Август. Месяцеслов

Наталья Листикова
 Август — месяц богатый на события. 
Свое название   получил в честь римского императора Октавиана Августа.
Месяц  сбора урожая, заготовок на зиму. На Руси его называли серпень, жнивень, зарев (из-за  ярких и холодных зорь), хлебосол, разносол, всего вдоволь.
 
1 - Макринин день. «Макриды», «Мокрины».  В православной традиции  1 августа поминают преподобную Макрину Каппадокийскую, жившую в IV веке н.э. и почитаемую  за  дар  творить чудеса, в том числе и вызывать дождь. Поэтому на Руси святую называли Мокриной. По народному поверью, Макринин день —   указник осени. По погоде этого дня судили о том, какова будет осень.    «Мокрина мокра — и осень мокра». В то же время осадки сулили хороший урожай на следующий год.
При   ясном дне совершался обряд «мокрин». Девушка, рожденная 1 августа, нарекалась Мокриной.  Крестьянские девушки собирали  с поля колоски и проносили ей в избу.  Мокрина со снопом  вместе с женщинами шла к реке для совершения обряда вызывания дождя.  Бросив сноп в воду, она должна была быстро потопить все колоски, чтобы они не уплыли по течению. Иначе дождя не видать.
 Мужчинам присутствовать при обряде запрещалось. Иначе быть большой беде. навлекут большую беду на все село.
Если же день  выдавался сырым,  Мокрине  нельзя было выходить на улицу, иначе мог пойти очень сильный ливень.

2 — Ильин день. День памяти ветхозаветного пророка Илии, обличителя идолопоклонства, жившего за 900 лет до Рождества Христова. За свою пламенную веру он был взят на небо живым в огненной колеснице. Ветхозаветные мотивы связывают Илию с небесным огнем и животворными дождями. Он распорядитель могучих сил природы, посылающий на землю молнии, гром и дождь.
Илья-пророк, великий угодник Божий и чудотворец, — один из самых любимых в народе святых и первый, кого стали почитать на Руси. Его образ постепенно заменил в религиозных представлениях славян бога Перуна, которого считали главным небесным распорядителем в дохристианские времена. Но традиции языческого праздника во многом сохранились и в наши дни.
Святой Илия -  радетель о плодородии, поэтому в Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь это означало голод и отсутствие урожая. 
Но в то же время Илия  грозный и карающий святой. Огненные стрелы Илии, согласно народным поверьям, направлены против всякой нечисти.  С этим связаны многочисленные запреты, которые связаны с поведением человека во время  грозы. Например, нельзя находиться в воде и стоять под деревом или на меже в поле. Считалось, что нечистая сила, спасаясь от его молний, превращалась не только в диких зверей, но и в домашних животных. Был обычай не выпускать на улицу собак и кошек,   чтобы нечисть, нашедшая укрытие в них,   не пробралась в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них.  Рыболовы   выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти. После Ильина дня прекращали плавать в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Суеверие, что со 2 августа нельзя купаться, популярно до сих пор.

Ильин день считался большим праздником, поэтому любая работа была под строжайшим запретом,  даже  стирка, уборка, все женские рукоделия, и за соблюдением этого правила следили очень строго.  Кроме того, на Илью-пророка под строжайшим запретом были ругань, споры, ссоры, нечестивые мысли, которые грозный пророк мог «прочитать» прямо в голове у грешника. На Руси в этот день не разрешались мирские забавы и развлечения, строго осуждалось пьянство и разгул.
В этот день запрещалось в одиночку посещать поля, леса и берега рек, это считалось небезопасным. Любителей одиноких прогулок пугали молниями, которыми Илия мог поразить человека. В то же время это был последний день, когда по берегам рек и других водоемов разводили большие ритуальные костры. В этот день традиционно проводили обряды, направленные на лечение и защиту. Также нередко изготавливали обереги и различные целительные средства.
 Девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб.

4  -  Мария Ягодница.   Изначально праздник был языческим и посвящался хранительнице женщин Марии-заступнице. После прихода христианства на Русь   в этот день стали чтить память равноапостольной Марии Магдалины,  которая   была одной из самых верных и преданных учениц Христа.   Магдалина была на Голгофе во время казни Христа, а позже стала одной из жен-мироносиц, которые пришли умаслить Его тело.

