Бхагавад-гита. Глава 6. Стихотворный перевод

Елена Синицына
Глава 6
Йога медитации

Шри Бхагаван сказал:

Тот, к плодам кто не привязан,
то, что должно, исполняет,
йогин он, и он – отшельник,
а не тот, кто без обрядов .

Отрешённость – это то же,
что и йога, о Пандава.
Без отказа от желаний
йогином никто не станет.

Для стремящегося к йоге
средством действие считают.
Для того, уже кто в йоге,
средством равновесье будет.

Ведь когда он не привязан
ни к объектам чувств, ни к действу,
отрешён от всех желаний,
именуется достигшим.

Атманом себя возвысит,
не опустится пускай он.
Каждый – сам себе союзник,
каждый – враг сам для себя же.

Кто себя преодолеет,
сам себе он станет другом.
Кто собой не овладеет,
будет сам себе враждебен.

Тот, кто Атману предался,
победил себя, спокоен
в холод, в жар, в несчастье, в счастье,
в почестях или в бесчестье.

Знаньем, мудростью исполнен,
на вершине , вне волнений,
йогой связь обрёл, зрит равно
ком земли, камень и злато .

Добросердный, друг, противник,
безучастный, враг, посредник,
родич, праведник иль грешник –
выше он различий этих.

Тайно упражняясь в йоге,
одинокий, постоянно
будучи сосредоточен,
без надежд, без связи с внешним;

в чистом месте установит
невысокое сиденье
ровно и застелет тканью,
шкурой лани и осокой.

Устремлённый ум направит
на одно, устойчив сидя,
управляя чувством, мыслью,
в йоге самопросветленья.

Ровно, неподвижно тело,
голову держа и шею,
в равновесьи, устремляя
взгляд на нос; взгляд не блуждает.

Так в покое и бесстрашно,
в целомудренных обетах,
подчинив, ум пусть направит
он ко Мне как к Высшей Цели.

Постоянно упражняясь,
укротив ум, так достигнет
йогин высшего покоя,
Мне присущего, нирваны.

Кто ест много или мало,
кто спит много или мало,
то тому успехов в йоге
не достигнуть, о Арджуна.

Кто в питании умерен,
отдых, труд чей соразмерен,
спит и бодрствует кто в меру, –
йогой устранит страданья.

Чит  – сознанье кто направит
в Атман, также кто отринет
наслажденья чувств и страстность,
только тот зовется йогом.

Как светильник, не колеблясь,
при безветрии мерцает,
неуклонно пребывает
ум его на Высшей Цели.

Умиротворив сознанье,
через йогу погрузившись,
сам в себе находит радость,
в себе Атман созерцая.

Непрерывное блаженство –
то, что чувства превосходит,
разум-буддхи постигает,
в истинном укоренится.

Кто вкусил блаженство это,
знает, нет иного выше.
Тот, кто в этом состояньи, –
в горестях незыблем будет.

Нужно знать, что эта йога
отделяет от страданий.
Должно в этом упражняться,
не колеблясь, неустанно.

Страстности воображенья
должно полностью оставить;
чувств гурьбу умом смиряя,
ограничить без остатка.

Шаг за шагом успокоясь
разумом неколебимым,
на Себе сосредоточась,
об ином не помышляя.

Как бы ум ни отклонялся –
неспокойный, неустойчив,
отовсюду возвращая,
к Атману направить нужно.

Йогин высшее блаженство
чрез покой ума достигнет,
свою страстность усмиривши,
чистотой подобный Брахмо.

Связь с Собой установивший,
удаливший загрязненья,
с лёгкостью, в единстве  с Брахмо,
счастья высшего достигнет.

Атман есть во всех живущих,
в Атмане все пребывают.
Йог, постигший то, единство
Атмана повсюду видит.

Кто Меня повсюду видит,
и во Мне всех видит тоже,
для Меня тот не исчезнет,
для него Я не исчезну .

Кто Меня во всех живущих
чтит, единство то постигши,
чем бы он ни занимался,
йогин тот во Мне пребудет.

Кто себя в единстве видит
равным ко всему, Арджуна,
к горести и к счастью ровный,
безупречен этот йогин.

Арджуна сказал:

Йогу равности поведал
мне Ты, о Мадхусудана!
Но не вижу основанья
ей из-за ума смятенья.

Этот ум подвижен, Кришна,
суетлив, силён, упорен.
Удержать его, считаю,
словно ветер, очень сложно.

Шри Бхагаван сказал:

Несомненно, о Могучий ,
бурный ум сдержать непросто.
Обуздать его, Каунтейя,
можно опытом, бесстрастьем.

Кто собою не владеет,
йога тем трудна, считаю.
Но её достигнуть можно,
укротив себя, в усердье.

Арджуна сказал:

Тот, кто слаб, но полон веры,
хоть умом отпал от йоги,
не достигший в ней успеха, –
путь какой его, о Кришна?

Сгинет ль с двух путей сошедший
словно туча, разметавшись,
без поддержки, о Могучий,
сбившийся с дороги к Брахмо?

Ты сомненье это, Кришна,
полностью развей! Поскольку
только Ты сомненья эти
полностью развеять можешь.

Шри Бхагаван сказал:

Партха, знай, ни в этом мире,
ни в другом он не погибнет:
добродетельный не может
опуститься, дорогой Мой.

Праведных миров достигнув,
там пробыв без счёта годы,
в чистом и счастливом доме
кто с пути сошёл, родится.

Или он в семействе йогов,
в доме истины  родится.
Но подобное рожденье
очень редко в мире этом.

Там он воссоединится
с мудростью рождений прежних,
к совершенству устремляясь
заново, потомок Куру.

Чем он в прошлом занимался,
привлечётся неизбежно.
йогу лишь познать желая,
превзойдёт он все Писанья .

Коль старается усердно
йог очиститься от скверны,
лучше стать от жизни к жизни,
то идёт Путём Высоким.

Превосходит всех аскетов,
выше мудрецов тот йогин,
всех свершающих обряды.
Стань же йогином, Арджуна!

Среди йогов всевозможных
тот, в Меня кто погрузился,
с верой, полностью предавшись,
самый лучший, Я считаю.