Подгоры

Константин Жибуртович
– Подгоры – не административный центр, как Рождествено (с Самарой на противоположном берегу) и не место паломничества искусствоведов, как Ширяево (дом-музей Ильи Репина). Находясь аккурат посередине между административной и культурной столицами Заволжья, село являет нестираемый провинциальный колорит: здесь и сейчас можно снимать без декораций фильм о событиях 100-летней давности и сполна наглотаться не только свежайшим воздухом, но и легендами о русалках, леших, Снежном человеке в лесах Жигулей и времени, что останавливается на вершине горы Белая Манчиха.

– При всём романтизме, без хорошей машины здесь делать нечего – это не Рождествено, часть жителей которого за час-полтора спокойно добираются через Волгу до работы в Самаре. По узенькой трассе вдоль Жигулей – минут 15-20 до того же Рождествено, далее паром через Волгу (моста у нас нет, не путайте с Саратовом или Казанью). Закупать продукты впрок тоже нужно в Самаре: всего 10 лет назад здесь был только один магазин с железной дверью, копия того, что ограбила «Чёрная Кошка» в «Место встречи изменить нельзя». Он функционировал… два раза в неделю, с 8 утра до 14-00.

– Село являет контраст между деревянными избушками и отстроенными хоромами, но на вершине горы он стирается: перед нами поселение с колоритом XIX – начала ХХ века. Белая Манчиха с высоты птичьего полёта мигом демонстрирует инородность Самары даже вдали от сельского ландшафта: вообразите себе макет на письменном столе, вечно покрытый дымкой с угадываемой за десятки километров отсюда муравьиной суетой. Время, в самом деле, останавливается, потому что, кидая камешки в толщи столетиями нетронутых лесов Жигулей без троп, я понимаю, что они пролежат там вечность.

– Для толкиениста вроде меня, здесь раздолье. Это и Шир, и Лориэн (источник Святого Ильи в паре километров от села), и Чёрный Лес между хребтами Жигулей со своими тайнами – ракетные установки со времён войны (редкий немец, но долетал и сюда), Гнилая пещера с отрицательной температурой и озеро, впадающее в Волгу – по нему гномы переправлялись в бочках, спасаясь от эльфов.

– Побывав в любимом захолустье множество раз, я вновь собираюсь сюда на днях – это подзарядка моих скромных способностей на год вперёд. Возникает ложная иллюзия, что я готов принять не только ритм Подгор (с ним мы совпадаем), но и патриархальный уклад. Только вернувшись на турбазу к берегу Волги, я осознаю, что побывал в минувшем веке без помощи Дока Брауна и Марти Макфлая. В голове давно сложены целые абзацы, но мне лень их записывать, и я знаю, что они никуда не исчезнут. Поэтому, я откупориваю пиво или вино, чья крепость в ландшафте Самарской Луки на меня не действует: это нечто вроде вечернего чаепития в честь возвращения в свой 2000 какой-то год.