В этот день верующие возносят молитвы  к святой Марии Магдалине  об избавлении от бесовской одержимости и блуда.  Так как в эти дни женщины занимались  заготовкой на зиму  ягод, варили варенья и компоты, святую Марию называли Ягодницей и Сладостницей.   В поле же работать не рекомендовалось, потому что был велик риск пострадать от молнии.  В Марии Магдалине народ видел небесную властительницу громов и молнии (Перуницу). В то же время гроза, случившаяся на Магдалину, предвещала хорошее: «Коли гроза — сена будет за глаза».

В этот день обращали внимание на то, насколько обильно выпадет роса. Утренняя роса 4 августа обладала чудодейственными свойствами: женщины, умываясь ею, верили, что это придаёт лицу белизну и чистоту.
 
 
5  -  Трофим Бессонник.  Это день памяти святого Трофима и еще 14-ти мучеников, которые стали жертвами гонений на христиан в конце 3 – начале 4 веков.   
В  разгаре  рабочей страды крестьяне старались использовать каждый час с пользой для дела. Поэтому этот день, обычно сухой и жаркий, и прозвали в народе бессонником.    Приходилось вставать как можно раньше, чтобы успеть сделать как можно больше дел.

Существовало много поговорок на эту  тему. «Если идет работа — спать неохота», «Долго спать — добра не видать».: «В страду одна забота — не стояла бы работа»; «Жать — не дремать»; «Хорошему хозяину и день мал».
 
Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — большая удача: привалит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.
 
6  -  Борис и Глеб.   Церковь отмечает в этот день   память святых братьев - Глеба, князя муромского, и Бориса, князя ростовского, подло убитых в 1015 году. После  кончины их отца, великого князя киевского Владимира Святославича между сыновьями разгорелась междоусобица за престол и земли, в которой князья Борис и Глеб не стали принимать участие.   Братья были убиты по приказу захватившего власть князя Святополка, прозванного Окаянным. В народе святых Бориса и Глеба считали заступниками земли Русской и небесными хранителями славянского народа. Церковь  канонизировала братьев,  потому  что   была доказана чудотворная сила их мощей.
В этот день также отмечали «Зажинки», одни из древнейших земледельческих праздников, посвященных началу жатвы. К нему тщательно готовились Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. На работу шли с песнями.
 
 7 -  Анна Летняя. Макарьев день.  Праздник посвящен дню кончины святой праведной Анны, матери Девы Марии и бабушки Иисуса Христа.  Святая  Анна была  женой  Иоакима,  потомка царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Cпаситель мира.  Более полувека супруги молили Бога о том, чтобы он послал им ребенка. Из-за презрения и насмешек, так как бесчадие считалось позором, они удалились в пустыню близ  Назарета. Там Иоакиму явился ангел с вестью о том, что скоро Анна родит и наказал наречь дочь Марией. Так в наш мир  пришла Богородица.
Поскольку святая   Анна родила дочь в преклонном возрасте, после многих лет бездетного брака, к святым праведным Иоакиму и Анне издавна обращаются с молитвами об исцелении от бесплодия. 
Другие названия праздника:  «Анна и Макарий», «Анна Холодная», «Зимоуказница». Анна, хотя и носила прозвище Летней, считалась зимоуказательницей. По приметам этого дня судили о том, какой будет зима. О грядущих морозах говорили холодные утренники на Анну.   
«Макарьевым днем» праздник называли из-за открытия у стен Макарьевского монастыря знаменитой Нижегородской ярмарки. Считалось, что на Макария Нижегородская ярмарка была именинницей. В эти дни там проходил вселенский торг    и заключались умопомрачительные по суммам сделки.
7 августа также отмечали свой праздник странники, или как их называли в народе,  калики перехожие.

 8 - Всемирный День кошки (International Cat Day). Он отмечается   по инициативе Международного фонда защиты животных с 2002 года и является одним из объединяющих событий в миссии по спасению и защите этих животных.
  Дней в календаре, посвященных   кошкам – несколько. На Европейском континенте (в Италии, Украине, Польше) День кота отмечается 17 февраля. В США национальный День кошки -  29 октября. В Японии  - 22 февраля. В этот день в Токио, начиная с 1987 года, проводятся крупные фестивали, посвященные этому прекрасному животному. В России День кошки отмечают 1 марта с 2004 года.

