шопинг

Павел Гурачов
(или «ой какая штучка! и не дорого...»)

Однажды, увидев над кухонной плитой вместо обычного арсенала металлических приборов — поварешки, лопакти, вилки, толкушки и др. - все то же, но пластиковое и кислотно-салатного цвета, я задался вопросом: почему?
Почему при наличии хороших, добротных предметов необходимо покупать все тоже самое, но в чем-то другое? Да, те поварешки и черпалки старые, чуть ли ни с советских времен, но они прочные, целые, и выглядят солидно. Они стоили тогда не дешево и это качественные кухонные штуки, которые постоянно в деле. Нет, надо было ей угробить свой выходной на прогулку в каком-то торговом центре и приобрести эту пластиковую бутафорию. Супруга говорила что-то про обновление, про легкость и удобство, но меня это не устраивало. Тут что-то другое. Радовало, что старые вещи были только отложены в сторону, а не выброшены.
Я представил себе этот выходной, этот город, эти стеклянные торговые центры, эту кучу барахла, эти сумки, сумки, сумки... Нет, это не вопрос необходимости, это вопрос процесса. Тут работает какой-то психосоциальный энергетический поток. Сама по себе вещь в сегодняшнем мире человеку мегаполиса не нужна. Все у всех для жизни есть. Нужен поток, оборот, это самое бесконечное обновление. Неважно что и какое, главное чтобы крутилось-вертелось. Бабло-сумки-помойки, бабло-сумки-помойки... Кислотно-салатная пластиковая лопатка стала плавиться, когда я ей что-то мешал в сковороде, и бутафорию пластиковую я выкинул, благо копеечная. А жене пришлось изложить теорию, хотя она, как и большинство женщин, человек «вещи-дети-тут-сейчас-вокруг» по мировосприятию и к отстраненному теоретизированию не склонна. Она не понимает что такое инстинкт, как он неотвратимо нами владеет и заставляет думать, что это наше решение, а не его. Что инстинкт — это энергия, сила, а любую энергию можно превращать в деньги. Как рынок сначала подстраивается под инстинкты, потом подстраивает инстинкты под себя, как устроена и работает реклама, что такое социальный статус и какие психические негативы последуют, если не следовать бессмысленному потоку вещей-бабла-престижа. Но это нормально, хотя в основе и является источником таких гадостей, как коррупция, например.
В общем, надо ясно и отчетливо понимать, что такое наше многотысячелетнее прошлое. И пусть гуманитария негодует, но человек — это животное! Точка. Аргументация железобетонная.
Итак, распустите метровую рулетку. Пусть это будет история вида Homo sapiens. Примерно один миллиметр на ней — это последние 100-200 лет нашей цивилизации. Вся основная длина — это пещерное прошлое, доисторическое бытие под гнетом постоянных культурно-поведенческих адаптаций и отбора. Нетрудно вообразить себе быт тех эпох. Род занятий мужской и женской части племени различен. Очаг — преимущественно женское дело, добыча — мужское. Стратегия любой популяции — увеличение численности и захват новых территорий. Это биологический закон. Охота затратнее, но и выгоднее собирательства. КПД куска мяса на порядки выше травы, мозг растет. Популяции собирателей оттесняются, затем вымирают или ассимилируются. Преимущество за популяциями хороших охотников и воинов, а также за разделением труда. Основная работа женщин в благоприятных условиях по мимо детей — собирательство. Отсюда отбор особей на старательность, умение тонко дифференцировать, разбираться, и как следствие психическую зависимость от такого рода деятельности. Далее идет закрепление поведенческого инстинкта собирательства в поколениях. С развитием цивилизации непосредственная надобность этого инстинкта для выживании популяции угасает, но сам инстинкт остается, как врожденная предрасположенность женщин к собирательству. Данный инстинкт улавливается корпорациями, наращивается производство вещей и рекламы, даже  в условиях отсутствия непосредственной надобности в них. Первоначальное умение разбираться в качестве и «нужности» той или иной вещи заменяется, в силу ускорения прогресса, примитивными импульсами от качественно состряпанной рекламы. Возникает как бы обратная зависимость: добротная, долговечная вещь — минимум информации вокруг нее, барахляная — разрастание информационного поля вокруг нее в виде образов счастья и успеха. Чем выше качество — тем ниже оборачиваемость. Базис процесса — энергия инстинкта собирательства. Параллельно для внедрения все большего рекламного контента развитие медиаресурса, базирующегося на виртуализации жизни, т. е. переноса ее из условного дома №1 (очаг) в дом №2 — на телеэкране. А также в интернет для отработки репродуктивных и статусных инстинктов. Это бесконечные сериалы, политические ток-шоу, соцсети и пр. Поскольку виртуально ни один инстинкт не отрабатывается, необходимо постоянное наполнение контента и создание новых вплоть до вырождения и полной деградации в виде минутных роликов в тик-токе. Стратегия идет по пути жесткой борьбы за клиента — любыми способами обратить на себя внимание, чтобы подсунуть рекламный ролик, создатели которого уже понимают, что материальное производство уже давно не на первом и не на втором плане. Таким образом, собирательство из материального превращается в собирательство виртуальных образов-контентов с постоянной борьбой за «психологические конфеты» в виде плюсиков, лайков и т. п. Процесс утомляем, но не насыщаем. После пробуждения мозг снова подвергается атакам со стороны психосоциальных инстинктов-импульсов, заставляя включать гаджет и вовлекаться в процесс виртуального собирательства, где отдаваемая сила — не ковыряние в почве и различение полезных и ядовитых растений, а прочитывание-написание комментов, блогов и получение лайков. Плюсик - польза, минусик — ядовитое.

Весьма бегло, но суть примерно такова. Вывод же в том, что забарахлить можно не только свой дом, но и душу. И вот тут мы подходим к эстетике. Прекрасное возвышает душу, развивает, укрепляет, врачует. Надо учиться не только отделять го..но от конфетки, но и плохую конфетку от хорошей. Но и этого мало. Можно забарахлить всем хорошим без разбору до приторности, ничего не ощутив. А чтобы распробовать и насладиться — нужно время.