Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 134

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



ТЕНЬ КАРАИМОВ В КАРАЕВИЧАХ

Каракевская, или караймановская, земля… Странно. Почему термины разные, и только корень общий? Имеет ли он отношение к «караорману» – черному лесу?

Сразу же всплывает в памяти Черногостница – речка под Витебском, и церковь Черной Троицы, плебан которой Кухарский удостоился привилея в 1503 году. Король наделил его территорией вдали от Витебска – в области, близкой к таинственной земле. Что бы это значило?

Я открыл еще один исторический подлинник – Писцовую книгу, составленную вслед за ревизией. Может, в ней есть ссылки? Книга достаточно полно описала полоцкую митрополию и назвала собственников: кто и чем владел. Еще раз внимательно изучим исследование. Нет, не найти ни слова про каракевцев и их околоток. Да и путные слуги, как особый разряд полоцких людей, нигде не упомянуты.

Зато есть Ладосно, и церковный храм там назван, правда, несколько иначе: «Преображенья Господня». И о князьях сказано: что «Михаилу Соколенскому (Соколинскому, - авт.)» принадлежало Островно, это за Каменем, и следующий населенный пункт представлен - Несино, откуда обследователи прошествовали далее: на восток, в Еванский (Иванский) край, что под Чашниками.

А Черный лес – «караорман?» Может, его засвидетельствовали авторы?

Встречаются в Писцовой книге и Черный лес, и Черная речка, и даже Черный ручей, но все это никакого отношения к ладоснянским закраинам не имеет – описано в других областях Полоцкого повета.

Попутно заметим, что земля, названная в ревизии Каракевской, вряд ли имела большую плошадь, сравнимую с территориальным уделом. По величине, наверное, равнялась небольшой волости, ниву которой использовали люди транспортного толка - путные. Подобные участки складывались исторически - при важнейших населенных пунктах: где сельская жизнь выделялась. Для сравнения можно назвать еще несколько подобных наименований: «Островенская земля», «земля на Сушыне», «земля на Улине».

Но координаты тех земель известны – не надо гадать. Где же могла быть Каракевская?

Наиболее приемлемым участком смотрится область ниже Ладосно, южнее. Это - приулльские берега, неизведанный край. Та область наиболее вероятная. Во-первых, по аналогии с черным лесом. Там – низина и чащоба, насыщенная водным разнообразием: речными притоками и мелкими озерами. Широкой полосой она тянется, примыкая к береговой линии Уллы, на многие километры, вплоть до Чашник, где река делает крутой поворот на север, и таким образом охватывает южное прибрежье, словно заключая в полуобъятия. Дремучая пуща стала во время Великой Отечественной войны пристанищем для лепельско-чашникских партизан, а во время Ливонской войны именно оттуда был нанесен удар по колонне грозновских войск.

Те дебри, действительно, можно сравнить с чернолесьем, и они могли служить приютом для странников, отшельников, черноризцев-иноков. Старые карты отмечают там Церковище, а это свидетельство детинца, исполнявшего религиозные обряды, что сопоставимо с ревизией 1552 года. Вспомним фразу оттуда о Каракевской земле: ею пользовался «игуменъ Ловожъский Светого Николы», а потом очередной собственник «описал тую землю на манастыр Светого Миколы ку Лукомълю».

Во-вторых, на Каракевскую землю указывает созвучное местное наречие – Караевичи, бывшее центральным поселением в той местности.

Надо сказать, что Караевичи расположились по-соседству с феноменальной высью. Буквально напротив, через реку – правосторонняя часть Уллы. А там крутые берега. Там - Межица и Городенец: судьбоносные объекты для всей Полоцкой земли. Предположительно там произошла битва, отраженная в «Слове о полку Игореве». «Трубы трубят городеньскии», писал автор «Слова», рассказывая о событии тысячелетней давности, когда один из удельных князей был «притрепан литовскыми мечи».

Вследствие грандиозной эпопеи местность обрела эпохальное звучание: образовалась Межица - барьер между Полоцким и Виленским поветами. Там же, на заречной территории, еще один островок местности - знаменитое Поулье, сохранившее мощные каменные укрепления. Это - радзивилловский очаг, за который он бился с вторгшимся грозновским войском. И там же Лососница, связавшая Уллу с Турицким озером – достояние Саковичей: королевского наместника в Полоцке.

