Двенадцать месяцев - от февраля до февраля. 1-1

Владимир Жестков
                Часть 1. До круиза

                Глава первая. 26 февраля 1973 года

     Еженедельное директорское совещание заканчивалось. Шло оно, как большинство подобных мероприятий, ни шатко, ни валко. Сказать по правде, мне скучно было. Так, какие-то вопросы о текущем ремонте в клиниках, да закупке туда новых коек. Один лишь Дмитрий Михайлович Грозов, заведующий хирургическим отделением, со своим непременным "Мы хирурги считаем", почти на каждое предложение директора свои контрпредложения выдвигал. Но к этому все члены директорского совещания уже привыкли и внимания не обращали.   

     Совещание это было полуобщественной организацией, созданной для обсуждения наиболее важных проблем, возникающих в институте, но при этом никакими правами и полномочиями не обладавшее, так что-то вроде диспут-клуба при дирекции. Тем не менее, членство в нём было достаточно почётным. Помимо директора и его заместителей в него входили секретари партийной и комсомольской организаций, а также председатель месткома и некоторые заведующие лабораториями, отделами и отделениями, причём только пользующиеся действительным уважением в институте. Я попал туда, поскольку в течение последней пары лет возглавлял институтскую комсомольскую организацию. Был я самым молодым, сидел всегда тихо, за исключением тех случаев, когда обсуждались вопросы, задевающие интересы молодёжи.

     В тот день, по чести говоря, мне там делать было совсем нечего, но, есть такие слова "долг", "обязанность", "ответственность", вот я со всей ответственностью и исполнял возложенные на меня обязанности, выполняя при этом свой гражданский долг. Чувствуете, какие мысли в голову лезут, когда сидишь в качестве "болвана" на совещании, где ты абсолютно не нужен и от тебя ничего не зависит.

     Повестку дня исчерпали, все уже стульями задвигали, чтобы удобней было от насиженного места свои натруженные задницы оторвать, как у директора в руках какая-то бумага появилась, и он очки на нос сдвинул, чтобы её содержание до нас донести. Шум от скребущих пол стульев стих и вновь раздался голос директора.

     - Тут из райкома партии интересное предложение поступило. Выделили нашему институту два места на участие в морском круизе по Средиземному морю. Состоится он осенью этого года. Начало и конец в Одессе. Восемь стран предлагается посетить, я их все перечислять не буду, желающие сами могут ознакомиться, письмо я секретарю передам, а портов захода целых 9 и всё это за 30 дней. Вот и цена тут обозначена – 650 рублей. Прошу всех членов директорского совещания эту информацию принять к сведению и, хорошенько обдумав, заявление на имя председателя месткома подать. До общего сведения коллектива мы с парткомом посчитали нецелесообразным эту информацию доводить, а путёвки, распределить только среди актива, коим вы все и являетесь. Считайте, что тем, кто поедет в это увлекательное путешествие, будет оказано доверие и высокая честь стать представителями нашего института сразу в нескольких зарубежных странах. Естественно, что каждую кандидатуру будем обсуждать здесь. Вопросы есть? Вижу, вопросов нет. Совещание окончено.

     Вышли мы из кабинета, ну, думаю, сейчас спор начнётся, кто из нас всех достойней. Но, ничего подобного, молча, разошлись и всё. Я, пока до своей лаборатории добирался, мечтал о том, как было бы здорово в такую поездку попасть, но где там. Я только рот открою, да говорить начну, что "я, мол, тоже", как мне даже договорить слово "хочу" не дадут. Со всех сторон набросятся, на куски порвут, да проглотят, не разжёвывая. Я же в стаю свирепых хищников попал, поэтому надо все мои мысли об этом круизе в одно место засунуть и забыть, как об очередной несбыточной мечте.   

      Я дома жене рассказал, а она мне, представляете, что заявила:

      - Вот, Ваня, как будет хорошо, если тебе такая путёвка достанется.

     Я у неё даже голову потрогал, не горячая ли, да спрашиваю:

     - И на какие такие шиши, я туда отправлюсь? Хорошо ты на работу вот-вот выйти должна, полегче нам чуток станет жить, а тут 650 рублей. Мне, что прикажешь, шесть месяцев ни есть, не пить, на метро на работу тоже не ездить, пешком ходить? Туда же надо все мои зарплаты ровно за полгода зафигачить и всё равно чуть-чуть не хватит.
\
    А она мне в ответ:

    - Ты кандидатскую защитил четыре месяца назад, так? По закону ВАК'у даётся не более полугода для выдачи диплома. Зарплату "мнс без степени" на "мнс со степенью" должны пересмотреть с дня защиты, так что ты компенсацию почти в размере стоимости этой путёвки получишь, ну, если вдруг чуток не хватит, ничего перебьёмся, ты же дома целый месяц есть-пить не будешь. А нам хватит.

      Обдумал я её слова и понял, что в чём-то она права, должен же я, хоть какую-никакую выгоду получить за тот адский труд, которым занимался, пока диссертацию эту чёртову готовил. Но, тут же эту мысль добавил к тем, которые раньше в моей голове возникли, да ещё глубже засунул, сами знаете куда.

     Через неделю снова директорское. Я сидел в своём уголке, ждал, когда вопрос о ленинском коммунистическом субботнике обсуждаться будет. Меня там заместителем у председателя комиссии по проведению этого мероприятия назначили, значит, на мне вся организаторская работа и висит. Ведь председателем заместитель директора является, а он у нас очень занятой человек. Дошла очередь до нашей комиссии, её председатель очень много красивых слов наговорил, а потом добавил:

     - Ну, а конкретный план вам доложит наш комсомольский босс, он его подготовил. Так, что у него и право его озвучить имеется.