9  -  Пантелеимон Целитель».  В этот день христиане всего мира   вспоминают одного из самых чтимых святых - великомученика Пантелеимона (до крещения Пантолеона), врача, жившего в Никомидии во времена императора Максимиана, известного гонениями на христиан в начале 4 века.   Познакомившись  с тайно проживавшим в городе проповедником Ермолаем, Пантелеимон уверовал  в  Иисуса Христа и стал   безвозмездно лечить убогих и нищих, посещать в темницах узников,   исцеляя   не столько лекарствами, сколько призыванием имени исуса.  По доносу «братьев по ремеслу» его схватили и привели к императору, который  предложил Пантелеимону  отречься от веры, а после отказа   приказал казнить. Каким только немыслимым казням не подвергался святой, но пытки не причиняли вреда, а дикие звери лизали ему ноги. Палачи, видя это, отказывались рубить ему голову, пока он сам не приказал сделать это.  Брошенное в костер тело не подверглось огню и осталось неповрежденным.
Мощи великомученика Пантелемона частичками разошлись по всему миру. Особенно много их на   Горе Афон   в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме, посвященном его имени.   
В народе святой Пантелимон, которого иногда называли еще Палием, чтился как целитель, врачеватель и заступник лекарей и воинов. Ему молились об избавлении от недуга. В его праздник знахари ходили за травами, рвали их с особыми заговорами и обрядами. Собранные в этот день травы обладали особой силой.   Работать в этот день было нельзя, считалось, что гроза может спалить или хлеб, или сено.  «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб», «Палий — пали копны». Также нельзя было отвозить копны сена на гумно – в соответствии с приметами, может случиться пожар.
 
 Одно из народных прозвищ Пантелеимона (Кочанный, или Кочанник) было связано с тем, что в это время начинали завиваться капустные вилки. Существовал обычай   печь пирожки с капустой прошлого урожая из слоеного теста и угощать детей, странников и нищих, надеясь на благосклонность святых. Варили также и капустные щи. Капуста у крестьян была главной пищей   конца лета.

10 -  Прохоры-Пармены. В этот день церковь   чтит память двух апостолов от семидесяти – Прохора и Пармена.
 Другие названия праздника: «День Прохора», «Прохоров день», «Менялы». По народному поверью, в этот день нельзя обменивать свои вещи на чужие — выгоды не будет. Считалось, что любые торговые начинания в этот день не заладятся, а все, что выменяешь, либо пропадет, либо сломается.   В старину твердо следовали этому правилу, даже купцы на Прохора не открывали своих лавок.

День Прохора и Пармена был также праздником кузнецов, которые  почитались во все времена и во всех районах Руси. Кузнецам   приписывали магические способности, считалось, что они   обладали властью над злобными духами, что нашло отражение   в народных сказках.
 
  11 - Калинник ,  Калинин день,   посвящен памяти страстотерпца  Каллиника Киликийского, пострадавшего в начале 4 века за проповеди Слова Божия. К  этому дню уже нередко случались утренние заморозки. Крестьяне молились святому Каллинику с просьбой уберечь землю от заморозков и сохранить урожай.   Калинниками также назывались зарницы, видимые по вечерам,  и  утренние морозы, которые  губительно действовали на хлеба, оставшиеся на полях. В северных губерниях молились: «Пронеси, Господи, мороком, а не морозом». Морок, или туман, в этот день предвещал хороший урожай ячменя и овса. 
 Поскольку имя проповедника  похоже на название  ягод калины, которые   поспевают к этому времени, Калинник стал еще и праздником этого растения.  Оно считалось символом   непорочной красоты, а горький вкус ягод символизировал горькую судьбу девушки, отданной замуж без любви.

  12 -  Силуан и Сила.    В этот день церковь почитает святых апостолов от семидесяти Силуана и Силу (Силоса), а также святого Иоанна Воина.
Про святых Силуана и Силу известно то, что они были  спутниками апостола Павла и активно проповедовали христианство, и оба стали епископами.  Но существует также версия, что Сила и Силуан — один и тот же человек.   Как бы то ни было, на Руси праздник носил двойное название.
В народе апостола Силу отождествляли  со славянским языческим богом Сильнобогом, олицетворявшим могучую силу и ловкость. На него уповали в многочисленных работах в поле. «Святой Сила прибавит мужику силы».   По старинному поверью, в этот день святой Сила вкладывал в травы и коренья, особенно в лопух, свой чудесный дар.

