2021 - Мое первое знакомство

Бинду Лалана
Мое первое знакомство с Ладогой

Ирина говорит:

- ...По берегу озера машин потом много остаётся.

Я смотрю на неё с непониманием.

- Люди тонут. Рыбаки. Приедут на озеро, машины на берегу оставят, сами на лодках уйдут, а тут погода переменится... Потом ищут их. Такая она... Ладога!
Непостоянство погоды на Ладожском озере известно людям уже несколько сотен лет. Сам Петр первый приказал для судоходства построить канал вдоль береговой линии, ибо даже при каботажном плавании много судов, народа и товаров в те времена топло. И вот соединили этим Староладожским или Петровским каналом две реки - Волхов и Неву, образовав водную транспортную артерию длинной в 117 км.
Ладога большая. Почти как море. В поперечнике 220 на 150 км. Второе по размерам в России озеро после Байкала. Береговая линия в полторы тысячи километров. Чуть меньше государственной границы в моей области. При средней глубине почти в 50 метров максимальная 230. Как и всякое большое озеро оно интересно ещё и тем, что реки в него не только впадают, но и вытекают. Впадает штук шесть больших, а вытекает одна очень большая и всем известная. Нева - река интересная. Вытекает из одной водной глади и впадает в другую. Воды в ней темные, потому как вокруг торфяные болота и вообще.

К сегодняшнему дню Петровский канал обмелел, заилился, а потому ещё в 1886 году решено было прокопать новый канал - Новоладожский. И прокопали. За 5 лет длинной 110 км. В нескольких метрах от берега. На карте смотреть так прямо крайне удивительно. Проходит голубая ниточка и повторят все контуры береговой линии. Особо мне, степному жителю, который воду видел только в котелке. Ну скажите, разве не интересно? Интересно же!

Вот и сижу я на солнышке да своих вновьобретенных родственников слушаю. Видимся раз в 10 лет, т.е. за сорок последних это как раз четвёртый будет. Люди они крайне хорошие, мы тоже не конченные сволочи, так что с чего бы нам не дружить. Хозяйство у них ладное, у Владислава руки на месте, да и пенсия полковника позволяет, чтобы построить свой домашний сказочный мир в Ладожской глубинке...

Теперь хожу я по их участку, смотрю каким хитрым Макаром дощечка к дощечке на доме подогнана, а сам про Ладогу думаю. Ну грех не съездить. Тут всего 4 километра до береговой линии, да и зря что-ли мы байдарку 2 с половиной тысячи километров с самого Южного Урала везли? А Ирина - жена Владислава - моего двоюродного брата - меж тем рассказывает, что погоды ноне стоят жаркие. Все за тридцать. Так только последние три лета стало, а в другое время тут то дождь, то дождик. Слушаю ее внимательно, ибо в Питере я всего четвёртый раз. И при том, что жил тут иной раз по 2-3 недели под дождь за все то время попал лишь однажды.
Обедали в беседке, нагулявшись босиком по свежескошенному газону, что тянется у Владислава через весь участок. Хозяйка, зная, что мы мясного не едим, все равно столом нас удивила. И вкусно, и разнообразие блюд крайне удивительное, и разговоры за столом хорошие, но после трапезы я не вытерпел и все же говорю:

- Поехали на Ладогу!

- Что ж, - отвечает Владислав, - а поехали!

Посмотрел я на заходящие с востока облачка и понял, чтобы успеть поплавать при солнышке, собираться надо живее, ибо погода портиться, что называется, прямо на глазах.

Поехали впятером. Я, Владислав и три девушки самого разного возраста. А Ирина дома осталась. Чай к нашему возвращению готовить.

Ехать и правда недалеко да быстро. Через минут десять въехали в какое-то малюсенькое селение, что стоит прямо на берегу Ладоги, как раз в том месте, где река впадает. Река ровная, спокойная. Шириной как трасса полосы в 4. Берег в камышах да промеж него небольшие пляжики песчаные. По обеим сторонам реки дорога да домишки. Почти от каждого пирс в воду уходит. От ворот до берега не более десяти метров. Все очень компактно, я бы в даже сказал, что тесно. Самой Ладоги отсюда не видать, только камыш, камыш, камыш, как вдаль не вглядывайся. И чтобы в это Ладожское озеро нам выйти, необходимо весь этот камыш на веслах пройти.
Вышли из машины на берег, простояли, покурили, прикинули, что к чему. Посмотрели на солнышко, которое нет-нет, да и облачком прикроется. Ну и давай байдарку собирать.

