Царский подарок

Михаил Ханджей
«Шведы пали, теперь никто не остановит меня - мы покорим Персию и создадим лучший торговый маршрут".
                Пётр Алексеевич Романов               
             

В 1721 году Россия триумфально завершила 21-летную войну со Швецией. Поскольку больше внешних врагов серьезных не было, Пётр решил осуществить свою давнюю затею - присоединить территории, прилегающие к Каспийскому морю, объявив войну Персии.
Персидский (низовой) поход  Петра  Великого  начался 18 июля 1722 года. В этот день 274 корабля начали спускаться вниз по Волге в Каспийское море. Командовал флотом адмирал Апраксин, который хорошо себя проявил в морских сражениях против Швеции. Выход в море был осуществлен 20 июля, после чего флот продолжил движение вдоль берега.
 Пётр Великий, следуя в 1722 году с государыней Екатериной Алексеевной по Волге в низовой поход, посетил почти все поволжские города, оставив в некоторых из них по себе различные напоминания.Первым таким городом является Казань, где с именем царя тесно связаны слободы Адмиралтейская и Суконная: первая – получившая своё название  от устроенной на реке Казанке верфи, а вторая – от казённой суконной фабрики, которую император отдал в безплатное арендное пользоване купцу Михляеву за то, что последний выделывал на своей фабрики лучшие сукна, чем выделывалались они на казённой. Михляев отблагодарил государя, снабдив его на предстоящий поход «двумя большими подносами золота», а в последствии в честь его соорудил в Казани величественный Петропавловский собор, оригинальной архитектуры, облицованный разноцветным глазированным кирпичом.


В другой бывшей столице татарской, Астрахани, в особом «Петровском» домике, находящемся в местности, называемом «Портом», сохранялись от этого царского путешествия: яхта «Плезир», 38 футов длины, и шестивёсельная шлюпка (верейка), 24 фута 6 дюймов, на которых император и империатрица объезжали и осматриваали окрестности города до отправления в персидский поход (18-го июля 1722 г).Суда эти с 1724 года «состояли и показывались в табели Каспийской флотилии».
Близ Астрахани в одном из фруктовых садов царь, Пётр Алексеевич, по возвращеию из персидского похода, посадил грушевое дерево, которое было чтимо астраханцами  в 19 веке.


Но интереснее всего остались воспоминания о Великом Императоре в Царицыне, в котором он побывал два раза. Об этом говорится в рукописи «Истории Царицына», написанной благочинным местных церквей Лугаревым. Рукопись была написана в 1840 году и хранилась в рукописном отделе Саратовской учёной архивной комиссии.
В первый раз государь посетил город при следовании в Астрахань. Жители ему устроили «торжественную встречу». Когда царские суда подошли к волжскому берегу, «сему высокому посетителю была подведена лошадь, на которой он объезжал и осматривал крепость, ласкал жителей, беседовал с ними о разных предметах и пожаловал сию крепость царице при следующих обстоятельствах: -
«Случилось это во время шествия их величеств через речку Царицу по вымосткам, нарочно для того приготовленных. Остановясь на них, государь сказал империатрице:

 « - Как сия речка есть Царица, то жалую тебе и крепость Царицынскую»
В то время (после разинского погрома и известного астраханского «бабьего» бунта 1705 года, когда астраханцы подступали к ней, хотя овдадеть ею не могли), крепость эта находилась в полуразрушенном состоянии и для оборонительной службы была совсем негодной.


Следуя обратно из низового (Персидского) похода, в 1703 году, Пётр Великий на плане, хранившемся в комендантской канцелярии, для города этого собственноручно «карандашем цытадеж (цитадель) назначить соизволил, каким образом оную построить») И тут же, « в знак высочайшего благоволения к верности царицынцев», подарил им свой картуз и трость. «Снимая первый  с головы и отдавая дворянству и жителям», он молвил:

« - Как никто не смеет снять картуз сей с головы моей, так никто не смеет вас из Царицына выводить»
При передаче представителям города трости император сказал:
« - Вот вам трость: как я управляюсь ею с друзьми своими, так вы обороняйтесь ею от врагов ваших».

До 1809 года картуз и трость хранились в комендантской канцелярии, а затем 11 апреля этого года, по распоряжению начальства, с особенной церемонией их передали городу. Вещи эти находились в зале Царицынской городской думы, и там же в особых рамках за стеклом сберегались написанные курсивом на ватной бумаге слова, произнесённые императором при пожаловании вещей Царицыну.

P.S. Любопытно, а где ныне хранятся реликвии Великого Создателя Российской империи времён Персидского похода?