Иоанн Воин  служил в войске во времена римского императора Юлиана Отступника. Будучи христианином, он  предупреждал своих единоверцев об облавах и способствовал их побегам из темниц, помогал бедствующим и нуждающимся. По приказу императора он был заточен его в тюрьму, где   провел много дней в ожидании казни. Но в 363 году Юлиан погиб, а Иоанна освободили.

  На Руси было принято просить святого Иоанна Воина о заступничестве в беде, ему молились также и о возвращении краденого. Считалось, что если в этот день обворованный человек отслужит молебен Иоанну, то воры обнаружат себя сами. Подозреваемый в воровстве  должен был клясться в невиновности именем Ивана Воина. Православные были уверены, что если человек при этом солжет — то святой его покарает.

Было и еще одно интересное поверье, что 12 августа «обмирают», опившись молоком, ведьмы, которым приписывали способность задаивать коров до смерти. Зато если после трапезы ведьма «обомрет», то ее уже ничем не разбудишь. Тогда надо было   прижечь ей пятки соломой, чтобы вся ее сила ушла в землю. Знающие люди говорили, что после такого обряда ведьма уже никогда не дотронется до коровы.
 
 13 -  Евдокимов день.    Почитается память святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи. Другие названия праздника: «Евдоким», «Евдокимово заговенье».  Евдоким был родом из семье христиан знатного рода.   Дав обет безбрачия и целомудрия, он посвятил свою короткую жизнь   несчастным и обиженным. Он умер в 33 года. От его мощей  стали исцеляться больные.

На Руси   этот день имел особенное значение —   отмечалось «Евдокимово заговенье» перед Успенским постом. Впрочем, сам пост не был строгим и  радовал разнообразием. Люди ели новый хлеб, свежие овощи, плоды и ягоды.
Особо была популярна   репа. Ее ели сырой, вяленой, пареной. Из репы   обязательно варили кашу, пекли пироги с репной начинкой.  Специально к этому дню ставили репной квас. Готовый квас чаще всего разводили соком ягод - черники, клюквы, малины, смородины.
 
14  - Начало Успенского  поста, установленного в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это самый короткий пост. Он длится две недели, начинается 14 августа, ровно через месяц после окончания Петрова поста, и заканчивается 27 августа.  На период этого поста приходится два праздника – Происхождение честных древ Животворящего Креста (14августа) и Преображение Господне (19 августа), которые именуются медовым и яблочным Спасами.
 Медовый Спас Другие названия праздника: «Первый Спас», «Маккавей», «Маковый Спас», «Спас на воде», «Мокрый Спас».
  Первый день Успенского поста посвящен  почитанию    Животворящего Креста Господня, он был установлен  в Константинополе в 9 веке. На Руси праздник окончательно прижился примерно в 14 веке. Название   Медовый Спас идет от обычая  заламывать соты именно в это время.   И строго соблюдался обычай освящать в этот день в церкви свежесобранный мед.   Кроме того, люди несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ. Сам обычай освящать урожай появился  в глубокой древности, его мистическим образом посвящали Богу.
  Первый Спас именовался также Мокрым или Спасом на воде. В этот день совершался чин  освящения воды, когда  служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам святить воду. Считалось полезным купание в освященных водах, чтобы смыть болезни и сглаз. Купали также и домашний скот. 
    
Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты.   Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.

16 -   Антон Вихровей.   В этот день церковь вспоминает святого Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Будучи монахом, он 20 лет провел в скиту.  Молясь  на камне у берега моря во время шторма, он был подхвачен вихрем и с волнами  унесен в далекую Россию. Около Новгорода, в селе Волховском, Антоний построил монастырь, стал игуменом и в возрасте 79 лет скончался.
На Антона (Антония) на Руси смелые люди выходили на перекрестки «сторожить вихри».  Если в Антонов день был сильный ветер, тем более с вихрями — зиму ждали снежную и морозную. Также говорили: «Каков Вихровей, таков и октябрь». Кроме ветров в этот день опасались дождей — зарядив в этот день, они еще долго продолжались.

