Патриарх Никон и протопоп Аввакум

Константин Рыжов
                1.   

Патриарх Никон, один из самых известных и могучих деятелей русской церкви, родился в мае 1605 г. в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода в семье крестьянина Мины и был наречен при крещении Никитою. Мать его вскоре умерла, и отец женился во второй раз. Злонравная мачеха превратила жизнь мальчика в настоящий ад: морила его голодом, колотила почем зря и несколько раз даже пыталась извести его. Когда Никита подрос, отец отдал его учиться грамоте. Выучившись читать, тот захотел изведать всю мудрость божественного писания, которое, по тогдашнему строю понятий, было важнейшим предметом, привлекавшим любознательную натуру. Он удалился в монастырь Макария Желтоводского, нашел какого-то ученого старца и прилежно занялся чтением священных книг. Вскоре один за другим умерли его мачеха, отец и бабка. Оставшись единственным хозяином в доме, Никита женился, но его неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он начал искать себе места и вскоре был посвящен в приходские священники одного села. Ему тогда было не более 20 лет от роду. От жены он имел троих детей, но все они умерли один за другим еще в малолетстве. Это обстоятельство сильно потрясло впечатлительного Никиту. Он принял смерть детей за небесное указание, повелевающее ему отрешиться от мира и решил удалиться в монастырь. Жену он уговорил постричься в московском Алексеевском монастыре, дал за нею вклад, оставил ей денег на содержание, а сам ушел на Белое море и постригся в Анзерском ските под именем Никона. Произошло это в 1635 г.
     Житие в ските было трудное. Братия, которой насчитывалось не более двенадцати человек, жила в отдельных избах, раскинутых по острову, и только по субботам вечером сходилась в церковь. Богослужение продолжалось целую ночь; сидя в церкви, монахи выслушивали весь псалтырь; с наступлением дня совершалась литургия, потом все расходились по своим избам. Над всеми был начальный старец по имени Елеазар. Некоторое время Никон покорно подчинялся ему, но потом между ними начались ссоры и несогласия. Тогда Никон перебрался в Кожеозерскую пустынь, находившуюся на островах Кожеозера, и по бедности отдал в монастырь, - туда не принимали без вклада, - свои последние богослужебные книги. По своему характеру Никон не любил жить с братиею и предпочитал свободное уединение. Он поселился на особом острове и занимался там рыбной ловлей. Спустя немного времени тамошние монахи избрали его своим игуменом. На третий год после своего поставления, именно в 1646 г., Никон отправился по делам в Москву и здесь явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, как вообще в то время являлись с поклонами к царям настоятели всех монастырей. Алексею до такой степени понравился кожеозерский игумен, что он тот час же велел ему остаться в Москве и, по царскому желанию, патриарх Иосиф посвятил его в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Здесь находилась родовая усыпальница Романовых; набожный царь часто приезжал молиться за упокой своих предков и давал на монастырь щедрое жалование. Во время каждой из таких поездок Алексей подолгу беседовал с Никоном и чувствовал к нему все более расположения. Известно, что Алексей Михайлович принадлежал к разряду таких сердечных людей, которые не могут жить без дружбы, и легко привязывался к людям. Он велел Никону каждую пятницу ездить к нему во дворец. Беседы с архимандритом западали ему в душу. Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его за утесненных и за обиженных. Алексей Михайлович дал ему поручение  принимать просьбы от всех тех, которые искали царского милосердия и управы на неправду судей. Никон отнесся к этому поручению очень серьезно, с большим тщанием исследовал все жалобы и вскоре приобрел славу доброго защитника и всеобщую любовь в Москве.
       В 1648 г. скончался новгородский митрополит Афанасий. Царь, избирая ему приемника, всем другим предпочел своего любимца, и бывший тогда в Москве иерусалимский патриарх Паисий по царскому желанию рукоположил новоспасского  архимандрита в сан новгородского митрополита. Это место было вторым по значению в русской иерархии после патриаршества. Сделавшись новгородским владыкою, Никон впервые показал свой суровый властолюбивый нрав. Тогда же он сделал первые шаги к исправлению богослужения. Несмотря на наружную набожность, церковная служба в то время отправлялась на Руси нелепо: духовные боялись греха пропустить что-нибудь из установленного ритуала, но для скорости разом читали и пели в два-три голоса (этот порядок получил название "многоголосия"): дьячок читал, дьякон говорил ектению, а священник возгласы, так что слушающим ничего нельзя было понять. Многие, впрочем, к этому и не стремились. Пишут, что молящиеся в те годы зачастую, держали себя в церкви как на базаре: стояли в шапках, громко разговаривали и сквернословили. По церкви шумели ребята, бродили с блюдами сборщики, дурачились юродивые, пищали, ползая, калеки и нищие. Понимание  богослужения  как своего рода мистического общения человеческой души с Богом  было чуждо не только большинству мирян, но и многим духовным. Вся сила участия в богослужении полагалась в одном присутствии, хотя и без внимания к нему.
