Лугаль

Крестина Риши
Шумеры создали первую в истории  городскую цивилизацию. По их прототипу человечество живет до сих пор, ничего принципиально нового не придумав.

Но у шумеров, в отличие от нас, были боги. Они спустились в зиккураты  и потребовали поклонения, пригрозив бедами.  Люди согласились. А что еще оставалось делать существам, зависящим от сил природы так, как мы сегодня зависим от мировой информационной сети?
А бог наш теперь - интернет.

Дон Алехандро сидит за столом  маленькой темной кухни и учит меня сочинять продающие истории о моих ароматерапевтических занятиях.

- Начни с того, что продавай средства для печени и увеличения либидо, - говорит дон, размеренно потягивая наваристый чай из щербатой кружки. - Говори, что если вы попробуете мои средства, ваша печень очистится, а сила желания увеличится многократно.

Дон вытягивает перед собой длинные ноги в изрядно потертых темных трениках. Я смотрю на его  длинные загорелые кисти и думаю о том, что вероятно, в древнем шумерском городе он был бы лугалем. Власть захватил  силой, в обход народным выборам.

- Я была в Индии и практиковала с великими гуру, а еще я научу вас цигуну и вы познаете всю глубину моих волшебных смесей, - сочиняет дон Алехандро  вместо меня на ходу, а я щедро улыбаюсь святой простоте  его рассказа.  Лугаль, чего уж ждать от военных!

Зато дон родил трех сыновей, и еще у него парочка племянников и одна племянница. Что, по меркам шумеров, должно обеспечить ему сытое и более менее сносное существование в загробном мире, стране, откуда нет возврата. При условии, конечно, что его отпрыски будут регулярно проводить обряды поминовения в его честь. Кур-Ки-Галь - суровое место для всех смертных, не светит там солнце, не поют птицы, а самые грешные стоят по пояс в зловонных нечистотах и питаются ими же. Если же кто-то из ныне здравствующих будет регулярно поминать своих умерших, те будут питаться тем, что живые приносят им в дар.  Дон Алехандро ест мало, бережет печень. Так что его потомкам не составит труда кормить его в загробном царстве.

Я же кладу на тарелку третий блин, в который завернула свежий салат с жирной сметаной. И продолжаю слушать, как правильно продавать свое хобби. Усмехаюсь, вспоминая, как лугаль прислал мне однажды сообщение, суть которого сводилась к следующему: я старый солдат и не знаю слов любви...  Стихотворение было красивым, дон нехитро обошел момент собственной вовлеченности в происходившее между нами. На что я ответила военной песней Булата Окуджавы, «Бери шинель, пошли домой».

Но лугаль дон Алехандро домой не спешит, воевать любит. Возможно, война - единственное состояние, в котором его эго чувствует себя на высоте. Однажды я высказала ему в лицо, что он - страшный эгоист, не способный меняться. Но пообещала, что берусь за самые запущенные случаи.

Когда скандинавские боги-асы вышли на поле битвы с богами-ванами, Один бросил копье Гунгнир над головами противников. Так началась великая война космических богов-законников с природными богами ванами. Длилась она много тысячелетий, пока не стало ясно, что обе стороны не могут победить друг друга, ибо силы их равны. И потому асы и ваны заключили мир. Стихийная, хаотичная природа стала жить бок о бок с космическим порядком неба.

Рассматриваю летние пейзажи владений дона Алехандро.  Пятьдесят гектаров хвойного леса рядом с широкой-далекой Волгой. Интересно, смирится ли когда-нибудь лугаль с хаосом? Или, неистов, будет воевать до конца?  Особенно если поймет, что хаос  этот - его собственные чувства?