Поверья о вихрях находили отражение и в других приметах, не имеющих отношения к погоде. Так, мальчик, родившийся в этот день, считался взбалмошным и отчаянным — одним словом, «с ветром в голове». Про девочку, появившуюся на свет на Антона, говорили: «Не девка — огонь!», – 
 
 17 -  Авдотья Малиновка.  В этот день   церковь чтит память преподобной мученицы Евдокии Римляныни, погибшая во время гонений на христиан. Известна она своими проповедями  и тем, что  поддерживала гонимых и узников.
Другие названия праздника: «Авдотья», «Малиновка», «Огуречница», «Сеногной». С этого дня начинают идти мелкие моросящие дожди, поспевает лесная малина, хозяйки собирают последние огурцы.   После этого дня они перестают расти. Говорили, что на Евдокию кривые огурцы вырастают .
 По этому дню определяли погоду. Какова Авдотья, таков и ноябрь.
 Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто шли дожди, из-за которых сено мокло и гнило.

18  - Евстигней Житник.   День почитания памяти мученика Евсигнея Антиохийского.  Он был римским воином.  Оставив военное дело, он удалился в родную Антиохию. Был казнен  во времена  Юлиана Отступника, желавшего вернуть язычество. Также известен тем, что видел на небе крест из звезд.
Народные названия : «Евстигнеев день», «Луков день».
После окончания  всех полевых работ на Евстигнея заклинали жнивы. Ранним утром  старики, выходя на поля, на все четыре стороны призывали Мать - сыру землю на помощь.  Этот старинный обряд совершался для того, чтобы на полях не смогла поселиться нечисть и навредить стадам, когда их выгонят
пастись на жнивье.
  За страдой полевой шла следом страда огородная. На Евстигнея начинали   убирать лук. Сплетали из него длинные гирлянды, которые развешивались в доме — чтобы воздух очищался. 
 
19 - Преображение Господне.  Яблочный Спас, или «Спас на горе, так как этот день совпадает-с праздником в честь Преображения Господня на горе Фавор). Воспоминание о том, как Иисус Христос взошел вместе с тремя своими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор гору совершить молитву. и преобразился перед ними. Его одежда стала белой, а лицо засияло. Явились пророки Илия и Моисей, с   небес раздался голос, возвещающий о благоволении к Сыну и повелевающий слушаться Его. 
В церквях в этот день начинают освящать   яблоки  нового  урожая. Поэтому этот день называется Вторым спасом, яблочным.  Существует старинное поверье, будто умерших деток, родители которых до второго спаса не едят яблок, на том свете угощают яблоками. Поэтому верующие люди считают за грех съесть яблочко до второго спаса.
На Преображение  издавна считается грехом не раздать нищим милостыню или не накормить бедных, больных, нищих и сирых: «На второй Спас и нищий яблоко съест». 
На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней в году.
 В этот день начинали праздновать осенины, с песнями и хороводами встречая закат солнца в поле. А также  совершался «обряд засевания полей», когда на поле приходил  с иконами   священник и окроплял вспаханную землю святой водой,  а   хозяева бросали  на освящённые места зёрна озимых. Считалось, что это сулило в будущем богатый урожай, подобно внесению удобрений и средствам защиты растений.

 20  -  Марины-Пимены»   В этот день церковь чтит сразу двух святых – преподобного Пимена и мученика Марина, хотя эти святые не были связаны друг с другом. 
Пимен Многоболезненный всю жизнь был нездоров и ушел жить в Печерский монастырь. Однажды ночью к нему явились ангелы и свершили обряд пострижения в монахи. При этом предупредив, что день выздоровления будет означать его скорую смерть. За три дня до смерти Пимен выздоровел и простился со всей братией. В день кончины Пимена над церковью явилось изображение трех огненных столпов.

Святой Марин, известен тем, что на одном из праздников в идольском капище разрушил жертвенник, стал топтать ногами жертвы и при всех исповедал себя христианином. После жестоких истязаний святой был обезглавлен.
Другие названия праздника: «Марина», «Пимен», «День больных и сирот». 20 августа полагалось потчевать больных и сирот яблоками, мёдом и пирогами
 .
21 -Мирон Ветрогон.   День посвящен святому Мирону – критскому епископу и чудотворцу, с  именем которого связано множество легенд.   Так, когда река Тритон вышла из берегов и грозила городу большим наводнением, одним движением жезла священнослужитель вернул ее в русло.
Другие названия праздника: «Мирон», «Ветрогоны», «День Стрибога». Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда для человека были явлением таинственным. Наши предки говорили: «Ветер — Божие дыхание. Оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким».
Праздник в народе получил название «Ветрогоны» за необузданность ветров в этот день. Они не только сильно дуют и часто меняют направление, но и налетают как бы ниоткуда и закручивают вихри из пыли, веток и листьев. Существует много загадок про ветер. Многие из них дошли и до наших времен: «Без рук, без ног, а дверь отворяет»; «Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет»; «Расходится детина — удержу нет; уляжется — не видать, не слыхать».
 