    Новый митрополит велел прекратить эти обычаи и повел упорную борьбу с многоголосием, не взирая на то, что его распоряжения не понравилось ни духовным, ни мирянам. Для придания службе большего благочиния Никон заимствовал киевское пение. Каждую зиму он приезжал в Москву со своими певчими, от которых царь был в искреннем восторге. В 1650 г. во время новгородского бунта горожане показали сильную нелюбовь к своему митрополиту: когда он вышел уговаривать мятежников, его принялись бить и кидать в него камнями, так что едва не забили до смерти. Никон однако просил царя не гневаться на виновных.
     В 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, духовный собор в угоду царю избрал Никона на его место.  Он упорно отказывался от этой чести до тех пор, пока сам царь в Успенском соборе на виду бояр и народа не поклонился Никону в ноги и не умолил его со слезами принять патриарший сан. Но и тогда он посчитал нужным обговорить свое согласие особым условием. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного, и дадут ли мне устроить церковь?» – спросил Никон. Царь, а за ним духовенство и бояре поклялись в этом. Наконец Никон согласился принять сан.
     Просьба Никона не была пустой формальностью. Он занял патриарший престол имея в голове сложившуюся систему   взглядов на церковь и государство и с твердым намерением придать русскому православию новое, невиданное прежде значение. Вопреки явно обозначившейся с середины XVII века тенденции к расширению прерогатив государственной власти за счет церковной (что должно было в конце концов привести к поглощению церкви государством), Никон являлся горячим проповедником симфонии властей. В его представлении светская и духовная сферы жизни ни в коей мере не смешивались друг с другом, а напротив – должны были сохранять, каждая в своей области, полную самостоятельность. Патриарх в религиозных и церковных вопросах, по его мнению, был таким же неограниченным властителем, как царь в мирских. В предисловии к служебнику 1655 года Никон писал, что Бог даровал России «два великих дара» – царя и патриарха, которыми все строится как в церкви, так и в государстве.  Впрочем, и на светскую власть он смотрел через призму духовной, отводя ей только второе место. Архиерейство он сравнивал с солнцем, а царство – с месяцем и пояснял это тем, что церковная власть светит душам, а царская – телу. Царь, по его понятиям, был призван от Бога удержать царство от грядущего антихриста и для этого ему надлежало снискать  Божию благодать.  Никон, как патриарх, должен был стать учителем и наставником царя, ибо, по его мысли, государство не могло пребывать без высших, регулирующих его деятельность,  церковных идей.
     Вследствие всех этих соображений, Никон без малейшего смущения, как должное, принял огромную власть, которую Алексей Михайлович охотно предоставил ему в первые годы его патриаршества. Сила и влияние Никона в это время были огромны. Отправляясь в 1654 г. на  войну в Малороссию, Алексей Михайлович доверил патриарху свою семью, свою столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. Во время двухлетнего отсутствия царя Никон, официально принявший титул великого государя, единолично управлял всеми государственными делами, причем знатнейшие бояре, ведавшие различные государственные приказы, должны были ежедневно являться к нему со своими докладами. Нередко Никон заставлял бояр долго ждать своего приема на крыльце, хотя бы в это время был сильный холод, и затем, приняв их, выслушивал доклады стоя, не сажая докладчиков, и заставлял их делать ему  земной поклон. Все боялись патриарха - ничего важного не делалось без его совета и благословения.
      В церковных делах Никон явил себя таким же неограниченным самовластцем, как  в государственных. В соответствии со своими высокими представлениями  о значении церкви в жизни общества, патриарх принимал строгие меры к поднятию дисциплины  духовенства.  Он всерьез хотел сделать из Москвы религиозную столицу, подлинный «третий Рим» для всех православных народов. Но чтобы русская церковь отвечала своему назначению, она должна была стать в уровень с веком относительно просвещения.  Никон очень старался о повышении культурного уровня духовенства: завел библиотеку с сочинениями греческих и римских классиков, мощной рукой насаждал школы, устраивал типографии, выписывал киевских ученых для перевода книг, учреждал школы художественной иконописи и заботился о благолепии Богослужения. Вместе с тем он стремился восстановить полное согласие русской церковной службы  с греческой, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от второй. Это была застарелая проблема - о ней уже несколько десятилетий вели разговоры, но никак не могли  приступить к ее разрешению. Дело и на самом деле было очень сложным. Испокон веков русские православные пребывали в полной уверенности, что сохраняют христианское богослужение в полной и первозданной чистоте, точно таким, каким оно было установлено отцами церкви. Однако восточные иерархи, все чаще наезжавшие в Москву в XVII веке, стали укоризненно указывать русским церковным пастырям на многочисленные особенности русского богослужения как на недопустимые местные новизны, могущие расстроить согласие между поместными православными церквами. В русских богослужебных книгах они замечали многочисленные разночтения с греческими. Отсюда возникала мысль о вкравшихся в эти книги ошибках и о необходимости найти и узаконить единообразный правильный текст.
