Когда ты один. 46-53

Владимир Смирнов Зырин
Когда ты один, в голову лезет всякая всячина. И чтобы избавиться от неё, приходится обманывать самого себя.
А сделать сей шаг довольно просто. Достаточно раскрыть тетрадь на чистой странице, взять в руку ручку и заставить, именно заставить себя написать первое слово, первую строчку.
Для чего? О чём? Вопросы - излишни. Главное, что процесс пошёл...
И вот внутреннее состояние стабилизировалось, ты даже бодр, а хоровод из воспоминаний наполняет пустое пространство твоей квартиры.
Главное не дать им рассыпаться мишурой новогодней хлопушки, выбрать что-то главное. Хотя всё, что помню и есть главное. А коль забыл, считаю, что и не было ничего.
Ну вот жизнь почти прожил, а оглянусь назад, посмотрю по сторонам, так кажется и не было ничего.
Родился в одной стране, а теперь оказалось, что за границей. туркмения независимое государство.
Учился в Венгрии, стране члене Варшавского договора.
А теперь она - член НАТО и вовсе не союзник, а противник.
После института, прибыл молодым специалистом-инженером в город Чудово на строительство Филиала Невского Машиностроительного Завода.
Строительство задумано было гигантское. Завод должен был специализироваться на производстве турбинных лопаток. Стройка занимала огромную территорию.
Одно удручало, что вместо комсомольцев-добровольцев, встретил здесь спецконтингент, это такие условно освобождённые граждане, в народе их кличут Химиками.
Никаких новых строительных технологий я здесь, разумеется не встретил.
Хорошо запомнил Чудовскую глину. Резиновые сапоги осенью и зимой валенки. И эти лепёшки глины, которые я отдирал ежедневно со своей одежды...
А в это время Афганистан, наша доблестная армия воюет. Моё поколение, не знавшее войны, аж вздрагивает при  слове Афган.
Подался в военкомат и заявил прямо с порога, что лейтенант Зырин желает добровольцем ехать в Афган. Специальность воинская ВУС у меня имелась, командир миномётного взвода.
Военком смерил меня взглядом и спросил,- ты хорошо подумал? Ведь там убивают. У нас даже полковники бывалые, под любым предлогом пытаются избежать этой мясорубки.
Обескураженный, я спросил,- так что же мне делать прикажете?
А приказываю я тебе послужить в нужном для страны месте в ВСО в городе Новгороде.
ВСО это военно строительный отряд, по численности личного состава равен батальону. Только подчиняется эта структура не министерству обороны, а министерству строительства. А руководит дисциплиной, моральным духом Ленинградское политуправление. Сложная, запутанная структура словом.
И вот я молодой замок - зам ком роты. У нас в роте два зама один замполит, второй заместитель командира по строительной и строевой подготовке. Ну и выходило, что замом я был вторым после командира.
Выдали новенькую форму, и летнюю и зимнюю, пришлось даже просить машину, чтобы довезти этот огромный мешок до общежития.
Перечислять, что было в мешке не буду. Кто служил, знает, а кто нет, тому не интересно.
Завтра на развод. К утру все погоны, петлицы должны быть пришиты. Слава Богу, отец, был офицером и я в детстве насмотрелся, как это всё пришивается.
Словом, исколол пальцы, погладил галифе, это уже маме спасибо, научила и брюки гладить и рубашки. Отцу она конечно гладила, а мне сказала,- научись сам в жизни пригодится.Вот и пригодилось.
Начистил до зеркального блеска хромовые сапоги и заявился в роту.
Все конечно удивились,- почему это форма на мне не висит мешком, как у других пиджаков, так кадровые офицеры презрительно называли двухгодичников.
И ещё неожиданность, наш командир завёл порядок настоящего войскового развода.
В отряде даже оркестр духовой имелся его стараниями.
И вот так под барабан и звон литавров, торжественным маршем роты проходили мимо трибуны, на которой стоял сам командир.
А мой ротный толь закосил, толи специально в первый день, на первом разводе бросил меня в "бой"
На военной кафедре мы больше стреляли с закрытых позиций, чем маршировали.
Опять же отец - начальник штаба отдельного разведывательного батальона, иногда то на стрельбище меня брал пострелять из пистолета, или автомата, то на плац поупражняться самому в строевой подготовке и посмотреть на других в этом искусстве.
И "бой" я не проиграл, прошёл впереди роты эдаким гусаром, аж командир заулыбался.
Служба промчалась, как один день, дальше служить не остался, наверно дурак, а может и нет.
Словом вернулся на строительство своего родного ФНМЗ.
Меня, как тёртого калача, из прорабов назначили начальником участка №1.
Руководство стройки к тому времени сильно поменялось. Мой бывший бригадир стал заместителем директора строительства.. Ходил в светлом плаще и в шляпе, дымя на ходу сигаретой. Директор, кстати ходил ровно в такой же униформе. Словом гусь и гагарочка, и ясно кто кому подражает.
Работа на меня обрушилась адова. Крутился, вертелся, как белка в колесе. Самое неприятное, это материальная ответственность, но зато научился списывать недостающие материалы. Их ведь в то время гегемон не ценил, не берёг и воровал безбожно. Вот оно действительно, пригодилось это времечко для формирования из меня-школяра, матёрого строителя.