     Рассказал я всё, что мы в комитете комсомола надумали, все замечания выслушал, да записал, чтобы не забыть, и посчитал, что совещание закончилось, ведь этот вопрос был последним в повестке дня, поскольку до субботника ещё без малого два месяца. Поближе к дате, когда он на первое место выдвинется, и обсуждение поживее пойдёт, да и докладывать уже не мне придётся, а председатель на себя эту обязанность возложит. Я уж встать решил, но не тут-то было. Директор мой порыв заметил, да рукой на место показал, значит, ещё что-то намечается.

      - Что же это вы товарищи дорогие делаете? – спросил он, на всех свои глаза маленькие, но очень пронзительные, направив, - почему никто заявление на круиз не подал? Что никто не хочет по морям, по волнам поплавать? Мы уж в райком доложили, что самых лучших отправим, а кто лучше вас?

     Вопросы сыпались один чище другого. Чувствовалось, что буря надвигается. Но, тут Грозов слово попросил и начал, как всегда, с любимого своего выражения:

     - Мы хирурги считаем, что в такую поездку молодёжь должна ехать. Ну, что я, как всемирно известный учёный там делать буду? По сторонам смотреть, да на тамошние достопримечательности любоваться? Я в этих Италиях с Франциями сколько раз от имени страны нашей великой выступал, да меня там каждая собака, наверное, уже знает. Это я их спецслужбы имел в виду, не смотрите на меня, как на с ума сошедшего. Не дождётесь. Так, что мы хирурги Ивана бы туда рекомендовали отправить, - и на меня свой палец кривой, которым очень гордился, нацелил.

     Все сразу же оживились и хором заговорили. И, что самое удивительное, все с предложением Дмитрия Михайловича согласились. Мол, лучше кандидатуры, чем кандидат наук Елисеев, то есть я, у нас в институте не найдёшь. Я сидел уже, как поросёнок, которого на раскалённую сковородку голой попой собираются посадить. С испуга хотел встать, да самоотвод взять, но тут заведующая рентгенологическим отделением профессор Умова Мария Александровна руку подняла:

     - Я с Дмитрием Михайловичем согласна, дорогу надо молодым перспективным дать. Я в таком количестве зарубежных командировок не смогла побывать, но тоже на мир посмотреть успела. Да, и здоровье лично у меня стало пошаливать, ведь уже не девочка, скоро семидесятилетие отмечать будем. Поэтому, я одной своей сотруднице секрет этот открыла. Вы уж извините меня. Она докторскую, только что защитила, детей у неё нет, свободная, как ветер, пусть капельку поразвеется, я Людмилу Федоровскую имею в виду, вы все, конечно, это поняли, но всё же.

       - А что? Людмила с Иваном прекрасной парой там будут, - тут же встрял Грозов, а когда все засмеялись, даже вспылил:

      - Я не то имел в виду, о чём вы все подумали. Двое молодых перспективных советских учёных, чего ещё нам желать лучшего.   

   - Так, - директор вернул руководство в свои руки, - рекомендуем, рекомендуем, а мнение у рекомендуемых, кто-нибудь спросил. С Иваном проще, он свой человек, вот сейчас и попросим его ответить, - и он на меня внимательно посмотрел.

     Когда на меня так смотрят, мне всегда кажется, что у меня вся спина белая, или нос сажей измазан, поэтому мне хочется к зеркалу подойти, да убедиться, что ничего такого со мной не произошло и всё в полном порядке. Но, тогда я был уверен, что от меня кроме положительного ответа никто ничего другого не ждёт, поэтому, слегка откашлявшись, удивительно, но в горле всё пересохло, а голос ни с того ни с сего сел, я скорее прошептал, нежели произнёс, две фразы, чем вызвал добрый смех в кабинете. Одна была очень короткой:

     - Я согласен.

     А, вот вторая оказалась чуть подлиннее, но именно она смех и вызвала:

     - Когда деньги платить придётся?

     - Ну, прежде чем деньги платить, - начал объяснять директор, - надо, чтобы твою кандидатуру в райкоме партии поддержали, хотя у меня лично никаких сомнений в этом нет. Затем общий список в горкоме партии рассмотрят и только там, окончательное решение о включении тебя в состав московской группы может быть принято. После этого документы начнут оформлять, и лишь затем вопрос об оплате встанет. Думаю, что где-нибудь за месяц до поездки деньги понадобятся.

     - А ехать-то, когда? – невольно вырвалось у меня, и опять все вокруг заулыбались.

     - Выделили нам два места, одно с пятого октября, а другое с 8 ноября этого года, так, что сами решайте, кто с какого числа поедет. А пока, Лариса Ивановна, - это он к секретарю парткома обратился, - начинайте документы готовить для "старых большевиков". Правда, мы пока заявлений не видели, так что дождитесь, когда желающие ехать все формальности выполнят, а уж потом документами займитесь.

     Совещание закончилось, мы вышли в приёмную, и там Лариса Ивановна меня сразу же в сторонку отвела:

     - Ваня, а ты хорошо подумал насчёт поездки, где ты такие деньжищи возьмёшь? Но, если всё-таки решишь, а денег хватать не будет, я смогу тебе немного одолжить. Хорошо?

     Я машинально кивнул головой и пошел в местком, надо ведь узнать, по какой форме следует писать заявление, чтобы отправиться в круиз по Средиземному морю.

                Продолжение следует