Откуда растут ноги?

Павел Патлусов
                ОТКУДА РАСТУТ НОГИ?

     Поводом для написания этой полемической статьи послужило такое явление нашей жизни: коррупция.  Воруют губернаторы, министры, сотрудники силовых ведомств. Все они используют свое должностное положение. В чем причина подобного явления? Вопрос не из простых, ибо он системный. И как это было бы не странно в современных условиях, но обратиться нужно к К. Марксу. Да, именно к нему. Его наследие одни извратили, другие просто отвергли его, а третьи не заметили. Если точнее выразиться: никто полностью его труды не изучил, или же отметили только то, что выгодно для политической борьбы на данном этапе.
      Я постараюсь избегать определенных сложных моментов, стараясь донести до читателя правду простым языком.  К. Маркс утверждал в основе социального характера (общее настроение, мотивация общества) лежит экономический базис, то есть определенная структура производственных отношений. И еще он говорил, что социальный характер зависит так же от идей и идеалов господствующих в обществе.
     Какие идеалы нам преподносит телевидение?  Постоянно показывают роскошь бомонда, депутатов и министров. А главная идея, которая постоянно и неугасимо живет в сознании: деньги. Причем повлиять на это не может даже Церковь, ибо она так же «забурилась» в эту идею.
      Что об этом говорил К. Маркс?
1. Маркс своим учением призывал к духовному развитию человека, освободив его от уз экономической зависимости, то есть создать условия для создания личности из любого члена общества.
2. Капитализм превращает человека в беспомощный «человеческий товар». Отмечу для сотрудников ГИБДД водители автомобилей превращаются в «товар», и не более того, с которого можно иметь «навар». Имеют свой навар с человека чиновники, прокуратура, депутаты разных уровней и т.д.
3. Способ производства определяет образ жизни.  Возьмем для сравнения семидесятые годы прошлого века и настоящий момент. Сравним менталитет человека. В эпоху Брежнева процветал коллективизм, а сейчас – индивидуализм. Человек человеку – враг. Это в том плане, что каждый думает, как бы можно «надуть» ближнего, сделать лохом. Вот и развелось масса телефонных мошенников, хакеров и т.д.
4. К. Маркс утверждал: конкретные экономические условия, имеющие место при капитализме, приводят к такому побудительному моменту, как жажда денег и собственности.  Его правоту доказывают убедительно в настоящее время чиновники, депутаты, высшие чины силовых структур. В тоже время Маркс утверждал, что иные экономические условия могут вызвать даже аскетизм, презрение к земным благам.
5. К. Марксу приписывают: каждый человек имеет мотив, стремление к максимальной прибыли. Но, это не так. Маркс различал «устойчивые потребности», которые сохраняются при любой форме экономических отношений и « относительные потребности».  Под «устойчивыми потребностями» он подразумевал: питание, одежду, жилье, продолжение рода. Ему даже в голову не приходило считать постоянной потребностью стремление к максимальной экономической выгоде. А что сейчас делают олигархи? Максимально эксплуатируют человека и природу, чтобы иметь наибольшую прибыль. А К. Маркс был против этого.
6. Теоретик утверждал: при социализме материальная заинтересованность перестанет быть господствующим интересом. Если это так, то при другой экономической формации губернаторы, чиновники, силовые структуры вели бы себя иначе.
7. Самый важный элемент его теории труд.  Это тот фактор, который находится между человеком и природой. Труд есть выражение человеческой жизни. Труд изменяет отношение человека к природе. Из этого он вывел верный постулат: человек изменяется посредством труда.
8. В своих трудах К.Маркс никогда не призывал к насилию (революции). Он был против любого насилия. Единственный допуск у него был: небольшое насилие, если меньшинство не подчиняется большинству.

Не буду отмечать того, как извратили учения Маркса коммунисты, как отвергают его на Западе. Просто хочется, чтобы у нас в России что – то изменилось к лучшему.
Я не призываю к резкому изменению экономического базиса, хотя общественная потребность в этом уже есть. Но, коли на социальный характер влияет не только производственные отношения, но и идеи и идеалы. То невольно напрашивается вывод: нужно освещать в СМИ жизнь и труд обычных людей. Найти идею которая бы вжилась в Души людей. Таким образом можно повлиять на социальный характер страны. И последнее: Маркс говорил об «устойчивых потребностях». Это значит: необходимо поднять уровень жизни бедной части населения. Возможно, далее придет понимание изменить экономический базис.

      Спасибо за внимание.