       В 1653 г. Никон собрал с этой целью духовный собор русских иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов. Царь со своими боярами присутствовал на его заседаниях.  Обратившись к собравшимся Никон прежде всего привел грамоты вселенских патриархов на учреждение московского патриаршества (как известно, это произошло при царе Федоре Ивановиче в самом конце XVI века). Патриархи указывали в этих грамотах на некоторые отклонения в русском богослужении от тех норм, что установились в Греции и других восточных православных странах. После этого Никон сказал: «Надлежит нам исправить как можно лучше все нововведения в церковных чинах, расходящиеся с древними славянскими книгами. Я прошу решения, как поступать: последовать ли новым московским печатным книгам, в которых от неискусных переводчиков и переписчиков находятся разные несходства и несогласия с древними греческими и славянскими списками, а прямее сказать, ошибки, - или же руководствоваться древним, греческим и славянским текстом, так как они оба представляют один и тот же чин и устав?» На этот вопрос собор дал ответ: «Достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим спискам».
      Никон поручил  исправления книг киевскому монаху-книжнику Епифанию Славицкому и греку Арсению. Всем монастырям было дано указание собирать старые харатейные списки и присылать их в Москву. Отправленный патриархом в Грецию  Арсений Суханов, не жалея издержек, привез с Афона до пятисот  рукописей, из которых некоторым приписывали глубокую древность. Вскоре собрали новый собор, на котором было постановлено, что отныне следует креститься тремя, а не двумя перстами. На тех, кто крестился двумя перстами, возложили проклятие. Это решение привело в смущение многих священников. Особое неудовольствие вызвало оно в кружке «ревнителей благочестия», который сложился в Москве еще до патриаршества Никона. Возглавляли его царский постельничий боярин Федор Ртищев, царский духовник Стефан Вонифатьев и протопоп Казанского собора Иван Неронов. Затем все большее значение стал играть в нем протопоп Аввакум Петров.

                2.

     Аввакум родился в 1621 году в селе Григорово Нижегородского уезда в семье попа. Отец его сильно пил и умер, когда мальчику едва исполнилось 15 лет. Напротив, мать Аввакума, Мария, была, как он сам о ней пишет, «молитвенница и постница». Во многом под ее влиянием Аввакум пристрастился к чтению духовных книг и приобрел в этой области глубокие познания. Он вообще был юноша очень способный -  имел врожденный дар слова и исключительную память. Его церковная   карьера (к которой он был предназначен во многом уже своим рождением в семье священника) развивалась успешно: в 21 год Аввакума рукоположили в дьяконы, в 23 года избрали попом, а в 31 год – протопопом (старое название протоиерея). Повсюду, где довелось служить Аввакуму (вначале это было село Лопащи, а потом город Юрьевец-Повольский), молодой священник требовал от паствы безусловного благочестия и боролся с многоголосием. Он смело уличал в мздоимстве местных «начальников», унимал от «блудни» баб и налагал на провинившихся прихожан строгие наказания. Возмущенные его непомерной строгостью жители Лопащи несколько раз избивала Аввакума батожьем прямо посреди улицы, а юрьевцы изгнали его из города.
     Лишившись своего прихода, Аввакум в 1651 году перебрался в Москву и стал помощником Неронова: заменял его во время отлучек, читал народу священные книги и поучения и  вскоре приобрел известность как замечательный проповедник. Неронов ввел приезжего протопопа в кружок «ревнителей благочестия», а потом представил его царю Алексею Михайловичу. Вместе со своими друзьями Аввакум поддержал возведение Никона на патриарший престол. От нового патриарха "ревнители" ожидали восстановления древнего порядка в богослужении. Отчасти их ожидания оправдались. Но затем никоновские реформы приняли такой оборот, какой эти поборники русской старины никак не могли одобрить. В феврале 1653 года патриарх велел московским попам креститься тремя перстами, а земные поклоны во время службы заменить поясными. Иван Неронов отказался подчиниться этому указу, за что в августе его лишили сана и сослали в Спасо-Каменный Вологодский монастырь. Аввакум проделал с несчастным часть пути, тепло простился с ним, а по возвращении  в Москву прочел на паперти для прихожан собственное «поучение», в котором, (по свидетельству доносчика Ивана Данилова)  « … лишние слова говорил, что и не подобает говорить». Реакция последовала незамедлительно -  Аввакума также взяли под стражу и посадили на цепь в Андроньевом монастыре. Архимандрит с братиею пытались выговаривать ему за непокорство. В  ответ Аввакум обвинил патриарха в ереси и отлучил его «от писания». Через несколько месяцев по царскому указу  его вместе с женой и детьми «за ево много безчинство»  сослали  в далекий Тобольск.
