. Мы у берега, глубина по пояс, но вязкая жижа под ногами не желает выпускать меня из своих объятий. Перепуганный до икоты жулик откашлялся выплёвывая воду и теперь орёт:
       - Ик.. Волки позорные, бл..., чуть не утопили, ик.. гады! – ничего для меня нового, всё как всегда, - развяжи руки, ик.. потонем же!
       - Ага, обязательно утонем, если дёргаться и орать не перестанешь, - отвечаю я, одной рукой держа извивающегося словно пиявка «клиента».
       Кулаком другой руки разбиваю остатки ледяного покрова, чтобы выбраться на берег. Чувствую, что руки уже не слушаются, замёрзли жутко, и особенно левая без перчатки. Даже не знаю каким усилием воли я всё же справляюсь с этой непростой задачей. Задержанный, продолжая материться трясётся от холода валяясь на снегу, я так же клацая зубами пытаюсь связаться по рации с напарником… Но рация не фурычит, зараза, вероятно от попавшей воды что-то в ней замкнуло или аккумулятор сдох. Попытался поднять оппонента, чтобы двигаться по своим же следам назад, но тот всё время падает, то ли придуривается, то ли и правда так замёрз, что не может идти. Мокрая шинель моментально обледенела и теперь я в ней, как рыцарь в негнущихся доспехах. В овраге темно, он довольно большой, а мы где-то посередине у реки. Напарник поехал в объезд и сейчас с другой стороны оврага все глаза проглядел пытаясь найти нас.
       Ё-моё, вот это ситуация! И это не где-то в необъятной сибирской тайге, а в густонаселённой столице, хотя холодрыга здесь и сейчас, как в той же Сибири… Что же делать? Оставить вора в снегу, а выбираться самому чтобы потом вернуться? Ну уж нет, как потом его искать в такой темноте, не дай бог загнётся от холода. Я порылся в кармане… сигареты промокли, как и спички, вот досада, сухой растительности вокруг навалом, а костра не развести. Оппа, а это что в другом кармане? Упс… свисток! Родной ты мой, как же я о тебе не вспомнил сразу?! «Кричать и вопить сидя здесь можно до посинения, после такой купели охрипнешь через пару минут и мало кто услышит — а к утру мы с задержанным совсем околеем. Вот свисток совсем другое дело», – думал я, периодически заливаясь свистом, как и предписано было уставом. Да-да, у нас всё было регламентировано, и даже сигналы свистком. В общем-то ничего особенного, но любому сотруднику было известно, как определяется два основных сигнала свистком: «Задерживай» — один продолжительный сигнал, «На помощь, ко мне» — два коротких сигнала. При необходимости сигналы повторяются. Вот так и я, заливался соловьем сидя в сугробе. Свистел казалось бы недолго, минут десять-пятнадцать, но мне показалось что прошла целая вечность. Напарник молодец, бросив машину бегал вдоль оврага, сквозь кустарник вдалеке я даже видел свет его фонаря, которым он пытался отыскать нас внизу. Однако он быстро сообразил, что если мы не появились здесь, значит топаем к месту десантирования в овраг, куда он и поспешил вернуться. И уже там он услышал звук милицейского свистка. Понимая, что просто так я свистеть не стану, он тут же прыгнул вниз, и по нашему следу с фонарём довольно быстро пришёл на помощь. Свой же фонарик, как и перчатку, я позже так и не отыскал в снегу, но сейчас был безумно рад появлению друга, так как замёрз уже настолько, что свисток из моих губ напарнику удалось вытащить с трудом.
       Вот и получается, маленький казалось бы атрибут среди прочего милицейского оснащения, а такую неоценимую помощь оказал в тот момент.   
       Кстати, даже шнурок на свистке должен был быть установленного образца. Ни цепочка, ни ленточка непонятной расцветки, а именно чёрный шнурок, который при необходимости можно было использовать для обездвиживания, связав пальцы рук задержанного. Да-да, ремень или шнурок от свистка часто приходили к нам на помощь, так как спецсредство «БР», то есть браслеты-наручники, имелись в те времена далеко не у всех сотрудников. И порвать этот шнурок было непросто, если ты не Арнольд Шварценеггер. Не верите? Проверьте, пусть кто-нибудь сделав петлю шнурком свяжет вам большие пальцы рук за спиной. Вот уж повеселитесь, особенно если этот «кто-нибудь» ради шутки откажется вас развязывать.

Здесь озвучка и видеоформат сюжета http://youtu.be/Gc_mEwbxQbE