Фламандская сцена арт-рока. Дебютный студийный аль

Владимир Курбалиев
Частью фламандской сцены арт-рока неизменно являются такие голландские коллективы как «Focus», «Finch», «Ekseption», «Trace», «Kayak», «Brainbox», а также самая популярный коллектив подобного направления под названием «Focus», о дебютном альбоме которого пойдёт речь в этой статье.
               Истоки биографии коллектива уходят в 1969 год в момент своего основания в Амстердаме бас-гитаристом Мартином Дрезденом и ударником Хансом Клеувером. Через некоторое время музыканты решают пополнить ряды коллектива выпускником Амстердамской Консерватории Тийсом ван Леером игравшем на клавишных, флейте и совмещая это с вокальными партиями. Музыкальными ориентирами для ван Леера был Иоганн Себастьян Бах и джазовый клавишник Джимми Смит.  К слову, Тийс, помимо учёбы в Консерватории, играл в любительских джаз-группах, набирая музыкальный опыт. В итоге, трио было задействовано в голландской постановке британского мюзикла «Волосы», а после этого решило дополнить состав коллектива гитаристом группы Brainbox Яном Аккерманом. Таким образом сформировался квартет, приступивший к записи дебютной пластинки «In and out of Focus»;вышедшей в 1970 году и ставшей первой ласточкой группы. Диск был записан в Амстердаме, а летом 1970 года перезаписан в Лондоне. К слову в США пластинка вышла под названием «Focus Plays Focus». Тексты были написаны на английском языке, музыкально представляя собой поп-рок с элементами джаза, арт-рока и психоделии.
                В дебюте альбома звучит нежная «Focus (vocal)» с мягкими ударными, приятным вокалом с красивым гитарным мановением переходя в слегка печальную «Black beauty» с красивым соло на трубе (к слову на этом инструменте сыграл бас-гитарист Дрезден). Навеянная тропическими мотивами, позитивная «Sugar island» характерна моментально узнаваемым красивым флейтовым соло ван Леера. Далее ход альбома продолжает джазовый трек «Anonymous» с виртуозной игрой всех участников, а также барабанным соло от Клеувера. К слову, вторая часть этой композиции выйдет на альбоме «Focus III» 1972 года выпуска под названием «Anonymous Two». «House of the king» доставляет удовольствие флейтовой игрой, а завершающий трек Focus (instrumental) повторяет мелодию первого этюда, одна он более многосложен и состоящий из нескольких тем, с красивой импровизационной игрой флейты ван Леера и гитары Аккермана.
                Пластинка вышла в сентябре 1970 года, была коммерчески неуспешной и после этого группу покидают сразу три участника – основатели Дрезден и Клеувер и гитарист Аккерман. К слову, Клеувер в целом покинет музыкальный Мир и перейдёт в сферу бизнеса, возглавив музыкальное отделение концерна «Philips» в Амстердаме и через которое буду выпущены дальнейшие творения группы, о бас-гитаристе Дрездене никакой достоверной информации не имеется. Однако оставшийся в одиночестве ванн Леер не спешит распускать коллектив, а приглашает двух других членов «Brainbox» – бас-гитариста Сирила Хаверманса и ударника Пьера вен дер Линдена, также через некоторое время в группу вновь возвращается Аккерман. К слову, коллектив «Brainbox» стал своеобразным музыкальным питомником для Focus, через который прошли три члена этой группы. В итоге, квартет в лице ван Леера, Аккермана, Хаверманса и ван дер Линдена приступает к записи пластинки «Moving Waves», вышедшей в 1971 году,  принёсшей группе популярность по обе стороны Атлантики и ставшей поистине легендарной. Однако это уже совсем другая, но тем менее интересная музыкальная история.




                Владимир Курбалиев