        Тобольский архиепископ Симеон встретил Аввакума с сочувствием и дал ему приход. По своему обыкновению протопоп зорко следил за нравственностью  и правоверием своей паствы. Его благочестие вскоре принесло ему известность. Не только горожане, но и жители окрестных сел приходили к нему за поучением и советом в вопросах веры. Но с другой стороны его резкие проповеди и непримиримый характер создавали Аввакуму массу врагов. На протопопа пошли  жалобы. Наконец слухи о его энергичных  выступлениях против реформы дошли до Никона. Из Москвы был прислан указ – ехать Аввакуму дальше в ссылку на Лену. Всего он провел в Тобольске около полутора лет. В 1655 году Петровы добрались до Енисейска, где их застал другой указ – ехать дальше на восток в Даурию полковым священником с отправлявшимся туда  под начальством воеводы Афанасия Пашкова военным отрядом. Во время этого похода Аввакуму и его семье пришлось пережить много страданий. Пашков оказался глубоко невежественным, грубым и жестоким самодуром. Казни, плети, кнуты и пытки служили у него обыкновенными  средствами поддержания дисциплины среди подчиненных. Аввакум попытался внушениями обуздать его жестокость, но добился только того, что был нещадно бит кнутом. Впрочем, сломить этим истязанием волю мятежного протопопа  Пашкову не удалось.  Не помогло и другое, более строгое наказание – осенью  1656 года он на шесть недель посадил Аввакума в Братский острог (все это время протопоп провел в «студеной башне», где, как он писал,  «коли покормят, коли нет»). Из заточения он вышел таким же неуступчивым, каким был прежде. Пашкову пришлось смириться с его непокорностью, но он не переставал донимать Аввакума различными мучениями.
      Путь в Даурию был очень тяжелым.  Два лета экспедиция брела по берегам рек, а зимами «волочилась за волоки, чрез хрепты». Протопоп Аввакум с двумя сыновьями-подростками тащил нарты, а жена с младенцем и дочь шли пешком. Позже Аввакум писал: «…робята – те изнемогут и на снег повалятся, а мать по кусочку пряничка им даст, и оне,  съедши, опять лямку потянут». Переправившись через Байкал, отряд двинулся вверх по  Хилке. Продовольствие кончилось. Казаки терпели жестокий голод. Семья протопопа питалась  травами и сосновой корой, ела павших лошадей и найденные по дороге трупы животных, зарезанных волками.  Два его маленьких сына, не вынеся трудностей, умерли. Но сам Аввакум стойко переносил лишения и старался облегчить страдания другим несчастным. В дороге к нему приводили многих  больных и убогих. Он же «по обычаю сам постился и им не давал есть, молебствовал и маслом мазал». Некоторые  больные получили выздоровление, особенно те, кто мучился «от бесов».  Тяжелейшая экспедиция продолжалась пять лет. Только в 1661 г. из Москвы пришел указ, разрешавший Аввакуму возвратиться в столицу.

                3.

    Первая ссылка Аввакума совпала с годами наивысшего могущества Никона. Задавив первые проявления оппозиции, он продолжил свои реформы. Вскоре появился служебник с исправленным текстом,  тщательно сверенный с греческим. В апреле 1656 г. специально созванный собор, утвердил все внесенные в него изменения. Но когда новые богослужебные книги вместе со строгим приказом креститься тремя перстами дошли до местных священников, поднялся всеобщий ропот.  Оказалось, что все богослужебные чины стали короче, причем были выброшены многие  песнопения и формулы, которым придавался особенный магический смысл. Литургия вся была переделана, хождение на крестных ходах установлено против солнца. Имя Исус  исправлено в Иисус. Подвергся правке даже текст символа веры. По понятиям того времени подобные перемены не могли казаться пустым делом. Многие рядовые монахи и попы пришли к убеждению, что прежнюю православную веру пытаются заменить другой. Присланные из Москвы книги отказывались принимать к действию и служили по старым. Соловецкий монастырь одним из первых воспротивился нововведению. Его пример придал воодушевления другим противникам Никона.