22  -  Матфей Змеесос.   В этот день православная церковь почитает апостола Матфея, который заменил Иуду Искариота, предавшего Христа. Другие названия праздника: «Матфей», «Матвей ненастный», «Змеесос коров».

На Руси с днем Матфея связывали жуткое поверье: якобы в это время к коровьему вымени прицепляются змеи и высасывают молоко. Поэтому скотину старались не выпускать на пастбище, хозяйки всегда старались доить корову в одиночестве, от  сглаза. Молоко   не подавали на стол в первозданном состоянии. Его непременно заквашивали, створаживали или томили в печи. 

    23-    Лаврентьев день.   Посвящен  памяти двух святых Лаврентиев - Римского и Калужского. Другие названия праздника: «Лаврентий», «Праздник мельника».
Лаврентий Римский служил   архидиаконом римской христианской общины.  Умер от пыток во время гонений на христиан в 3 веке   . 
Лаврентий Калужский, юродивый  чудотворец  жил в 15–16 веках.   По преданию, он помог защитить Калугу от нападения крымских татар в 1512 году. Калужский чудотворец  и после   кончины посылал   помощь русскому воинству и избавлял   от врагов.  Около места погребения святого Лаврентия построен Лаврентьевский монастырь.
В этот день почитали мельников.  Крестьяне несли первый сноп на мельницу, чтобы испечь хлеб из муки нового урожая. Хлеб всегда получался особенно ароматным и вкусным.
В полдень на Лаврентия наши предки выходили смотреть на воду в реках и озерах: если она была тихой и спокойной — осень ожидали безветренной, а зиму — без вьюг и метелей. «Осень и зима хорошо живут, коли вода тиха, и дождик идет», — говорили люди. Обращали внимание и на погоду: сильная жара или сильные дожди предвещали то же самое на всю осень. Эти же приметы пророчили хорошую рыбалку в конце лета — начале осени.
   
24  - Евпатий Коловрат.   В этот день в народе почитают русского былинного богатыря Евпатия Коловрата, а в церкви - мученика Евпла Катанского.  Прославленный воевода и богатырь Евпатий Коловрат  жил на Руси в 13 веке. После разорения Рязани он  вступил в сражение с монголо-татарской ордой.  С ним было 17 сотен человек. Дрался богатырь настолько отважно, что когда он погиб, хан отдал уцелевшим русским воинам его тело и отпустил их, выразив тем самым уважение павшему храброму воину.

Священномученик Евпл был архидиаконом в сицилийском городе Катане и проповедовал язычникам веру Христову. Даже во время казни Евпл продолжал разъяснять собравшимся Евангелие.
Другие названия праздника: «Евпл», «Козы», «Василий», «Васильев день».
На Руси день Евпатия Коловрата считался страшным. Существовало поверье, что на болотах появляется белый конь, который скачет по земле, пытаясь найти своего погибшего всадника.  Верили также, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой, песни  и бегает белый конь. В этот день запрещалось употреблять какие-либо алкогольные напитки, считалось, что после этого явятся давно умершие родственники и будут ругать выпившего.

26 - Тихон Страстной. В этот день церковь почитает воронежского епископа Тихона и преподобного Максима Исповедника, христианского монаха, богослова и философа.
Другие названия праздника: «Тихонов день», «Максим-исповедник», «Спасовские деды».
На Руси святитель Тихон считался заступником и защитником людей от уныния, которое само по себе является грехом. Ему молились об умиротворении души.   Также на Тихона следовало обойти дом с иконой Божьей Матери под названием «Страстная», отсюда и появилось прозвище самого дня.
 
