Подводные картинки

Игорь Муханов
Хариус, живущий в реке Катунь, объелся рачков и мошек, что редко случалось с ним в последние дни. Распустил свои плавники, отчего стал похож на царевича в красной повозке, и стал искать пристанище. Тихую, спокойную воду в реке.

Вода серебрилась перед ним пузырьками, и донный мусор танцевал. Устремлялся то вверх, то вниз, поблёскивая соринками. Хариус заметил стайку своих сородичей, но никак не отреагировал на неё. Сытая пища давила изнутри, требуя отдыха на мелководье. Где можно было погрузиться в безмолвие, работая только хвостом, и вспоминать прошедшее. Слышать кипение воды, икание капель, когда он выпрыгивал из воды, пытаясь поймать муху или жучка. И виды, в этот миг окружавшие хариуса, расплывались перед его глазами словно акварель. Ничего не поделаешь: чужая стихия! По-охотничьи зорко хариус видел только в воде. С пяти метров – дафнию, с десяти – рачка с прозрачными усами.

Верхний плавник хариуса, похожий на украшение индейского вождя, то складывался, то распускался. Да хариус и был здесь вождём. Знатоком подводных маршрутов и счетоводом камней. Зелёных, серых и пятнистых, словно утиные яйца. Обласканных водой, готовых к странствию, если случится разлив. Не обязательно весенний, подмывающий корни берёзам, растущим на берегу. От долгих дождей и таяния ледников также случаются разливы… Да, что ни говори, а камни горной реки – странники. Калики перехожие, поющие свои песни мутной воде!

Сытый и довольный, хариус медленно проплывал среди камней. И тут он увидел робота, сделанного человеком, спрятавшегося от июльской жары под водой.

Робот напоминал человека, надевшего маску на лицо. Слегка угловатые движения, но это бывает и у людей. Он лежал среди водорослей и камней как на персидском ковре, напоминая падишаха. И мальки, словно девушки, танцевали перед ним.

Правой рукой, которая заканчивалась режущим диском, зовущимся у людей «болгаркой», робот распиливал камни. Его окружало облако из пыли, которое относило течение. Распилив очередной камень, робот внимательно рассматривал его изнутри, после чего отбрасывал в сторону. Словно искал бесценный клад, спрятанный Духом реки в каменную шкатулку!

Немного привыкнув к чужаку, хариус решил проплыть совсем близко, чтобы заглянуть роботу в глаза. Вернее, в оптические устройства, торчавшие из глазных впадин наподобие рачьих зрачков. Но робот быстро разгадал его желание и едва не распилил хариуса пополам.


Из цикла "Рассказы о роботах"