Меня даже оценили и квартиру дали отдельную двухкомнатную. Словом,- работай, да живи.
Но жизнь опять закрутила, стало скучно. Опять тайком ото всех направился в военкомат, всё к тому же военкому. Прошусь опять, но уже не в Афган и не в ВСО, а по специальности в УНР управление начальника работ.
Берут на службу ещё раз, занимаюсь строительством в ленинградском военном округе в его воинских частях.
занесло меня сначала на Ржевку, что под Ленинградом, там я пробыл несколько месяцев, но так и не понял, что от меня хотели.
Каждый день ездил на электричке от Чудова до Ленинграда, два часа, потом в метро, потом опять электричка... Думал с ума сойду. И наконец начальство сжалилось и послало меня в Вологду. Пожил там некоторое время в гостинице, а потом и квартиру в новом доме получил. Семью перевёз, словом жизнь удалась.
И тут его величество случай поймал меня, как карася, на крючок. Вызвали в штаб ЛЕН ВО, что на Дворцовой площади и предложили ехать в СГВ в Польшу. там послужить  и построить для офицеров и их жён жилые дома, а заодно и казармы и даже роддом и проч и проч...
И здесь я построив первый дом, получил в нём квартиру, правда срок мой пребывания в этой стране закончился быстро. А может и к лучшему. Уже через год, как я уехал, с панами начались конфликты. И наши войска в пожарном порядке начали выводить из СГВ.
Сегодня весь Варшавский договор - целиком в НАТО. Дома выходит я строил паньству.
А в чём был подвох, моего направления в Польшу? Казалось бы - заграница, то, да сё. Но не один офицер из нашего управления не пожелал туда ехать, по одной простой причине, что попав туда ты автоматически попадал совсем в другую структуру, то есть в управление, которое занималось строительством объектов космических и ракетно ударной группировки.
И вот я - на Байконуре, сошёл с поезда на станции Тюратам. Сразу патруль остановил, спросил,- откуда, куда, зачем? Показал документы, предписание...
И поехал я в столицу космического края город Ленинск.
И всё бы хорошо, если бы не жара.
Вечером в общаге, сижу за столом на столе термометр показывает +42 градуса по цельсию, плюс комары, кондиционера нет, один вентилятор раскалился от напряжения.
А на площадке, непосредственно на рабочем месте, там днём все + 50 с хвостиком.
Вечером, просоленную потом рубашку и брюки замачиваю в ванной, кое как полоскаю, потом не отжимая, вешаю на карниз вместо шторы.
Утром и гладить не надо, опять надеваю на себя в машину и вперёд.
От такого напряжения произошёл нервный срыв, полежал в больничке, перевели на объект полегче. Но мне от этого легче не стало, стало противно, что я не выдержал, дал слабину...
Ведь "загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"
лучше бы меня пристрелили.
Но Бог,он мужик такой,- пожмёт, пожмёт и отпустит.
Помогла наша подруга, вошла в положение бедного майора, его жены и их дочки. И вписала мои данные в список офицеров, которые поедут формировать новое строительное управление, а вернее корпус, который должен был воплотить в жизнь идею вождя перестройки товарища Горбачёва. Настроить дорог в сельской местности, где и без них прекрасно жили и обходились.
А ларчик просто открывался. Дороги нужны были для того, чтобы таскать по ним тяжёлые ракетные комплексы. Чем гуще сеть дорог, тем сложнее нашим НАТОвским "друзьям" обнаружить эти цели.
В городе Кирове, Вятке я живу до сих пор. здесь остался после окончания службы.
Перевёз сюда маму, отец к тому времени умер.
Поработал после дембеля в УЖХа, управление жилищного хозяйства под крылом администрации горда.
Кстати работа была интересная. Мне как инженеру, достался самый старинный район города, можно сказать его сердце.
Между делом, заинтересовался историей города, его старинными домами. Стал рьяным защитником этих памятников от сноса и разрушения.
Да что там! Административная машина после посадки главного архитектора города, только на миг замерла и вновь заскрипела своими шестерёнками ещё энергичнее.
Главным архитектором назначили пришлую женщину за то что подписи под проектами она ставила, не глядя.
Звонил ей, стыдил, но где там! Плюй в глаза, всё - Божья роса.
Сейчас пенсионер полный и гражданский и военный. Торчу в Кирове зимой, а лето провожу в Сочи.
Оглядываясь назад, скажу, что крутился, как белка в бессмысленном колесе.
Пишу об этом стихи, рассказы... Не ради славы, или денег, а от того, чтобы молчание не превратилось в болезнь-немоту. Чтобы не ослабло зрение, не исчезло чувство "обиды за державу."
Словом, старый конь давно не скачет галопом. Он только медленно ходит, прислушиваясь, приглядываясь. И при этом возмущается, что не может понять, куда несутся молодые жеребцы и кобылы? Почему они не при деле, а праздно проводят время?
Пора, самое время закончить эту повесть. А выводы?
Какие могут быть выводы? Может кто-то узнает себя, свою долю?
А по телеку - парады, пандемии, пожары и наводнения...
Может это апокалипсис? Дай то Бог.