     Патриарх обрушил на ослушников  жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли жалобы на своеволие и лютость Никона, его гордыню и своекорыстие. В самом деле, поведение патриарха давало много поводов для нареканий.  Он мог, например, потребовать со всех церквей Московского государства 500 голов лошадей и преспокойно разослать их по своим вотчинам; он ввел новый оклад патриаршей пошлины, повысив ее до таких пределов, что, по свидетельству одного челобитчика,  «татарским абызам жить гораздо лучше», помимо этого Никон требовал экстренных взносов на затеянную им постройку Нового Иерусалима и других монастырей. О его гордом и жестоком обращении с клириками, приезжавшими в Москву, ходили негодующие рассказы - для него ничего не стоило посадить священника на цепь за какую-нибудь незначительную небрежность в исполнении своих обязанностей, мучить его  в тюрьме или сослать куда-нибудь на нищенскую жизнь.
     Возле Алексея Михайловича также нашлось много бояр - недругов Никона. Они негодовали на патриарха за то, что он постоянно. вмешивался в мирские дела, и твердили в один голос, что царской власти не слыхать, что посланцев патриарших бояться больше, чем  царских, что великий государь патриарх не довольствуется уже равенством власти  с великим государем царем, но стремится превысить ее, вступает во все царские дела, памяти указные и приказы от себя посылает, дела всякие без воли государя из приказов берет, многих людей обижает. Усилия никоновых недоброжелателей не остались тщетны: не сорясь открыто с Никоном, Алексей Михайлович начал постепенно удаляться от патриарха. По мягкости характера он долго не решался на прямое объяснение, однако на место прежней дружбы пришли натянутость и холодность.
     Летом 1658 г. наступила уже явная размолвка – царь несколько раз не пригласил патриарха на придворные праздники и сам не присутствовал на его богослужениях. Потом он послал к нему своего спальника князя Ромодановского с повелением, чтоб Никон больше не писался великим государем. Уязвленный этим Никон отрекся от патриаршей кафедры, вероятно, рассчитывая, что кроткий и набожный царь испугается и поспешит примириться с первосвятителем. Отслужив 11 июля литургию в Успенском соборе, он снял с себя мантию и ушел пешком  на подворье Воскресенского монастыря. Там он пробыл два дня, быть может ожидая, что царь позовет его или захочет с ним объясниться, но Алексей хранил молчание. Тогда Никон, будто забыв о патриаршестве, стал деятельно заниматься каменными постройками в Воскресенском монастыре: копал пруды, разводил рыбу, строил мельницы, рассаживал сады и расчищал леса, во всем показывая пример рабочим и трудясь  наравне с ними.
    С отъездом Никона в русской церкви наступила смута. Вместо ушедшего со своего престола патриарха следовало избрать нового. Но поведение Никона не допускало этого. По прошествии некоторого времени он уже раскаивался в своем поспешном удалении и опять стал предъявлять претензии на патриаршество. «Я оставил святейший престол в Москве своею волею, - говорил он, - московским не зовусь и никогда зваться не буду; но патриаршества я не оставлял, и благодать св. Духа от меня не отнята». Эти заявления Никона сильно смутили царя и должны были смутить многих, даже и не врагов Никона: теперь нельзя было приступить к избранию нового патриарха, не решивши вопроса: в каком отношении он будет находиться к старому? Для рассмотрения этой проблемы в 1660 г. был созван собор русского духовенства. Большинство архиереев были против Никона и постановили лишить его сана, но меньшинство доказывало, что поместный собор не имеет такой власти над патриархом. Царь Алексей согласился с доводами меньшинства, и Никон сохранил сан. Но это так запутало дело, что оно могло быть разрешено только международным советом.

                4.

