Свой путь

Василий Доценко
                Каждый выбирает для себя
                женщину, религию, дорогу
                Юрий Левитанский

   Многим известен шлягер  «Му Way» (Свой путь), написанный Клодом Франсуа на слова Пола Анки, звучащий уже 50 лет в исполнении Фрэнка Синатры и в котором отразилась драма поиска своего пути в жизни молодым человеком.  Главный смысл песни – это стремление достойно прожить жизнь, без раболепия и пресмыкания перед другими, чтобы иметь право в конце жизни заявить: «I did my way» ( Я поступал по-своему). Известно, что этот шлягер часто исполняется на похоронах в Великобритании.

   Студентом я был знаком с коллегой, обращавшим на себя внимание своей неординарностью. Будучи киевлянином, Марат подался во Львов, поступил не известно зачем на фармацевтический факультет и уже через 2 года бросил учебу. Жил на съемной квартире, хотя в городе жили его дядя заведующий кафедрой медицинского института и доцент кафедры тетя.

   Прибыл он во Львов с бесценным богатством, высочайшего качества проигрывателем виниловых пластинок, на котором он с талантливым приятелем, ставшим в последующем профессором-фармацевтом, слушали Баха и Скрябина. Фуги гения вызывали восторг у обоих, «Поэма экстаза» Скрябина нравилась только Марату. Еще больше расходились их мнения, когда они слушали Фредерика Шопена. Марат считал, что ноктюрны поляка писались для личного удовлетворения и не были адресованы слушателям. Среди книг его больше всего привлекали романы Ф.М.Достоевского. Лучшим его романом, по его мнению, был «Игрок», а в последний год жизни во Львове он не выпускал из рук роман Соммерсета Моэма «Подводя итоги».

   Загадки карточной игры не давали Марату покоя. Он просил приятеля привести его в клуб, где играли в преферанс и бридж, но тот, предвидя возможную катастрофу этого увлечения, категорически ему отказывал. К слову, Марта так и не стал картежником.

   Известно, что после ухода из львовского института Марат уехал в Киев, где женился и у него родилась дочь. Марат поступил на мехмат Ташкентского университета, успешно закончил его и вернулся в Киев преподавать в школе математику. Во время его учебы в Ташкенте двухлетняя дочь сорвала с растущего во двое куста ягоды (по-видимому, волчьи) и погибла. Драма стала причиной развода.

   Работая в школе, он сблизился с красивой женщиной, учительницей русской литературы, и сделал предложение. Жена оказалась дочерью заместителя министра, который благодаря связям устроил им отдельную квартиру на бульваре Леси Украинки.
В одно из воскресений Марат в шортах вышел во двор дома выбить коврики. К нему подошел наглого вида мужчина и сделал замечание, что в трусах во дворе появляться неприлично. Марат деликатно ему объяснил, что на нем шорты, а не трусы, забрал коврики и ушел в дом.

   Какие силовые «структуры» после случившегося были задействованы, он не знал. Только в понедельник тесть заявил, что он отнес в управление КГБ лежавшие на столе Марата тетради. Через день Марат получил повестку явиться в Управление. Где состоялся разговор «с пристрастием». Следователя заинтересовали непонятные знаки, которые тот потребовал расшифровать. Марат стал объяснять, как в математической логике изображаются такие понятия, как: и, или, да, нет и пр. Тем не менее, сказанное плохо понималось следователем, и он пригласил в кабинет коллегу, закончившего когда-то мехмат. Почти убедившись в безопасности допрашиваемого, Марта отпустили, но тетради на всякий случай конфисковали из-за соображений, что если случится похожий случай, можно будет заподозрить в Киеве агентурную сеть. После собеседования Марат к жене уже не вернулся.

   Последней женой Марата стала миловидная, 35-летняя на 7 месяце беременности блондинка, жена профессора Львовского мединститута, ехавшая в Крым отдыхать с 6-летней дочерью. Ехал отдыхать в Крым и Марат, обожавший Коктебель. В Симферополе Марат сделал официальное предложение даме, которая во Львов уже не вернулась и стала официальной женой Марата.

   Марат был удивительно красив: высокого роста, голубоглазый шатен, с аккуратной бородкой, приятной, убедительной речью, как у православного батюшки. Как было не обратить внимание на такого мужчину и не поддаться его чарам?

   К сожалению, счастье было не долгим. В следующем году, во время отдыха в Коктебеле Марат, оставив на берегу семью, вошел в море и не вернулся.