Как праведен был Иов перед Богом!?

Геннадий Гумилевский
Введение (по интернету).
"Книгу из Библии "Иов" называют не имеющей себе равных в мировой литературе. По своему содержанию она достигает вершин религиозной мысли, а по форме относится к лучшим образцам поэзии, когда-либо создававшейся человеком.

Уникально само построение книги: это удивительное сочетание прозы и поэзии, монолога и диалога. Уникальность книги Иова обусловливается и богатством её словаря. Книга Иова изобилует сравнениями и метафорами, многие из которых взяты из мира и окружающей природы.

Это, вероятно, самая древняя книга Библии, написанная ещё до объявления Закона. Иов- реальная личность и события в его книге историчны. Книга замечательно рассказывает о том почему страдают верующие. Иов- это прообраз христиан, а его друзья- это прообраз фарисеев".
------------------------------

Как я помню, в большинстве времени в своей прошедшей жизни, я о себе думал, что жил правильно и хорошо, а что такое правильно и хорошо понимал исключительно по человеческим стандартам. Люди создают стандарты не только на изготовление той или иной продукции, но и на идеологию, культуру, правила общения и так далее. И только позже я узнал, что существует и другой стандарт и он во многом, даже сказать более правильно в главном, не соответствует стандарту людей, а поэтому, читая в начале своей христианской жизни, описание жизни Иова, я не понимал: за что Бог допустил для него наказание? Утешить сатану? Нет, конечно, не для этого.

Проверить искренность сердца его? Но мы знаем, что Бог знает сердце каждого человека. Неужели ни в чём не виноват был Иов перед Богом? Неужели ни с того ни с сего Бог допустил сатане сделать величайшее горе для Иова? Давайте поймём истинную причину, которая кроется в грехах Иова и очень не безобидных! И что это были за грехи ? Может быть их и у нас много? Дело здесь не только в друзьях-обвинителях. Ведь Елиуй стал не столько обвинять друзей сколько намного больше обвинил Иова!

Согласно стиха 4-го 1-ой главы сыновья Иова пиршествовали каждый день, что означает не просто покушать, а поесть и напиться по-горло. Иов допускал, что сыновья его могут хулить Бога (стих 5): "Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни." Наверное, у Иова были для этого причины говорить так. Из текста можно понять, что Иов не препятствовал сыновьям вести такую разгульную жизнь, то-есть он соглашался с этим.

Что же делал Иов? Когда очередное пьянство заканчивалось, Иов "возносил всесожжения». Здесь мы видим чистейшее фарисейство Иова. В Библии есть описание подобной ситуации в семье Илии, 1-я книга Царств, гл. 3:13,14, когда Господь сказал о наказании, которое получит глава семьи: «Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек». Покаяния, конечно, у Иова никакого не было, а значит и не было истинной праведности: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»  (Лука 15:7).

Какая же праведность была у Иова? Согласно стихов из Библии так говорит об этом Господь: «если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее,- живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иезекииль 14:19,20).  Ной, Даниил и Иов взяты как три праведника, сохранившие свою чистоту среди всеобщего нечестия окружающих и благодаря этому спасшиеся от общей гибели. Странный на первый взгляд порядок (Даниил не последний) объясняют тем, что Ной своею праведностью спас всю семью - 8 человек, Даниил только подобных ему по праведности друзей - 3 человек, а Иов не мог спасти и детей. Слишком малая праведность у Иова!

Как велико отличие Давида от Иова в его покаянии перед Богом: "Ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.18-19).

Но разве только в этом был виноват Иов и его дети ? Иов признаёт себя грешным человеком (7:21), но, несмотря на это, старается доказать свою праведность перед Богом. При этом он в 29-й и 31-й главах перечисляет все свои добрые поступки, подчёркивая своё величие. В 1-м стихе говорится о непорочности Иова. Непорочность-это слово более употребляемое среди людей, связанное с их нравственностью. Непорочность- это не значит безгреховность. Делал ли Иов зло? Сказано,что он удалялся от зла, то-есть старался его не делать, но это не значит, что он не делал зла.