     Протопоп Аввакум вернулся в Москву в начале 1663 г., когда распря между царем и патриархом достигла своего апогея. Возвратился он уже не тем малоизвестным священником, каким жил в ней некогда:  его сопровождал ореол мученичества, дорогой ценой добытый в Тобольске и Даурии и привлекавший к нему внимание даже тех, кто его не знал или не хотел знать  раньше. Этот ореол, создавшийся вокруг него, имел особенное значение при условиях, какие Аввакум застал в Москве. Враги Никона встретили его с великой радостью. Сам царь обрадовался его приезду и принял протопопа очень милостиво. Казалось, настала благоприятная пора для отмены никоновских нововведений. Едва приехав в Москву, Аввакум подал Алексею Михайловичу пространную челобитную против еретических новшеств опального патриарха. Царь отвечал ему уклончиво. Обходя молчанием просьбу Аввакума, он  постарался склонить его к уступчивости путем льгот и пожалований. Алексей предложил ему сперва место своего духовника, а потом справщика на Печатном дворе. Сулили ему также деньги, и за все это просили только, чтоб он воздержался от своих обличений, по крайней мере до собора, который обсудит дело реформы. Аввакум поначалу как будто успокоился и в ожидании того времени, когда ему будет поручено исправление богослужебных книг, прекратил публичные выступления. В Москве он жил в доме своей духовной дочери боярыни Федосьи Морозовой, которая вскоре стала одной из самых ревностных его последовательниц. Однако долго сдерживать себя Аввакум не смог. Его слава проповедника старой веры и мученика за нее привела к тому, что в глазах ревнителей старины он оказался впереди всех других  предводителей раскола. К нему со всех сторон обращались за советами и разъяснениями в делах веры, у него искали утешения в минуту сомнения и колебания, от него добивались практических указаний и советов. Независимо от своей воли Аввакум стал в почетное и ответственное положение главы людей, отторгшихся от никоновской церкви. В своих посланиях и речах он обвинял Никона, а за ним и всех, принявших исправленные при нем книги, в многочисленных и жестоких ересях. Он писал, что в тех храмах, где служба происходит по вновь исправленным книгам, нет настоящего богослужения, а священники, принявшие исправленные служебники, не истинные пастыри. Эти проповеди и писания Аввакума имели большой успех среди населения Москвы и многих отторгли от церкви. Московское духовенство стало жаловаться на него царю. Алесей Михайлович и сам увидел, что примирение с Аввакумом невозможно. В августе 1664 г. он послал ему сказать: "Власти на тебя жалуются: церкви-де ты запустошил; поедь в ссылку опять". Местом проживания протопопу сначала назначили Пустозерский острог, но потом наказание смягчили и отправили Аввакума к Белому морю, в городок Мезень. Здесь он прожил два года, пользуясь некоторыми удобствами и не подвергаясь особым стеснениям.

                5.

      В начале  1666 г. в Москве собрался «великий собор», на котором присутствовало два греческих патриарха (Александрийский и Антиохийский) и 30 архиереев, русских и греческих, от всех главных церквей православного востока. Именно этот собор окончательно решил как судьбу Никона, так и судьбу Аввакума. Дело Никона рассматривалось первым. Суд над ним  длился более полугода. Собор сначала ознакомился с делом в его отсутствии. Затем призвали самого патриарха, чтобы выслушать его объяснения и оправдания. Никон долго не хотел являться на судилище, не признавая над собой власти александрийского и антиохийского патриархов, потом, в декабре 1666 г., все же  приехал в Москву, но держал себя гордо и неуступчиво: вступал в споры с обвинителями и самим царем, который в слезах и волнении жаловался собору на многолетние провинности патриарха.  В конце концов архиереи единогласно осудили Никона, лишили его  патриаршего сана и священства. Обращенный в простого инока, он был сослали в Ферапонтов монастырь близ Белого озера. Здесь несколько лет Никона содержали с большой строгостью, почти как узника, но в 1671 г. Алексей велел снять стражу и позволил ему жить без всякого стеснения. Тогда Никон отчасти примирился со своей судьбой, начал принимать от царя содержание и подарки, завел собственное хозяйство, читал книги и лечил больных. С годами он стал постепенно слабеть умом и телом, его начали занимать мелкие дрязги: он ссорился с монахами, постоянно был недоволен, ругался без толку и писал царю доносы. После смерти в 1676 г. Алексея Михайловича положение Никона ухудшилось – его перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под надзор двух старцев, которые должны были постоянно жить с ним в келии и никого к нему не пускать. Только в 1681 г., уже тяжело больного и дряхлого, Никона выпустили из заточения. По дороге в Москву на берегу Которости он умер. Тело его привезли в Воскресенский монастырь и там похоронили. Царь Федор Алексеевич присутствовал при этом.

                6.

      Если для Никона собор 1666-1667 гг. был концом  всех его деяний, то для вождей раскола он, напротив, стал началом их великого  пастырского служения. Правда, некоторые из них отступились от своих убеждений, но другие остались безоговорочно верны им. Едва Аввакума привезли в Москву, церковные власти попытались склонить его путем увещеваний к примирению с церковью, однако эта попытка не имела никаких результатов. 13 мая Аввакум был поставлен на суд собора. Но и тут, говоря словами официального акта, он "покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл". Тогда архиереи постановили лишить его сана – Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.  17 июля 1667 г. его вновь доставили на собор и поставили перед вселенскими патриархами, но даже их долгие увещевания не смогли его разубедить. Наконец, 5 августа Аввакуму предложили три вопроса, которые должны были окончательно решить его судьбу: православна ли русская церковь, православен ли государь Алексей Михайлович и православны ли вселенские патриархи? В ответ на них Аввакум сказал: "Церковь православная, а догматы церковные от Никона  еретика, бывшего патриарха, искажены новоизданными книгами… А государь наш Алексей Михайлович православен, но токмо простою своею душою принял от Никона… книги, чая их православны, не рассмотря плевел еретических…" О патриархах он прямо писал, что сомневается в их православии. Когда эти ответы были представлены собору, тот подтвердил свое отлучение и объявил, что осужденного подобает наказать и "градскими казнями". Те не заставили себя ждать: в конце августа Аввакум вместе с другими вождями раскола - монахом Епифанием, попом Лазарем и дьяконом Федором, -  был навсегда сослан в далекий Пустозерск на реку Печору. Всем ссыльным, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке, чтобы не крестились двоеперстно и не писали. Аввакум избежал этой казни, так как за него заступилась царица Мария Ильинична и сестра царя, Ирина Михайловна. Во всем остальном судьба вождей раскола  была общей. В Пустозерске каждый из «соузников» был заключен в отдельной «земляной тюрьме», о которой  Аввакум писал «…покой большой и у меня, и у старца (Епифания), где пьем и едим, тут и лайно (кал) испражняем, да складше на лопату, и в окошко! Мне видится и у царя того, Алексея Михайловича, нет такого покоя». «Соузники» общались по ночам, вылезая из темниц через окна. Все они, несмотря на изувеченные руки, стали писателями, продолжая борьбу за свои убеждения.
      Вопреки принятым мерам предосторожности, четыре старообрядческих учителя не были так изолированы от массы своих последователей, как бы этого хотелось правительству. Из писаний Аввакума видно, что сами стрельцы, охранявшие подземные тюрьмы, помогали узникам сноситься с их единомышленниками на свободе. Письма из Пустозерска пересылались в Мезень, там переписывались и развозились по всей стране стрельцами, юродивыми, монахами. В конце 1660-х  и начале 1670-х годов (до ссылки и смерти боярыни Морозовой) связи пустозерцев с Москвой были настолько прочными, что протопоп посылал целые бочки освященной им воды своим духовным детям, получал от них деньги, одежду, еду и даже малину, до которой был большой охотник. Позднее  рукописи прятались в кедровые кресты, которые изготовлял старец Епифаний. В своих посланиях Аввакум писал о том, как еще «до страшного суда» покарает своих главных врагов: «Я еще, даст Бог, прежде суда тово Христова, взявши Никона разобью ему рыло. Да и глаза-те ему выколупою, да и толкну его взашей». «А царя Алексея велю Христу на суде поставить. Тово мне надобно плетьми медяными попарить». Его вера в правоту своего дела и, быть может, в скорое торжество над своими противниками была безгранична. Нередко в его нравоучениях и советах слышалась скорее уверенность ветхозаветных пророков, чем обычное сознание духовником обязанности руководить религиозной жизнью своих детей.  «От имени Господни повелеваю тебе», «не я, но тако глаголет Дух Святый», «я небесные таны вещаю, мне дано!» – писал Аввакум с убежденностью, что он отражает волю Господню, а не свое мнение. С такой же уверенностью управлял он и своей паствой, раздавая в своих посланиях советы «старолюбцам».
      Исходным пунктом вероучения Аввакума, которое имело потом непререкаемый авторитет в глазах его последователей, послужила реформа Никона, вовлекшая, по его мнению, русскую церковь в пагубную ересь. Наиболее мерзким нововведением Аввакум считал замену двоеперстия "печатью антихристовою" – троеперстием. Все никоновские изменения обрядности он понимал как уклонение "в латинство" и восклицал: "Ох, ох, бедная Русь! Чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев?" Современному человеку может показаться странной и фанатичной такая мелочная приверженность к обрядам. Однако надо помнить, что строгое благочестие сводилось тогда почти исключительно к обрядовой стороне, поэтому даже малейшее отступление в этой сфере от "святой старины" выглядело в глазах единомышленников Аввакума страшным кощунством и подлинным отречением от православия. Стараясь осознать причину этого чудовищного события – падение православия на Руси - они находили для него только одно объяснение – скорое наступление царства антихриста, за которым должна была последовать кончина мира. С этим ощущением близкого конца света связан яростный дух аскетизма первых старообрядцев, переходящий в почти полное отречение от мира. Отрешение  от всякого плотского наслаждения и любых внецерковных радостей настойчиво проводилось Аввакумом во всех его посланиях. Согласно его советам, вся жизнь в ее целом, как церковная, так и общественная, и частная, должна была управляться предписаниями религии и стремиться исключительно к удовлетворению религиозных интересов.
