Загадки Портрета молодого мужчины

Владимир Варнек
1. «Портрет молодого мужчины» работы А.Г. Варнека. Х.м. Государственный музей искусств Казахстана имени А.Кастеева (под указанным названием портрет значится в музее).               
2. Варнек А.Г. «Портрет неизвестного генерал-майора». Х.м. 61х51. Между 1830 и 1837 (с приведенными выше названием и датировкой портрет воспроизведен в каталоге ГРМ [1]). Согласно версии исследователя Гунбина Г.А., выполнившего атрибуцию портрета, запечатлен на нем в 1836 – 1837 гг. генерал-майор Слатвинский  Яков Иванович (30.06.1783 – 05.12.1853) [2].  С версией этой полностью согласен (см. [3]).

Еще в 2014 году при написании в журнал «Мир музея» статьи о портретах Сперанского я связался по электронной почте с Государственным музеем  искусств Казахстана имени А. Кастеева  с просьбой «подарить» мне файл с находящимся в собрании музея  портретом государственного деятеля.  Файл этот мне любезно был предоставлен, как потомку художника, выполнившего один из портретов Сперанского, и у нас возникла небольшая переписка, касающаяся предыстории портрета, файл которого мне был прислан. 

В одном из писем я получил из музея еще один «подарок» - файл с неизвестным мне портретом молодого мужчины работы А.Г. Варнека (как сообщила мне представительница Казахского музея искусств). Попытка установить сразу, кто запечатлен на портрете, не удалась, и файл этот не был востребован в течение  семи лет.

Но недавно, поместив на сайте «проза.ру» миниатюру о портретах двух неизвестных из собрания ГРМ [3], я вернулся к «Портрету молодого офицера» (буду так называть его), поскольку запечатленный на нем молодой человек в воинском мундире показался мне похожим на генерал- майора Я.И. Слатвинского .  В результате попытался еще раз атрибутировать  «Портрет молодого мужчины», и представляю в настоящей миниатюре версию, согласно которой, изображен на данном портрете так же Слатвинский Яков Иванович, только в полковничьем мундире. 

Версия эта появилась не на пустом месте, и основанием для ее появления послужил список работ художника А.Г. Варнека, опубликованный художественным критиком П.П. Каменским в 1839 году в Журнале «Отечественные записки». Вот как выглядит фрагмент из данного списка, позволяющий строить дальнейшее доказательство предложенной версии: «; генерал-майора Якова Ивановича Слатвинского, два портрета, поясные, находятся у него, один в полковничьем, а другой в генеральском мундире;» [4].

Основываясь на материалах Гунбина Г.А., приведу ниже два фрагмента из его публикации, которые являются, по существу, аннотацией к портрету  генерал-майора Я.И. Слатвинского, выполненного в 1836 – 1837 гг. и приложенного к настоящей миниатюре, которые  позволят  нам «двигаться дальше»:

«Изображен в мундире генерал-майора  по Армии с орденами Св. Георгия 4-й степени (крест в петлице), Св. Владимира 4-й степени (крест в петлице), Св. Анны 2-й степени (крест на шее), с медалью»В память Отечественной войны 1812 года» (бронзовая на Владимирской ленте) и знаком отличия «За XXX лет беспорочной службы» (на Георгиевской ленте). 

Слатвинский <…> по окончанию 1-го Кадетского корпуса в 1800 г. прапорщик мушкетерского генерала Тинькова полка. С 1802 г. – подпоручик, затем поручик (1809), штабс-капитан (1812), капитан (1813), подполковник (1817), полковник (1826) 1-го Кадетского корпуса. С 1831 г. – батальонный командир корпуса. В 1835 г. произведен в генерал-майоры с состоянием по Армии". Даты получения наград  в [2] не указаны, исключая дату получения Ордена Св. Георгия 4-го кл.  (награжден им 26 ноября 1826 г., будучи еще полковником).

Поскольку остальные награды  получены в предыдущие годы, то общее число орденов  на портрете Слатвинского-полковника и Слатвинского-генерала должно быть одним и тем же. И полное совпадение  всех наград на обоих портретах должно явиться одним из доказательств тому, что на «портрете молодого мужчины» изображен именно полковник Слатвинский.  Но до сопоставления наград, обсудим визуальное сходство моделей на обоих портретах.

При этом, несмотря на не очень хорошее качество файлов, можно прийти к выводу, что такое сходство имеется.  У Слатвинского-полковника и Слатвинского –генерала круглые лица, одинаковые пропорции лиц, сравнительно короткие носы, почти одинаковые рисунки губ, одинаковые разрезы глаз и некоторая удовлетворенность самим собой. Но на более позднем портрете появился второй подбородок, и можно предположить, что он был написан лет на пять – семь позже первого портрета.  А учитывая датировку второго портрета, предложенную  Г.А. Гунбиным, приходим к заключению, что портрет Слатвинского – полковника  А.Г. Варнек написал ок. 1830 г., когда ему было  ок. 45-ти лет.

Ну а теперь сопоставим и награды, вид и форма которых на мундире генерала полностью  соответствуют приведенному выше списку наград.  Казалось бы, при наличии всего трех орденов, знака отличия «За XXX лет беспорочной службы» и медали «В память Отечественной войны 1812 года» никаких проблем с сопоставлением наград не будет, но идентичности их, на первый взгляд, как будто нет.  Причем первое затруднение при сопоставлении наград возникает из-за того, что ордена на груди полковника имеют огромные нетипичные размеры, превышающие типичные их  размеры  раза два. 

И здесь ничего  другого не остается, как предположить, что просьба выписать такие огромные ордена Св. Владимира и Св. Георгия принадлежала заказчику портрета, поскольку художнику с его приверженностью объективно передавать натуру, написать такие ордена вряд ли могло прийти в голову. Ну а если «закрыть на это глаза, то можно заключить, что на груди полковника «присутствуют» все три ордена,  прежде всего красный Орден Св. Владимира 4-й степени в области шеи и белый (оловянного цвета) Орден Св. Георгия 4- го класса.

Самого Ордена Анны 2-ой степени на портрете полковника нет, но имеются другие атрибуты его – восьмиконечная Звезда  вблизи правого плеча и красная Орденская лента, переброшенная через левое плечо. 

На портрете полковника нет еще знака отличия «За XXX лет беспорочной службы», но это означает лишь то, что данный портрет был выполнен тогда, когда этим знаком он еще не был награжден, т.е. до (!) 1830-го года.  Что касается последней награды – бронзовой медали «В память Отечественной войны 1812 года», то, вероятно, что она была вручена Слатвинскому, когда он уже стал генерал-майором.
 
Таким образом, имеются все основания утверждать, что на обоих приложенных к миниатюре портретах запечатлен никто иной, как многодетный отец Слатвинский Яков Иванович.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 111.
2. Гунбин Г.А. О расшифровке двух портретов начала XIX века. Невский библиофил. 2010. Вып. 15, С. 171 – 184.   
3. Владимир Варнек Проза.ру  Портреты двух неизвестных в каталоге ГРМ - миниатюры, 13.06.2021. 
4. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с. 

02.08.2021.