Иов говорит Богу, что будет судиться с Богом, заявляя о своей правоте перед Богом (самоправедность Иова): "Вот, я завёл судебное дело; знаю, что буду прав" (13:18). Елиуй, обращаясь к Иову, говорит: "Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение-близки. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочёл страданию.» (36:17,21). Чтобы избежать наказания, люди также часто склоняются к нечестию. Иов был уверен в превосходстве своём над другими людьми, называя их "отребием земли" (30:1, 8). Иов много помогал людям, но исходя из (30:1, 8) можно сказать, что это делал он без любви к ним.

Иов был верующим человеком и его объединяет с нами то, что в нашей текущей суетной жизни мы часто забываем о Боге. Наша эта жизнь-вот, что у нас главное, а Бог как бы прилагается к этому. Вот это является также причиной из-за чего Богу пришлось наказать так сильно Иова.Урок для нас этот является важным. Праведность Иова является не чем иным как самоправедностью, которая присуща и сегодняшним христианам. Также как и у Иова, у нас много самоуверенности, что мы всё понимаем и делаем правильно. Тогда как, желательно, нам лучше спросить в молитве об этом Бога, чтобы Он вразумил нас перед нашим решением что-то понять или что-то сделать.

Защитники Иова ссылаются на слова (Иов 2:3): «И сказал Господь сатане:...а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его БЕЗВИННО». Что же можно сказать на это? Иов сам признавался в своей виновности перед Богом, вот слова Иова о себе " И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет" (стих 7:21). Никто не отрицает, что Иов был верующим человеком, хорошим заботливым семьянином, что остался до конца в своих страданиях преданным Богу. Бог поэтому вначале сказал сатане, что погубить (причинить смерть) Иова Бог не разрешает. См. Стих 1:12. То-есть для этого нет вины. Но Бог допускает наказания (страшные для каждого человека) Иову не ради шутки, а на основании грехов Иова, о которых сообщается в тексте. А каждый грех есть вина перед Богом. То-есть Иов не имеет вины для погибели, но имеет вину для наказаний при проверке посредством сатаны.

Поэтичность описания начала книги "ИОВ" не должна вводить в заблуждение христиан о лёгкости повседневной греховной жизни. Эта книга очень серьёзная на самом деле. Иов может рассматриваться прообразом тех христиан, которые хотят прожить налегке, откупаясь подачками для нуждающихся и другими делами в наше время. Друзья Иова тоже похожи на многих современных людей. В них есть и хорошее, но есть и фарисейство. Друзья Иова стали прообразом фарисеев в Израиле. В конце этой истории с Иовом сообщается нам самое важное, что Иов покаялся перед Богом. Иов сделал в конце то, что он должен был сделать в самом начале повествования о нём. Книга эта интересна и полезна будет всем, кто желает понять: почему мы имеем страдания в нашей жизни.

Примечание: Мне был задан вопрос: Допускаете ли Вы Божий произвол? Вот мой ответ:

1)Отвечаю словами из Библии: "Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих." Иов 33:12,13  ПРОИЗВОЛ - неограниченное своеволие, отсутствие законности, справедливости; самовластие: а поэтому все слова, за исключением ОТСУТСТВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ должны принадлежать понятию слова БОГ. Но "Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?" (Иов 36:23)

2)Мне нелегко отвечать на этот вопрос, так как он связан с моей жизнью, и я во многом похож на Иова. Невозможно мне понять и объяснить многие страдания людей на земле, в том числе и в своей жизни. Мне непонятны убийства детей Иова. Казалось бы наказание Иова и его детей не должно было бы таким ужасным, но всё это есть только наше понятие. Остаётся только одно то, что ответы на все наши вопросы мы можем узнать только в нашем будущем.

Хочу только дополнить, что люди все после смерти не умирают. Нас страшит смерть людей на земле, которые здесь живут очень короткой жизнью, но люди не думают о будущем, людей интересует только то, что есть сегодня или завтра. Мы живём в дьявольском мире, который люди сами и выбрали, и который своими мерзостями только увеличивает всё плохое и ужасное. Рассматривая свою прошлую жизнь, я прихожу к выводу, что я подлежу к наказанию больше, чем Иов и дети Иова. А как Вы