Мои вершины Часть 2

Валерий Раппопорт
      

       Не следует думать, что моя жизнь позже этого похода была посвящена альпинизму и прошла в сплошных подготовках к штурму различных вершин мира.  Прагматика жизни делала своё дело.
 Я выходил из своих молодых лет, готовясь, прежде всего получить высшее образование.  Примером тому служили два брата моего школьного друга, которые закончили Московский Физтех, окончили также аспирантуру при нём и стали большими учёными. Но это не помешало им заниматься в течение учёбы профессиональным альпинизмом. От них я и узнал всё то необходимое, чем должен руководствоваться любой человек, который вступает на этот сложный и опасный путь.
 Я не стал профессионалом, но горы не оставлял, и в разные времена моей насыщенной жизни по согласованию уже с женой я уезжал на сборы в разные регионы и даже страны, поскольку тот первый поход дал мне возможность вступить в клуб альпинистов и тогда мне выдали этот документ.
Более того я увлёкся горнолыжным скоростным спуском, посещая наши российские горнолыжные курорты. Это было совместимо с альпинизмом и риск был такой же высокий.
                ***
А что тот первый поход? Он был печально – торжественный. Почему так? Моя хилость догоняла меня каждый час похода. Уже к третьему привалу женщины увидели, как из под лямок рюкзака у меня сочилась кровь. Они быстро отобрали у меня общественные консервы немного риса, сахара. Каждому дали нести почти поровну. Тот, кто это распределял не знал про мою хилость.  Женщины, обрабатывая мои плечи, всё же говорили: «Держись, до свадьбы ещё далеко!». Но начальнику похода об этом не сказали.
Перевал уже был рядом и только у одного меня кровь пошла из ушей. Для новичков это считалось нормальным. Заткнули специальными гемостатическими пробками.
Ледник. Стали разбивать палатки. Я был в полубессознательном состоянии от усталости. И помню, что меня засунули в альпинистский пуховой спальный мешок, и я заснул. Две чашки горячего шоколада тоже помню.
На утро всё было как бы в порядке. Без очков ни шагу. Всё сверкало миллионами солнц. Завтрак. И я узнал, что мы будем спускаться в долину с этого Бутаковского перевала. Там в долине обещали рай на земле.
Но, что такое спуск, когда ступаешь на одни пятки, это был просто ужас. Да ещё по правилам горные речки нужно было переходить вброд, не снимая обуви. Может тогда правила были другие. Но там негде было натянуть веревки и переправлять каждого на специальных карабинах. Это будет много позже.
Мы спустились. Я долго сидел, опустив голые ступни в горную воду. Ноги были в ужасном состоянии. Достали мне какую-то мазь и бинты. Насмешек не было. Женщины бинтовали ноги. Здесь в долине не было ветра и холода, здесь был рай и стоянка три дня. Дальше нас ждали скалы, ущелья и прохождение по кромке пропасти. Оказывается, это была разработанная тропа для будущих горных туристов, которые посвящают себя альпинизму. Я явно был не из тех, но держался и уже не проклинал первый день своего  похода.  Мне было легче дышать, да и в ногах появилась упругость.
                ***
Три дня лучшего в мире отдыха пролетели как один. И мы снова двинулись в путь. Впереди нас ждали скалы, узкие тропы над пропастью, где каждый прицеплялся к натянутой веревке специальным карабином и должен был идти один, ступая след в след и не смотреть на пропасть, в которой не видно было даже дна. Прошедшие с одной стороны и не прошедшие с другой стороны подбадривали каждого идущего. Верёвка и кольцо в ней убавляли страх. В случае чего повиснешь над пропастью и тебя притянут другой веревкой. Но нужно было всё же пройти самому, хотя страховка была.
                ***
Когда много позже мы спускались на горных лыжах на скорости до ста километров в час, страха не было, была отвага. Каждый спуск проходил под аплодисменты красивых девушек. Они не катались на лыжах, они приезжали сюда загорать под горным солнцем. Кстати и мы тоже загорели и в аэропорту нас принимали за негров.
                ***
Мы, перейдя Бутаковский перевал, подошли вплотную к основному хребту горной системы Тянь-Шаня. Вот здесь и начинались основные сюрпризы этого похода. И тут вскоре я понял для чего в рюкзаке у меня были острые железки.  Это были крючья, которые альпинисты вбивают в расселины скал, закрепляя на них верёвку, а на других страховку. Это была сложная наука, но её пришлось осваивать. И ещё нужно было набраться смелости, забивая первый крюк. Но сначала никаких крючьев не было и целый день меня учили залезать на скалу в двух метрах от земли, цепляясь за выступы скал. Я потом был благодарен моим учителям всю жизнь.