Все это, в комплексе, делает область Караевич неотъемлемой частью единого анклава, занимавшего умы верховных правителей. Почему же составители Писцовой книги не затронули ее своим вниманием? Может, Караевич не существовало в грозновское время?

Как бы не так. Одно из первейших энциклопедических пособий Великого княжества Литовского – географическая карта, составленная итальянцем Дзаннони, зафиксировала поселение наряду с другими, важнейшими. Оно расположено там же, где и сейчас, но прописано латинским шрифтом: Karawicza (смотри на снимке).

А что сообщает польский Словник - уникальная энциклопедия царского времени?

Не находя искомое поселение в базовых томах, я готов был чертыхнуться от недоумения, но осенила мысль заглянуть в дополнительные издания, и, действительно, обнаружил Караевичи там. К тому же, стало понятно, почему они казались неучтенными первоначально. Их трудно было обнаружить, так как записали через «о» в корне – как «Кораевичи». Похоже, что в дальнейшем знатоки указали на недочет, и ошибку исправили.

Дополнительная информация указала на исходную позицию известности. Сказано, что Караевичами называлась весь, и первым ее владельцем был пан Жаба, вслед за которым обладателями стали Мисуны.

Однако важнейший акцент в истории Караевич тот, что весь распалась на множество частей.

Знакомство с более поздними собственниками, представленными в списках землепользователей Лепельского уезда за 1891 год, подтверждает высказанный факт и доказывает распад веси на множественность наделов. Одних только усадеб там было десять. А распоряжались ими, при одном дворянине Романовском, в основном мещане: Парфеновичи, Оссовские, Тересевичи, Чернявские, Старосельские, Турловские, Будзьки. Но, помимо усадеб, была еще мыза Караевичи, которую занимал надворный советник Шелепин, а также застенок, принадлежавший крестьянину Плиговке, и деревня под тем же названием Караевичского сельского общества.

Раздробленность на многочисленные части показывает, что владельцами ранее могли быть отдельные личности – те же люди, которых называли путными. И пан Жаба мог относиться к их числу: словарь Брокгауза и Ефрона назвал Жаб представителями боярского сословия.

Сопоставимость Караевич с транскрипцией в виде «Кaraymanowskaja» да, собственно, и корень «каrа», один и тот же, заставляют задуматься: не там ли был центр Караевской земли, и кто мог населять ее?

Рисуется образ караимов, живших в Великом княжестве Литовском. Их общество и сейчас известно – это самая маленькая народность Литвы: по последней переписи 241 человек. По данным Википедии, в конце прошлого века отмечался 600-летний юбилей караимов в Литве.

Историки расходятся во мнении, откуда они взялись, но относят их к потомкам тюркских народов, осевших в Крыму.

Оттуда, действительно, лежал прямой путь на север вдоль широкого Днепра, и часть их могла оказаться в белорусском междуречье.

По одной из версий, появление караимов в Великом княжестве Литовском – это результат деятельности великого князя Витовта, который устраивал походы на Крым.

Теория не без логики. Владения Витовта распространялись на огромные территории, и ему нужны были люди, способные поддерживать связь с Черноморским побережьем. Якобы он инициировал выделение им земельных участков в своих владениях.

Как сообщает Википедия, литовские караимы исполняли воинские повинности – охраняли мосты и т.д. Если это так, то Караевичи как раз в масть – поселение располагалось при переправе через Уллу, где издавна существовал важный переход из Полоцкого повета в Виленский, и где образовалась Межица. Резонно представить, что Витовт использовал их, создавая заслон экспансии с севера – за их спиной лежал высокий «литовский» берег. Сейчас в том округе крупная воинская база, созданная в сталинское время, после обобществления крестьянских земель.

В последующем, в период правления других великих князей, территория могла быть освобождена от переселенцев. Согласно данным историков, караимы, как и евреи, выдворялись. В процессе возврата, а это тоже было, они могли быть помещены в другие околотки, на новые места. Может быть, этим объясняется забвенность Каракевской (Караймановской) земли.

Конечно, это только гипотеза, которая требует более глубинных исследований. Подождем – увидим. Я думаю, не за горами тот час, когда новое поколение историков сможет представить более убедительную информацию.

(Продолжение слелует).

На снимке: фрагмент карты Рицци Дзаннони, где указаны Караевичи.


01.08/21