Байдарку я взял с собой самую лёгкую в сборке. Двухместную Таймень. Байдарку всех времён и народов. Думал, потом дочери её в Питере оставить. Чтобы была в этом крае вселенной, если что, возможность попутешествовать, тем более что Карелия рядом. Прилетаешь на самолёте, садишься в байдарку и алга по водным просторам!!
Собрали ее родимую минут за 15. Никогда так быстро не собирали. А что?.. Владислав техническим взглядом вертолётчики сразу уловил конструкцию каркаса и тут же стал активно помогать. Молодцом! Я даже удивился!

У меня есть собственная оценка интеллекта моих студентов, исходя из того, как они байдарку собирают. Сообразят или нет какую трубочку в какой стык воткнуть? И сам в свое время этот тест проходил. Сам перед собой. Лет 20 мне тогда с хвостиком было. Взяли байдарку на прокат, привели на берег, высыпали железо на берег и даже подсказать нам некому, что и как. И байдарки мы до этого собранной никогда не видели. Но ведь справились! Только лет этак двадцать пять спустя, когда уже свои байдарки появились и не надо было по городу носиться их в прокат искать, до меня дошло, что мы шкуру - оболочку - не так натягивали. Просыпаюсь я как-то среди ночи, поворачиваюсь, смотрю, что и Настя не спит.

- А что, - говорю ей я, - похоже мы с тобой неправильно фальшборт ставим.

- А как надо? - спрашивает она.

- Подумай сама.

Минуты не прошло, как Настя отвечает:

- Надо сначала кантик оболочки в закладную завернуть, а потом уже под замки фальшборт ставить.

- Ну конечно, - говорю я и, утомленный открытием, блаженно засыпаю.
В то время как мы на берегу реки с Владиславом и Настей байдарку собрали, стал накрапывать мелкий дождик. Ну так и что. Дождик он и в Южной Африке дождик. Плаванью не помеха. Ну капает сверху вода. Ну так она тут везде, куда глаз не кинь.

Вяжу фалы к байдарке, вяжу обвязку, креплю элементы непотопляемости, натягиваю фартуки. Кто знает, может там на озере волны.

Первым чартером решили плыть я, Настя и моя внучатая племянница Ася. Тоже Настя, но говорит, что так - Настя - ее в жизни только раз звали. Ей весло не доверили. Посадили в грузовое отделение, которое у нас на данное путешествие под пассажирское временно переоборудованно. Одели на нее спасик, и сами, конечно, тоже спасики одели. Спустили плавсредство на воду и уже было хотели отплывать, как я про рацию вспомнил. Не поленился, сбегал в машину, себе в ухо воткнул, а Катюшке, дочери своей младшей, что пока на берегу осталась, другую в руки дал. Проверили связь да и в путь, тем более что как будто ветерок свежий подул. Рация она штука в незнакомом месте полезная, да ещё в том, где десять метров от берега отплыл и вокруг только камыш.

Отгребли от берега лихо, охота же Владиславу наше умение плавсредством управлять показать. Владислав сам рыбак, есть у него и лодка с мотором, но воду он по его словам не любит. Говорит, что если бы в ней рыба не водилась, так даже и не подходил бы к ней.

Через пару минут гребли уже Новоладожский канал. Речной перекресток. Прямо настоящий водный путь поперек нашего встал. Уходит в даль в обе стороны. Налево и направо. И широкий, что наша река. Полосы 4-6 в сравнении с автодорогой будет. На воде трудно оценивать расстояние, но, полагаю, что примерно так.
Пересекли канал в три гребка и идём дальше. Вокруг все камыши. Берегов не видно. Дааа. Тут перевернешься, будешь потом ногами дрыгать три часа до самого берега. Ладно, что вода теплая. Байдарка - штука такая. Если из нее выпадешь, обратно в нее не залезешь. Только с берега. А потому лучше не переворачиваться.

Идём дальше протокой,ив которую превратилась река, в озеро. Течения нет, только ветерок в лоб. Но не сильный. Да вот ещё пара рыбацких моторов нам на встречу. Рыбаки хмурые, не здороваются. На нас с удивлением поглядывают. Ну может байдарка им в диковинку, а может мы слишком загорелые для их северных краев? Да нам то что. Мы, главное, гребем, да лодку поперек волн, тех, что в их кильватерном следе остаются, ставим. Ну ещё пару раз по рации ответил, что мол, пять минут, полёт нормальный. Кстати, в эфире треск и помехи. Берег слышно очень плохо, хотя мы примерно в километре друг от друга. Вероятно из-за грозы, когда воздух насыщен электричеством. Я что-то не писал, что на небе уже погромыхивало. Ну так вот, погромыхивало. И молнии сверкали. Я считал паузы между громом и молниями. Что-то было около двадцати и пока не сокращалось. Но вдруг дождь пошел. Даже не дождь, а прям ливень. Однако сворачивать назад поздно, так как все равно мы в минуту промокли. Говорю Асе, что у не под левой ногой зонтик походный лежит. Но Ася от него отказалась, сказала, что хочет быть как все. Молодец девчонка! Мужественная! Через несколько сот метров широкого камышового коридора показался водный простор. Веет оттуда свежим ветром, и ходят там большие волны. Решили туда не соваться. Выйти, не ломая линию движения, передом, осмотреться, а потом не разворачиваясь, чтобы на волнах не перевернуться, так же задом по той же линии обратно уйти, т.е. вернуться в протоку. Так и сделали.