28 — Успение Пресвятой Богородицы. Воспоминание о кончине Божией Матери. О ней Богородице заранее возвестил явившейся к Архангел Гавриил. Чудесным образом в этот день у нее собрались все апостолы, проповедавшие в разных странах.  И Сам Господь явился к одру Своей Матери. На третий день после Ее погребения в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он также захотел проститься с телом Божией Матери, но когда апостолы пришли ко гробу и открыли его, в нем оказались только погребальные одежды -  Пресвятая Богородица была вознесена на небо вместе с телом.
В народном календаре этот день называют также  дожинки или оспожинки, поскольку в это время заканчивали жать хлеб. Поскольку в жатве участвовали главным образом женщины, то в старину время отдыха после Успения называли молодым Бабьим летом, которое продолжалось до Ивана Постного, то есть до 11 сентября.
 По старому обычаю крестьяне, заканчивая уборку хлеба, оставляли на поле несколько колосьев. Их перевязывали лентой — "завивали бороду". А последний сжатый сноп- «именинник» - наряжали в сарафан,   украшали и ставили в красный угол.  Считается, что зерна  из этого снопа обладают целебными качествами, ими лечат больных людей и животных.
 Наши предки нередко ассоциировали Богородицу с древним божеством — Матерью Сырой Землей, поэтому и в день Успения земля считалась именинницей. В этот день по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы — ни колья, ни лопаты, ни другой инструмент. 

29 - Третий Спас, или  Спас на полотне.   В этот день православная церковь отмечает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Льняной холст с отпечатком лица Христа долгое время хранился в Едессе как главное сокровище города. В 944 году император Константин VII выкупил образ у Едессы и торжественно перенес его в Константинополь.    Реликвия впоследствии была утеряна при разграблении города участниками одного из Крестовых походов.   Нерукотворный образ рассматривается как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как аргумент в пользу иконопочитания.

Другие названия праздника: «Хлебный Спас», «Ореховый Спас», «Спас на холстах». В этот день выпекали хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами и полотнами.
Третий Спас называли также Ореховым, так как в лесах   начинался   сбор орехов.  В отношении орехов существовали  приметы. Если найденные сросшиеся плоды положить левой рукой в корзину, то человека будет ожидать удача в финансовой сфере.  Наши предки были убеждены, что в этот день ветки орешника наполняются магической силой.  На Ореховый Спас ведьмы, колдуны и знахари   запасались веточками, листьями и корой орешника для лечения людей и проведения различных ритуалов. Из этих веточек делали магические палочки, изготавливали амулеты и талисманы. 
  Третий Спас совпадает с завершением Успенского поста, поэтому разрешалось употреблять в пищу мясные и рыбные продукты. Кроме того, 29 августа было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду.
 
30 -  Мирон Ветрогон.   В этот день   чтится память святого Мирона, служившего пресвитером в Ахаии. Не следует путать день Мирона Ветрогона 30 августа с Мироном Ветрогоном (ранним), отмечаемым в память о святителе Мироне Критском 21 августа.
Другие названия праздника: «Мирон», «Вдовьи помочи».
  День Мирона. Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.
На Мирона Ветрогона в деревнях существовала традиция устраивать вдовьи помочи.  Жители деревни собирались вместе, чтобы помочь вдовам и сиротам. Женщины помогали делать заготовки на зиму, мужчины   запахивали землю, сажали озимые, чинили крышу, рубили дрова.
Каждая семья приносила обездоленным что-то из собственных запасов.  Наши предки говорили: «На вдовий двор хоть щепку кинь». По осени и весне вдовьи помочи на Руси были обычным делом, каждый житель деревни считал своим долгом помочь сирым и вдовым. Обычно вдовьи помочи заканчивались совместным обедом, который тоже собирался и готовился вскладчину.

 31  Фрол и Лавр – лошадники, конский праздник.  День памяти христианских мучеников - родных братьев Флора и Лавра. Они были искусными каменщиками. По указанию правителя римской провинции на Балканах они работали на постройке языческого храма, в котором вместе с другими христианами уничтожили всех идолов. Участников этих событий по приказу правителя схватили и заживо сожгли, а Флора и Лавра бросили в колодец и засыпали землей. По преданию, в момент обретения мощей святых братьев прекратился падеж скота. Поэтому на Руси Флора и Лавра почитали как покровителей лошадей. Даже на иконах этих мучеников изображают с конями. На Балканах существует легенда, повествующая о том, что искусству управления лошадьми братьев обучил сам Архангел Михаил.
Этот день считался конским праздником. Крестьяне выводили   коней на луг, чистили их, прикармливали свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пёстрыми лоскутками. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Верили, что от этого «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой. Крестьяне молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях.