Славянская эпопея Альфонса Мухи

Алина Алексеева-Маркезин
       
      Большинство знает выдающегося чешского художника Альфонса Муху, как великого декоратора, создававшего в свое время плакаты и афиши в уникальном стиле. Но совсем немногим он известен, как художник-монументалист, написавший легендарный цикл масштабных полотен под названием «Славянская эпопея»(20 полотен).

    Этому грандиозному труду художник посвятил 18 лет своей жизни и вошел в историю как гениальный мастер монументальной живописи. Каждое полотно отражает значимые на взгляд автора события из жизни славянского народа. Величина картин была значительна: 6 на 8 метров.

      Впервые Муха всерьез задумался о своих национальных корнях, когда в 1900-м оформлял павильон Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Именно тогда пришла ключевая идея, и у него начал формироваться замысел о создании живописной истории славянского мира Европы в грандиозном цикле картин. Художник всерьез заинтересовался историей славянства, что в дальнейшем и привело к созданию серии полотен «Славянская эпопея».

  Эта грандиозная задумка требовала и огромных денег. В 1909 году Муха, познакомившись с американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном, поделился своей давней идеей, которая тут же нашла отклик в душе предпринимателя.
      
    Чарльз был убеждённым социалистом, который имел в России свой бизнес. Американец был влюблен в русскую культуру. Он также был убежден, что западная цивилизация состарилась и изжила себя, и будущее теперь будет определять славянский мир.
Поэтому, подписав контракт с Крейном, Муха тут же отправился в Европу.

    Обосновавшись в огромном Хрустальном зале замка Збирог, невдалеке от Праги, художник с большим энтузиазмом принялся за подготовку к творческому процессу.
    
     И в течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен аллегорического характера, изображающих переломные вехи в истории славянских народов. Именно этот труд Альфонс Муха считал главным делом всей своей жизни.

Стоит отметить, что, начав работать над циклом, живописец кардинально изменил свой обычный декоративно-линеарный стиль модерна на символизм, а типичные яркие локальные краски - на более приглушенную серо-голубую и серо-розовую палитру. Это было совершенно новым и необычным в его творчестве.

К тому же большая часть полотен «Эпопеи», написанных на огромных холстах размером 6 х 8 метров, выглядели как потрясающее зрелище, завораживающее своей масштабностью и размахом.

    Так, задумав работу, посвященную отмене крепостного права в России, в 1913 году художник отправился в Москву и Санкт-Петербург, захватив с собой фотоаппарат. В этой поездке Муха делал много зарисовок и фотоснимков. Особенно впечатлила его Троице-Сергиева лавра и Красная площадь, которая по итогу была избрана фоновым сюжетом для картины «Отмена крепостного права на Руси».

     К 1919 году было готово уже первых 11 картин цикла, которые выставили в пражском Клементинуме, одном из самых крупных в Европе комплексов барочных зданий. Но, ожидаемого фурора не состоялось.

    Выставка не впечатлила жителей Праги, потому как даже в то время далеко не все принимали идею общности славян. Муху много критиковали, а особенно в родной Чехии. И лишь в Америке, где в 1921 году художник представил часть своей грандиозной «Эпопеи», она была принята тепло и восторженно.

    Нужно отдать должное великому мастеру, который невзирая на критику и открытое неодобрение, не остановил работу над циклом, а продолжил ее.  В 1928 году, на десятую годовщину независимости Чехословакии, Муха преподнес «Славянскую эпопею» Праге. Но передача работ сопровождалась условием: город обязывался построить специальное помещение для постоянного экспонирования цикла.

     Показать единство славян, рассказать о важных вехах их истории и мифологии и было главной целью художника. Для этого автор выбрал важные культурные, религиозные, исторические и военные события, происходившие в славянском мире, начиная с языческих времен.

     А также исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар, показывающих их общие корни. Здесь можно увидеть и отмену крепостного права на Руси, и проповедь Яна Гуса в пражской Вифлеемской часовне, и правление в Болгарии царя Симеона I Великого, и учение чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского и много еще выдающихся личностей и знаковых событий.

    Начиная с 1963 года «Эпопея» украшала Моравско-Крумловский замок. И лишь в 2000-х она была признана памятником культуры. И в мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов, решением специальной комиссии Министерства культуры Чехии, картины вернулись в Прагу, столицу Чехии.

    Мечта Альфонса Мухи о том, чтобы его «Славянская эпопея» обрела дом в Чехии, наконец-то близка к воплощению после почти столетия неопределенности. По условиям заключенного 11 января соглашения, «Славянская эпопея» (1910–1928) будет экспонироваться в обновленном квартале Саварин в историческом центре Праги, реконструкция которого ведется по проекту Томаса Хизервика и должна завершиться к 2026 году. Это решение может положить конец затяжному конфликту между городскими властями и внуком художника Джоном Мухой.

    На новой площадке разместятся 20 полотен — некоторые в длину достигают более 8 м, — а также рисунки, картины, фотографии и документы, связанные с созданием «Славянской эпопеи».

     На время реконструкции квартала Саварин «Славянская эпопея» вернется в замок Моравски-Крумлов в Южно-Моравском крае, где картины экспонировались на протяжении 50 лет. Замок эпохи Возрождения прошел тщательную реставрацию под контролем чешского отделения Международного совета музеев и других организаций, и его залы оборудованы всем необходимым для экспонирования цикла.