Классика зойла. Альбом французского коллектива Mag

Владимир Курбалиев
                Музыкальный французский национальный поджанр рок-музыки под названием зойл представляет собой смешение джаза, психоделической и прогрессивной рок-музыки имеет немало последователей, как в самой Франции, так и за её пределами, а если быть точнее, то в Бельгии и Японии. Помимо двух групп-гигантов этого направления «Magma» и «Art Zoyd», во Франции этот стиль был представлен также коллективами «Eider Stellaire», «Archaia» и «Shub-Niggurath». За пределами же этой страны стоит упомянуть японские группы «Ruins» и «Koenji Hyakkei» и ансамбль «Dun» из Бельгии. Основателем же этого направления является группа «Magma» и об одном из её знаковых работ – альбоме «M;kan;k D;strukt;; K;mmand;h» будет идти речь в этой статье.
                Истоки истории коллектива начинаются с момента её основания в столице Франции – городе Париж барабанщиком Кристианом Вандером, получившем классическое музыкальное образование. Кристиан решает пригласить в свой проект музыкантов для записи первого студийного альбома. Стоит отметить, что Вандер стал новатором не только в музыкальном плане, основав такое направление рок-музыки как зойл, но также явился создателем так называемого «кобайского» языка, который характеризуется смешением французского, немецкого, цыганского и иврита, и на котором исполняются произведения группы до настоящего момента. Также альбомы «Magma» представляют целую фантастическую Вселенную со связанными между собой персонажами, наподобие литературных Вселенных Станислава Лема и братьев Стругацких. С точки зрения создания целого направления в рок-музыке и собственного языка, эта группа является уникальной. Также стоит отметить большую текучесть кадров на альбомах группы – каждый новый лонгплей был записан с разным составом музыкантов, единственным неизменным участником является основатель коллектива, автор текстов и музыки Вандер. Именно так он описывает деятельность своей группы:
            «Своей музыкой мы хотим дать людям возможность жить. Некоторые музыканты во Франции воображают, что музыка - это ремесло, но это не для меня, - говорит Вандер. - Музыка - жизнь и смерть. Наша группа воплощает в своей работе синтез единого искусства, абсолютной коммуникации, сравнимый по масштабам со строительством пирамид».
             Остальные участники «Magma» заявляют следующее:
             «Прежде чем ты начнешь подниматься, необходимо работать, нужно отдать всего себя целиком теллургической силе земли..." Работа начинается с познания символики вещей, которая для Вандера заключается, в частности, в символике египетской культуры. Раскрытие того, что стоит за обыденным или субъективно-историческим пониманием суждений, понятий и знаков, то, что составляет их "надысторический и надреальный смысл", раскрытие значений, присущих в равной мере и отдельным древним культурам, и европейской культуре сегодняшнего дня - вот ключ к проникновению в суть вещей и управлению ими».
                К слову группа входит в Книгу Рекордов Гинесса по количеству сольных альбомов всех её участников, которых насчитывается порядка нескольких десятков.
                В итоге, в 1970 году выходит первое творение группы «Kobaia», которое является первой главой в трилогии «Theusz Hamthaak». После выпуска альбома Вандер тасует состав, и в следующем году в свет выходит второе творение группы/глава трилогии – «1001° Centigrades». После этого Вандер берёт перерыв, вновь делая перестановки в составе и записывает альбом «M;kan;k D;strukt;; K;mmand;h», который становится третьей главой трилогии «Theusz Hamthaak». В переводе название альбома звучит как «Механическое командное воздействие», и в некоторых изданиях пишется только аббревиатура «M.D.K.». Музыкально альбом представляет собой смешение зойла, психоделии, арт-рока, джаза, авангардной и классической музыки и является одним из ярких образцов и культовых альбомов направления зойл.
                На самом альбоме стоит отметить многоголосое пение нескольких специально приглашённых в проект вокалисток, особенно явно это заметно на треках «Hortz Fur D;hn Stek;hn ;est» и «Neb;hr Gudahtt». Их вокальные переплетения с Вандером придают лоск альбому. Также стоит отметить виртуозную игру на ударных самого Вандера в треке «M;kan;k K;mmand;h» и печальную флейту в «Koba;a Is De H;nd;n». Также достоин внимание гитарный напор в «Da Zeuhl ;ortz M;kan;k». Красивый альбом, который предлагается послушать поклонникам жанра и просто красивой музыки.
                Пластинка была выпущена в 1973 году, заслужив восторженные отзывы критики и прессы и после этого Вандер снова тасует состав, записывая несколько альбомов вплоть до 1983 года, когда было объявлено о замораживании деятельности коллектива. Также стоит отметить, что в 70-е годы лидер группы активно занимался сольной карьерой. Однако в начале 2000-х годов Кристиан принял решение реанимировать проект, выпустив в 2004 году студийный альбом. После этого вышло ещё несколько подобных творений, вплоть до последней пластинки 2019 года выпуска. Будем надеяться, что этот альбом станет не последним в творчестве группы, и её поклонники смогут оценить дальнейшие творения коллектива.




               
                Владимир Курбалиев