Национальный вопрос

Дмитрий Зимин 2
    Мы с Сашкой Марковским были ближайшими соседями с самого заселения в наш новый дом в Набережных Челнах. Сашка младше меня на четыре года и учился в другой школе. Тем не менее, эти обстоятельства не мешали нам быть друзьями и ходить друг к другу в гости. И у нас, как ни странно, были общие интересы. Мы играли в машинки, собирали из конструктора поделки, пилили, строгали, делали самолётики и кораблики. Каждый раз за игрой или за работой мы любили помечтать, поразмышлять и пофилософствовать на разные темы. Вопросы у нас возникали серьёзные, порой совсем не разрешимые, но мы всегда находили или придумывали на них ответы.

    В 1978 году, когда Сашке было 8, а мне 12 лет пришёл я как-то к нему гости. На днях его отец вернулся из командировки из-за границы. Сашкин отец был поляк и, пользуясь, случаем, он заезжал в Польшу к своей родне. Он, как обычно, привёз из командировки много разных иностранных гостинцев. В такое время приходить к Сашке было выгодно – мне тоже перепадали некоторые «плюшки» в виде жвачек «Лёлек и Болек» и заграничных конфеток. Но самое главное его отец всегда привозил Сашке, что ни будь не обычное и интересное. В этот раз отец ему привёз большой конструктор, из деталей которого можно было собирать множество разных механических игрушек. Одна только огромная, красочно разрисованная коробка вызывала восхищение. А уж её содержимое из красных, синих, фиолетовых и зелёных деталей, вообще будоражило детское сознание и вызывало откровенный шок.

    Мы с Сашкой засели над коробкой и увлечённо стали собирать разнообразные машинки, кораблики и всевозможные крутящиеся механизмы. И как обычно на нас накатила волна размышлений. Вопрос для обсуждения родился сам собой. Поскольку отец Сашки был поляк, а мать белоруска, то нам до зарезу захотелось выяснить какой национальности сам Сашка.

    Тогда мы ещё не знали, что вопрос национальности очень сложный и щепетильный, и нашему детскому сознанию он не под силу. Можно конечно было подойти к Сашкиному отцу или матери и спросить, но это было против наших правил. Нам важно было решить его самостоятельно.

    - Сашка – говорю – а ты, какой национальности то получаешься?
    - Ну, не знаю… – ответил флегматичный Сашка.
    – Ну, давай рассуждать логически – сказал я – отец твой из Польши. Но поляком ты быть не можешь, потому что не знаешь польского языка. Так?
    - Так – согласился ещё не врубившийся Сашка.
    - С другой стороны у тебя «полная Польша» родственников потому что батя твой поляк. Значит, все-таки получается, что ты поляк. Так?
    - Так. Но, а как же мама, она же белоруска? И в Белоруссии у нас много родственников, и дед мой там живёт, фронтовик, между прочим – наконец проснулся Сашка.
    - Ага! - задумался я – Мама…. Белорус значит…. Ну, хорошо, ты по белоруски разговаривать умеешь, ну хоть одно слово знаешь?
    - Конечно, знаю – сразу откликнулся Сашка – «Бульба».
    - Тю, да кто ж не знает, что картоха по белоруски «Бульба». Неее, ты не белорус.
    - Может быть русский? – не уверенно предположил Сашка.
    - Ага, а живёшь в Татарии – возразил я. – Тогда уж татарин ты быстрее всего.
    - Да какой татарин? Я по-татарски вообще не бельмеса не понимаю.
    - Гы, я тоже – засмеялся я.

    - Чёта я запутался – сказал Сашка – давай сначала.
    - Давай – согласился я и продолжил:
    - Знач так, татарина и русского отметаем, остаётся только поляк и белорус….
    - Слушай – перебил меня Сашка – польский, белорусский и украинский ведь очень похожие языки. Я родился в Днепропетровске на Украине. Мама с папой там, познакомились, и мы жили там. Значит, выходит я украинец?
    - Нуу…, да…, выходит что так – не совсем уверенно согласился я.
    - Да, конечно украинец! Урааа! – радовался Сашка.
    Задачка была решена и мы довольные собой начали собирать из конструктора большой, башенный кран.

Дмитрий Зимин
31.07.2021 г.