75. Слободка

Незабудка07
Предыдущая глава 74. "Вода, вода, кругом вода":
http://proza.ru/2021/04/27/120

             Слободчане, жившие неподалёку от бабы Вари, ещё помнили нас совсем маленькими девочками, а тут вдруг приехали уже такие выросшие девицы, можно сказать, почти девушки. Некоторые из соседей приходили расспросить нас о нашей жизни, о планах на будущее.

             Особенно часто приходила соседка тетя Нина Плаксина, когда одна, когда со своим сыном-подростком Витей. Витя был молчаливым, простодушным и добрым парнем, он только улыбался да с восторгом смотрел на нас - видать, нравилось ему девчачье общество.

             Тётя Нина своими частыми посиделками и разговорами ни о чём раздражала и тяготила бабушку, всегда бывшую при деле: даже разговаривая, баба Варя то резала или рвала тряпки на полосы, то сшивала их, то мотала в клубки, готовя их для половиков. Я даже не могла себе представить бабушку, сидящей праздно и сложившей руки на пузе. А для Витиной мамани это было привычное и приятное состояние.

             Через несколько лет до нас дошла новость, что Витя по какому-то пустячному поводу угодил в тюрьму, а оттуда уже не вернулся, сказали, что повесился (все были уверены, что ему "помогли" в этом). Мне до сих пор до слёз жалко его: обычно над такими, как он, более сильные парни и мужики подсмеиваются и издеваются, изощряются в своих насмешках, выставляют дурачком. А уж если человек действительно "слаб мозгой" или, как говорят, "с приветом", тут уж и вовсе все вокруг дают волю своему "остроумию", и любят вести  якобы серьёзные разговоры с несчастным, при этом незаметно для странного собеседника подмигивая окружающим зевакам.

              Вообще, для русских (да и не только для них, я наблюдала это и у других народов) характерна такая черта: поддеть кого-нибудь ехидным словом, посмеяться над чьей-то оплошностью, выставить этаким неумехой, неуклюжим, растяпой, дураком. И не по злобе, а просто по дурной такой привычке. Если насмешника в этот момент одёрнуть, то он может и смутиться: "А я чо, я ничо..."

             Другое дело, если попадется "крепкий орешек" и так отбреет "юмориста", что тот сто раз пожалеет, что зацепил своей издёвкой человека. Обычно того, кто умеет постоять за себя и за словом в карман не лезет, уважают в обществе: к таким не липнут прозвища, о таких не сплетничают, а если и говорят за глаза о них, то говорят осторожно, подбирая правильные слова и не давая выхода своим низменным эмоциям.

             Зато потом народ от души отыграется на простоватых, а то и вовсе с придурью людях. Обычно их за глаза называют по имени, добавляя ласковое "дурачок" или "дурочка", к примеру, Миша-дурачок или Надя-дурочка. Меня такое отношение к людям с ментальными и психическими  отклонениями всегда огорчало: "умники" своими скрытыми насмешками и издевательствами как бы подчеркивали своё превосходство над больными людьми и своё "особое" чувство юмора.
В каждом городе, районе или селе найдётся такой вот "козёл отпущения", на котором "смехотроны" оттачивают свои остроты.

            В Слободке тоже была такая местная "знаменитость", о который мы узнали от бабушки и от мамы, хотя лично с ней не довелось встретиться. Обычно баба Варя приплетала свою байку не просто так, а к месту:"Ну, ты тоже сказанула/учудила, совсем как Фруза!"

             А далее следовал какой-нибудь очередной рассказ про Фрузины чудачества:"Это как-то Фруза поехала в Москву к тётке. Приехала назад вся такая из себя расфуфыренная "москвичка". Туфли привезла оттуда на каблуках, да большеваты ей были они, так она их надела на шерстяные носки, и стали туфли в самый раз! Пошла в местный магазин, куда сто раз до этого ходила, спрашивает продавца:"А поцём у вас этци булоцци?" Продавец отвечает почём, а Фруза оглядывается на очередь и так важно и громко  отмечает для всех:"Ну тоцно, как у нас в Мосцве!"

     Когда Фруза была ещё совсем молодой, то кто-то ей дал адрес - переписываться с солдатом. Фотографии у Фрузы не было подходящей, но она не растерялась, послала парню семейное фото, а себя на фотографии обвела кружком. Потом Фруза вышла замуж, двоих детей родила, дети были нормальные, в отличие от их мамы, умненькие. Старшая девочка Маша училась очень хорошо. Баба Варя прищуривает глаза:"Раз Машина учительница встретила Фрузу на улице и начала хвалить её дочку:"Маня у вас такая молодец, такая молодец, учится на одни пятёрки!" Тут Фруза почему-то рассердилась и в крик:"А поцему, маць-перемаць, не на сесцёрки?!!"

             Такие истории уходили в народ и передавались из уст в уста: не только о Фрузе, а и о других персонажах. Запомнилась история о каком-то Васе Бородине, который тоже жил в Слободке. Был он малорослый да неказистый с виду, одним словом, шпентик, но сурового нраву. А жена его - выше Васи ростом, большетелая да робкая, забитая. Вася залезал на табуретку и строго командовал жене:"Иди сюда, бить тебя буду!" Жена покорно подходила к мужу, и он начинал тягать её за длинные волосы. Соседки, как узнали про эти экзекуции, так ахнули, хотя и им тоже порой доставалось от своих мужей, но те хоть мужики, как мужики, а этот - недоразумение сплошное, так - недоросток. "Да ты, Паша, как засветила бы своему Васе со всего плеча, чтоб летел он с этой табуретки, пер-ел и радовался!" Но Паша только печально улыбалась.

Сколько таких и смешных, и грустных, и поучительных историй было мной услышано, да благополучно забыто... Теперь остаётся только сожалеть, что не записывала тогда за бабушками и  за родителями разные потрясающие или просто смешные случаи из жизни.

Фото Троицка : автор Илья Буяновский

Продолжение - глава 76. "Отмщение":
http://proza.ru/2021/07/18/1408