Переночевав на узкой полянке, мы с утра приступили к основному нашему испытанию. Первыми пошли стучать по крючьям опытные мастера, а мы смотрели во все глаза. Я всё удивлялся: ведь просто в скалу никакие крючья не вобьёшь, нужно искать расщелины и в них вбивать и желательно глубоко. На них потом вся надежда. И, вот, наши мастера спорта уже висят на несколько метров от основания скалы. И висят на этих самых крючьях. Это вначале вызывало недоверие. А если вылетит крючок?  Но нет!  Рядом вбивается ещё один крюк – страховочный и на него накидывается верёвка. В случае падения альпинист повисает на этой верёвке и далее принимает меры или ему помогает те, кто уже выше. Но риск, конечно, очень велик.

Настала и моя очередь. Как ни странно, но я довольно легко справился с этой задачей. Я ведь весил пятьдесят килограмм, и ни один крюк даже не пошевелился. Я успешно долез до вершины скалы, где нас ждало широкое плато. Но оно распространялось не далеко, а дальше – новый ледниковый цирк. И, вот, вся линия покорителей гор, связанная в тройки шнурами с кошками на ботинках, двинулась по леднику. Самые опытные шли впереди, так как на пути были сплошные щели. Подошли к одной – не видно дна. Если упадёшь туда, то сохранишься на века! Не приведи, Бог!
                ***
Мы подошли к подножию основного хребта и нужно было перевалить его. На это ушло двое суток. Ночевали на подвешенных к клиньям верёвках и специальных сиденьях. Так и спали. Внизу скалы и вверху скалы. Вообще ужас!

Но всё это было преодолено мною. Уже горы, ледники и скалы не представлялись чем-то ужасным. Нужно сказать, что всё это происходило летом и на высотах до четырёх тысяч метров. И не было ужасных бурь, которые бывают на высоких вершинах и даже далеко на подступах к ним. Основная гибель людей - это замерзание ещё очень далеко от вершины, нехватка кислородных баллонов на последнем штурме. Но это всё не для меня. Я – новичок и не собирался брать эти немыслимые пики, за сам подъём на которые нужно было платить огромные деньги и несколько лет стоять в очереди на сам подъём. Не смотря на то, что великие вершины забрали сотни, а, может быть и тысячи жизней, в людях не пропадает желание идти к этим вершинам, играя в прятки со смертью. Тысячи людей остались без пальцев рук и ног, а зачастую и самих ног, и это никого не останавливает. Такова сила притяжения гор. Это, своего рода, болезнь. И нужно вовремя остановиться, и вернуться к жене и детям.
Но для меня это было ещё далеко.
Дальше я не буду описывать все «прелести» горных туристов. Итак, уже всё понятно.
Нужно было жить дальше, воплощать в жизнь свою мечту – получать высшее образование, а горы сделать временным хобби и без азарта.  Азарт в горах не приветствуется.
И вершины в нашей жизни это не обязательно горы. Это встретить женщину, которая, возможно, будет твоей женой, создать свой дом, родить с ней детей, вырастить их и дать им образование и ещё много всего другого. Это тоже жизненные вершины. Я ещё к этому вернусь.

2 августа 2021 год
Продолжение следует.