Интервью с Александром Розенбаумом

Ирина Гифтед
Александр Яковлевич, как Вы считаете, как врач, насколько сильна взаимосвязь между душевным и физическим здоровьем человека?

Взаимосвязь сильнейшая. Масса этиологий имеют под собой нейрогуморальную подоплеку. И онкологические заболевания, кстати, тоже. Существует одна из гипотез, что механизм рака запускается в результате накопления определенных стрессов. Течение заболеваний тоже напрямую зависит от настроения больного, его внутреннего духовного состояния, контакта с медицинскими работниками, которые его лечат. Врач может назначить лучшие лекарства, но если он не сумеет наладить контакт с пациентом, лечение и выздоровление будет протекать неизмеримо дольше.

Как, на Ваш взгляд, можно определить, здоров ли человек душой?

Ну, прежде всего, такой человек адекватен, он критичен по отношению к себе. К примеру, если он по своему характеру вспыльчив, то осознает, что в определенной ситуации вспылил не по делу и сумеет извиниться. Кроме того, он умеет слушать других, имеет здоровое чувство юмора, в том числе и по отношению к себе.

Есть ли у Вас правила, которых Вы придерживаетесь в жизни, чтобы сохранить внутреннюю целостность?

Да, я периодически подхожу к зеркалу и, образно выражаясь, трясу себя за шкирку. Стараюсь слушать людей. Понимаю, что я – не истина в последней инстанции, а обычный человек, со своими плюсами и минусами. Поэтому стараюсь жить не только в согласии с собой, что нечасто происходит, но, прежде всего, в согласии с окружающими. Если же этого не получается, то просто с такими людьми не общаюсь. На мой взгляд, это тоже признак душевного здоровья. Потому что общаться с людьми, с которыми ты не сочетаешься – это мазохизм, какое-то странное удовлетворение путем нанесения себе периодических побоев. Я понимаю, что занимаюсь своим делом точно также, как, например, печник или водитель троллейбуса. У каждого свои таланты, есть токари от Бога, есть кулинары от Бога… Иногда на сцену выходят артисты и заявляют зрителям: «Я вам сейчас подарю свое искусство!» Да не надо никому ничего дарить, ты отдай его, не дари! Даром получили – даром отдавайте!

Есть ли у Вас свой рецепт здоровья? Как сохранить бодрость на долгие годы?

Позволяет сохранять здоровье ощущение своей нужности. Если ты нужен людям, то будешь делать все для того, чтобы эту «нужность» поддерживать. Если ты знаешь, что у тебя впереди ответственная работа и без тебя там не справятся, ты не пойдешь на улицу без шарфа. Если тебе дорого твое половое здоровье, а это тоже значимая часть жизни, то ты будешь надевать в холодные дни теплые штаны, а не стринги, дабы не получить аднексит или простатит. О себе необходимо заботиться. Надо жить так, по крайней мере, мужчинам, чтобы твоя частная жизнь не мешала работе, а работа приносила удовлетворение. И делать все для того, чтобы на своем рабочем месте оставаться мужиком и правильным человеком. Я бы и хотел заболеть – не получается, не до этого, нет времени.

А Вы человек верующий? Я имею в виду не религию...

Верующий, абсолютно. А религия – это не вера. Религия – это способ выражения веры. У каждого он свой, можно быть буддистом, православным, иудаистом... Высший разум существует, я в этом убежден абсолютно. Можно называть его Богом, Высшей силой, отделом в созвездии Лебедя и т. п., суть от этого не меняется. – Вы ощущаете себя счастливым человеком? – Скорее да, чем нет. Абсолютного счастья, мне кажется, не существует. Я обычный человек, у меня есть свои беды, неприятности, какие-то неудобства – все тоже, что у всех. Бывают моменты счастья. Хочется, конечно, чтобы этих моментов было больше. Я счастлив тем, что нужен людям, я это вижу, чувствую и знаю. Вот уже 35 лет на мои концерты собираются полные залы людей, хотя я и не занимаюсь пиаром. Но каждый раз я принимаю эту любовь не как бурю аплодисментов и все прочее, а только как аванс – значит, я должен трудиться интенсивнее.

А кем Вы себя по жизни больше ощущаете: врачом или исполнителем?

Я врач, это не вытравить ничем. Я родился в семье студентов-однокурсников в клинике акушерства и гинекологии 1-ого Ленинградского медицинского института, который впоследствии окончил. Я никогда не пройду мимо человека, который нуждается в помощи, я убежден: медицина –это моя жизнь... Попробую объяснить... Когда я прихожу в любой Дворец культуры, считается, вроде бы, я здесь хозяин, поскольку заплатил за аренду зала. Но я не знаю, где включить свет, где располагаются всякие щитки, где сегодня люди из светоцеха и т.д. Вроде бы хозяин, но в гостях. А вот когда я захожу в любую больницу, хотя там хозяин главный врач, чувствую, что я дома. Я знаю, где можно найти судно, медсестру, которой нет на посту. Я все там знаю, это моя родная атмосфера, мой дом.

Что бы Вы хотели пожелать читателям?

Доброты. Сегодня в людях не хватает человечности, родственности. Как часто люди не хотят слушать друг друга, видеть друг друга! Не понимают, что все мы взаимосвязаны, слеплены из одного теста. Добрее надо быть, тогда будет гораздо меньше инфарктов и инсультов. Мне жаль, что сегодня нет дворов, мальчишки не играют в «казаки-разбойники», «пристеночек», девочки не прыгают на тротуарах в «классики». Вместо этого на тротуарах можно найти телефон борделя, каких-то коммерческих услуг и тому подобное. Жаль, что сейчас мало читают, особенно молодежь. Я не против компьютеризации. Но компьютер – это большая помойка. Если использовать Интернет выборочно –для получения информации, образования, то это хорошо, но так, как его сегодня используют, просто ужас! От хамла в Интернете воротит. Почитайте «комменты» людей к каким-то событиям. Это же читать страшно. А почему? Потому что за экраном сидят люди, которых не достать. «Дотянуться хотели до звезд, а застряли в вонючем болоте – вот и весь, до копейки, вопрос».

И в заключение разговора: сколько бы Вам было лет, если бы Вы не знали сколько Вам лет?

– По-разному, иногда 25, иногда 90, в зависимости от состояния. На эту тему у меня есть стихотворение «возраст – это состояние души, конфликтующее с телом иногда». Но, в принципе, я прожил 62 года и не ощущаю себя с точки зрения этой цифры. Я не понимаю вообще, что это за цифра. Во времена моей юности люди в 62 года считались уже пожилыми. А я себя к таковым совершенно не отношу, хотя понимаю, что есть определенные медицинские показатели, независимо от того, в какой физической форме ты находишься. Конечно, у организма есть резерв, ведь он самовосстанавливающаяся система, но все же здоровье человека во многом зависит от генетики. Каждый человек восстанавливается по-своему: кто у телевизора, кто в кровати, кто на природе... Главное – уловить свою гармонию.
(Беседовала И. Федюнина)