     Однако, в ожидании кончины мира руководителям раскола надо было определить  возможные отношения с официальной "никонианской" церковью. В этом смысле Аввакум занимал строгую и последовательную позицию. "Не водитесь с никонияны, - писал он в одном из писем, - не водитесь с еретиками; враги они Богу и мучители христианом, кровососы, душегубцы". Он советовал избегать не только мирных и дружеских сношений с никонианами, но и всяких прений о вере. "Беги от еретика и не говори ему ничего о правоверии, - предписывал он, - токмо плюй на него". Идеалом для него являлось полное отчуждение от никониан, распространяющееся как на церковную, так и на частную жизнь. Такая строгая изоляция рождала много проблем. Поскольку духовенство в большинстве своем приняло реформу, раскольники оказались без верховных пастыря и не могли получать таинств. Аввакум с товарищами много думал над тем, как помочь этому горю. В конце концов было решено, что младенца, крещеного попом-«новиком» (нового рукоположения, после 1666 года), можно не перекрещивать, но следовало  прочесть над ним дополнительные молитвы. Исповедоваться за неимением священника-старолюбца, Аввакум советовал у благочестивых и сведущих в церковных делах мирян. «Исповедайте друг другу согрешения, по Апостолу, и молитеся друг о друге яко исцелите» – добавлял он, давая этим понять, что такая исповедь полностью заменяет исповедь у священника. Даже причащаться он разрешал без участия попов  у иноков и "простцов", не имевших священства. (Впрочем, совершенно обходиться без священников он не считал возможным. Учение его в этом важном  пункте оставалось не до конца проясненным и как бы заключало в себе зародыши двух главных толков позднейшего старообрядчества: поповцев и беспопопвцев).  Аввакум несомненно понимал, что вводит в жизнь своей заочной паствы весьма необычные в православной жизни нравы и обряды, которые, по существу, были гораздо большим отступлением от устава, чем сами «никониянские» новшества, но он советовал их лишь как временное исключение, ввиду «нынешнево огнеопального времени».
    Между тем Раскол в стране набирал силу. Собор 1666-1667 годов определил жестокие меры наказания для тех, кто упорно держался за старые порядки. Страх перед возможной казнью, ссылкой в монастырь и лишением всего имущества заставлял людей покидать обжитые места и строить свои «скиты» в труднодоступных лесных районах. С 1668 года многие крестьяне, забросив свои поля, стали готовиться ко второму пришествию, делая себе гробы и служа друг над другом заупокойные службы. Исход в скиты приобрел массовый характер, в них строились амбары, поварни и всякие тайники на случай прихода слуг антихриста. Так как не всегда в скиту были попы, религиозный культ оказался здесь до крайности упрощен.  Ширилась страшная практика самосожжений, которые превратились для  «старолюбцев» как бы во второе, неоскверненное крещение, дающее мученический венец. У протопопа Аввакума было достаточно авторитета, чтобы осудить и остановить самоубийственные смерти, но он увидел в них доказательство преданности  старой вере, стояние против «соблазнов никонианства» и сам деятельно возбуждал на мученичество своих единоверцев. "Само царство небесное валится в рот, - писал он, - а ты откладываешь, говоря: дети малы, жена молода, разорится не хочется!…" Получив первые известия о самосожжении  раскольников, Аввакум всецело одобрил их, величая умерших "самовольными мучениками". "Вечная память им во веки веков! – пишет он в одном из писем. – Доро дело содеяли – надобно так. Рассуждали мы между собой и блажим кончину их".  «Добро почитати сожженных за правоверие отец и братий наших», - продолжает он в другом месте и восторгается  духовным бесстрашием своих единоверцев.
     Пустозерские узники готовы были сами в любой момент принять мученическую смерть за веру, но при этом никогда не теряли надежды на освобождение. Однако их ожидания, что после смерти царя Алексея Михайловича, никоновские нововведения будут отменены, не оправдались. Узнав о восшествии на престол Алексеева сына Федора, Аввакум в 1676 г. отправил ему письмо с призывом вернуться  к старой вере. Послание  осталось без ответа. А пять лет спустя, в 1681 году, в Пустозерск пришел указ о казни «соузников» через сожжение. Неизвестно, кто отдал его, но инициатором казни несомненно являлся патриарх Иоаким, бывший в царствование болезненного юноши-царя одним из самых влиятельных придворных и государственных деятелей. Проведенный Иоакимом в 1681-1682 годах церковный собор, имел особый «отдел постановлений» против раскольников, которым запрещалось собираться на молитвы. Царская грамота того же года давала епископату новые, расширенные полномочия по борьбе с расколом. Видимо, в связи с этими постановлениями Аввакум и его пустозерские единомышленники 14 апреля 1682 года погибли на костре.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522