Скажу честно, во время этого маневра берегов других не увидели да и глади озерной тоже. Выскочили чуть вперёд - только нос из камышей показали и алга обратно. Потом на ровной воде развернулись и понеслись, ибо к тому времени ветер в корму стал прямо ураганный. Можно было даже не грести, а просто весла как паруса ставить. Первый раз я шел на байдарке с такой скоростью, что в гребле никаких усилий прикладывать не удавалось. Как не стараешься, а не успеваешь веслом о воду опереться, так быстро мы летели. А тут еще видим как с левой стороны из камышей с озера несётся сап. На нем девушка грузом да парень на весле. Мотает их, качает, ветром сдувает и дождем мочит. Картина ужасная! Стал я притормаживать наше судно, хоть и не просто это было, а как мы сравнялись, спросил их, все ли у них хорошо, и не взять ли их на буксир. Парень оказался лихой, сказал, что и сам нас может на буксир взять. Красавец! Хочет в глазах девушки героем выглядеть. Но все же? Спрашиваю ещё раз. Нет, отвечает все окей. Понеслись мы тогда дальше, но ежеминутно на них оглядываясь. А и правда, как мы не гребли, чтобы от шторма в протоку уйти, а сап не намного от нас отстал, так нас всех ветром подгоняло. Выскочили поперек новаоладожского канала, а там новая засада. Шпарит нам в левый бок на всех парах громадный катер. Только мы думали, что отдохнуть можно, как пришлось на весла налечь, чтобы он между мной и Настями не проехал. Да и как налечь!! Гребли во все лопатки, а тот даже скорости не сбросил.

В реке уже спокойно. Только дождь. На берегу нас ждут. Стоят мокрыми столбиками и ждут. Причалили. Мы тоже мокрые как цуцыки. Но раз уж мокрые, что ещё раз не сплавать? Тем более, что в протоке меж камышей безопасно. Плавай - не хочу! Ася довольная, Настя тоже, и я счастливый, но мечты сбываются, и что благополучно Владиславу внучку вернули.

Владислав, кстати, и в этот раз плыть наотрез отказался, так что в водный путь отправились мы с Катюшкой вдвоем. Только вернулись к каналу, как ударил нам в лоб сильный ветер. Тот самый, что несколько минут назад подгонял нас. И вот гребу я что есть во мне силы, а сам смотрю, что относительно берега едва едва двигаемся. А потом снова смотрю и вижу, что идём мы против не только сильного ветра, но и против сильного течения, что несёт нам на встречу речной мусор да веточки всякие. Надо сказать, что мы бы ни за что вперёд со скоростью 5 см за 1 взмах веслами не выгребли, если бы ветер не поутих немного.

И вот опять нам на встречу рыбаки на лодке с мотором. Смотрят на нас как на покойников, т.е. спокойно и крайне равнодушно. Кричу им, чтобы не думали о нас плохо, что мы только до озера и обратно, а сами гребем, что есть силы.
Уже перед самым простором выскакивает нам на встречу громадный на пол неба, как нам тогда оказалось, катер. Выскакивает из шторма, как рисуют в мультике. На повороте! На скорости! С креном. Выскакивает на нашу ровную воду и сразу сбрасывает ход. Прозрачный полог сразу же с одной стороны откидывается, и оттуда, как из танкового люка механика-водителя, показывается голова.

- Не ходите туда! - кричит голова.

Я пытаюсь ему в двух словах объяснить, что мы не в озеро идем. Останавливаться для разговора не хочется. Это потеря драгоценных метров или даже сантиметров, которые мы с таким трудом преодолеваем. Он что-то кричит про то, что мы экстремали, и мы проскальзываем друг мимо друга.

Впереди показываются волны с белыми барашками на гребне. Наверняка такие для байдарки смерть. Объясняю Катюшке нашу тактику. Говорю, что на таких волнах развернуться не получится, надо будет возвращаться задом. Она все прекрасно понимает, а мне в тоже время охота пройти чуть больше, чем прошли прошлый раз.
Через пару гребков мы оказываемся на большой волне и начинаем их считать. Каждая четвертая больше, чем три предыдущие. Ага! Это хорошо, когда есть четкий ритм. Можно быть готовым. И тут случается такое, отчего я тут же пожалел, что мы так далеко сунулись в озеро.

На самом деле недалеко. На самом деле мы даже не пересекли линию края камышей.
Я уже писал про то, что при походе на байдарке обязательным является ставить нос поперек крутой волны. Тогда все будет ок. Чтобы ее не захлестнуло, через проем переднего гребца даже натянут специальный непромокаемый фартук. Собственно, такие фартуки на нашей байдарке есть на каждом отделении, но спереди фартук особой прочности и непромокаемости. Стоит он на липучках, чтобы при перевороте плавсредства можно было его легко сорвать. Ещё, конечно, один его угол привязывается к шпангоуту, чтобы его просто напросто не унесло ветром.

И вот в тот самый момент, когда я решаю тормозить и идти не разворачиваясь назад, волны на нас начинают идти с двух сторон. Я не знаю, как это возможно, тем более, что сам ветер дует с третьей стороны. Я понимаю, что поперек волн, бьющих одновременно с нескольких сторон, байдарку носом никак не поставить, понимаю, что надо сваливать и включаю вторую космическую, но только не вперёд, а в точно обратном направлении.

Как я уже сказал, ветер при этом бил с третьей стороны. Не знаю, успела ли Катюшка испугаться, но я понял, что здорово погорячился, сунувшись так далеко в озеро. И это, ребята, всего в двух метрах от более менее спокойной воды. При всем своем умении управления судном, накопленным за три десятка лет признаю, что не справился с управлением и был вынужден по принять решение экстренного разворота. Тем более, что нос уже повернуло градусов на тридцать с основного курса, и я никак не мог поставить его на место. Длинную байдарку просто сдувало в сторону. Поймав паузу между волн мы резко, насколько это возможно для пятиметровой посудины, разворачивается…

А тут еще меня стало укачивать. Не знаю, с чего вдруг на меня так напала морская болезнь, но последний раз меня так сильно укачивало, когда я лет пятнадцать назад болтался на высоте восемьсот метров от земли на парашютных стропах. Скорее всего сказались усталость и нервное напряжение последних десяти дней.
…Разворачиваемся удачно. Все же опыт. Развернулись, ударили пару раз веслами и... Я думал, что мы вновь понёсемся, но не тут то было. То страшное течение, которому мы сопротивлялись, гребя сюда, вдруг закончилось. Закончилось и нам опять пришлось снова грести, чтобы вернуться назад.

Не смотря на всю грозность событий, описываемую здесь, все выглядело не совсем так ужасно. Вот скажем по дороге к озеру, Катя просила меня остановиться, чтобы сфотографировать кувшинки. Я не стал делать этого не потому, что было опасно, а потому, что не хотел, как писал выше, терять с таким трудом «нагребленные» метры-сантиметры. Зато на обратном пути мы останавливались дважды, уткнувшись носом в камыши, чтобы Катя смогла дотянуться объективом телефона до белых и жёлтых бутонов, едва торчавших из воды. За это время я даже выкурил сигарету, спрятанную про запас от дождя в небольшой герме, где также лежала рация. Кстати, чтобы говорить с берегом, мне приходилось этот жалкий мешочек, с которого ручьем текла вода, и который проводком был связан с моим ухом, высоко поднимать над головой. Со стороны наверно это довольно забавно выглядело.

На исходе протоки на якоре стоял тот самый синий катер. Теперь капитан - парень лет тридцати - стоял на носу, разматывал спиннинги и был не прочь поговорить с нами. Он сказал, что его потрепало от души. И что потрепало его не здесь, здесь вообще лайт был, а на ... И он махнул рукой куда-то в сторону. Потом я расспросил его про глубины, он глянул на эхолот и сказал, что под нами всего 2-3 метра. Про себя я отметил, что для нас все равно, что 2-3, что 222-223. Результат один. До дна пальчиком ноги не дотянешься.

Третий раз плыть никто охоты не выявил, а один я уже решил на озеро не соваться. Разобрали байдарку на травушке. Дождь к тому времени как раз кончился. Побросали мокрые вещи как придётся в багажник и уже орошаемые солнечным светом отбыли восвояси.

Вот так за считанные минуты Ладога успела повернуться к нам всеми своими замечательными сторонами. Так состоялось мое первое свидание с этим непростым озером.

А сейчас я сижу на диване, дописываю эту историю и жду, когда мои девушки сложатся чтобы ехать и смотреть ладожские шхеры. Но про то будет уже совсем другой сказ.

июль-август 2021