Как я провёл лето-1

Юрий Воякин
       Помните, как после каникул вернувшись в школу, нам иногда приходилось писать сочинение на тему: «Как я провёл лето»? Вот так и я в этот раз решил поделиться своими впечатлениями о прошедшем времени, которое в конечном итоге оказалось совсем не таким, как предполагалось изначально.
       Итак, приступим…

                МОСКВА - АНАПА - БОЛЬШОЙ УТРИШ

       Ну вот наконец и лето. Через неделю меня ожидает солнечный Юг, черноморское побережье и две недели ничегонеделания на пляже при комфортабельном санатории. От Москвы до места назначения полторы тысячи километров, много это или мало? Всё относительно. Два года назад я побывал в Крыму, путешествовал на машине и уже знаю, что трасса М-4 «Дон» в отличном состоянии, надо лишь прикупить транспондер, чтобы не торчать в пробках на пунктах оплаты проезда по платным участкам дороги. Да, конечно, можно было бы просто сесть в самолёт и через пару часов я был бы уже в Анапе, ну или поездом всего сутки езды в комфортных условия. Но как быть уже там, на месте? Зная свою непоседливую натуру я не обольщался пляжным отдыхом, дня через три не удержусь и рвану куда-нибудь в поисках приключений и новых впечатлений, тем более там есть на что посмотреть. Поэтому готовлю машину по полной программе, и даже сменил масло в вариаторе, это аналог коробки передач, если кто не в курсе. Палатка, спальник, удочки, чайник и прочий походный скарб загружен, багажник большой и свободного места в избытке. Супруга, видя мои приготовления, усмехается:
       - У тебя же путёвка в санаторий. Зачем тогда палатку берёшь?
       - Пусть будет, - улыбаясь, пожимаю плечами в ответ. - Так, на всякий случай, вдруг пригодится.
       По опыту зная, что меня не переубедить, жена лишь махнула рукой.

       И вот она, дорога. Одиночество не напрягает, я привык путешествовать один, о многом можно подумать никуда не торопясь, основательно и с расстановкой. А когда от монотонности накатывает дремота, можно петь и орать во всё горло, никого не смущая далекими от идеала вокальными руладами.
       Дорога… «Опять, как в годы золотые, три стёртых треплются шлеи, и вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи», писал о дорогах в начале прошлого века Блок. Многое изменилось с тех пор. Убитых в хлам и до сих пор ещё немало на просторах нашей необъятной страны, и всё же радует, что таких становится всё меньше и меньше. Как много я их повидал я на своём жизненном пути. В Европе дороги вызывали восторг и уважение даже в далекие восьмидесятые, когда довелось мне там служить пять лет. А вот дороги Афганистана и Чечни не забыть наверно никогда. О военные дорогах тех времён можно слагать легенды и песни, впрочем, песен таких уже точно немало. В связи с этим вспоминается один момент двадцатилетней давности. Вернулся тогда я из очередной командировки, и быстро собравшись с семьёй поехали отдыхать на Юг. Всё было хорошо до того момента, когда уже за Краснодаром начались предгорья Кавказа. Увидев впереди извилистый серпантин и поросшие лесом горные склоны, случился у меня в голове какой-то психологический бзик. За каждым валуном, кустом и изгибом дороги мерещился вражеский снайпер, рассматривающий мою машину в прицел. Логика — крутя пальцем у виска вопила, что здесь мир и нет никаких врагов, однако внутреннее состояние отказывалось ей верить и давило на психику непомерным грузом, вызывая тоску и мандраж в конечностях. В конечном итоге пришлось остановиться, и пока дети под присмотром жены резвились на живописной поляне, я покурил, немного отдохнул и взял себя в руки. Включил музыку и собрав своё семейство поехал дальше, стараясь не думать о плохом. Да, и такое бывало… Извиняюсь за небольшое экскурс в прошлое и отступление от намеченного маршрута в этот раз.
       Купленный в Подмосковье транспондер работал исправно, и я без задержек уже к вечеру доехал до Ростова. Поужинал в кафе на автозаправке и завалился спать. Проснулся в четыре утра и в бодром расположении духа помчался к намеченной цели. Оставалось всего каких-то четыреста вёрст, но я уже знал, что в районе Тимашёвска и Славянска после восьми утра всегда скапливались пробки и то, что я выехал так рано, сказалось на беспрепятственном проезде этих участков. Около девяти утра я был уже в санатории. Номер достался отличный, второй этаж, окна выходили в уютный дворик где по ночам стрекотали цикады и пели какие-то райские птицы. Эти звуки совсем не напрягали, а создавали благодушную атмосферу, и отключив кондиционер я распахивал окна настежь…
       Море, ах это море! Да, безусловно, оно само по себе радует туриста живущего далеко в центральной полосе России. Впрочем, просто валяться на пляже было неинтересно. Маска, ласты, трубка — увы, тоже не добавили разнообразия. Любителю подводных красот в районе Анапы показалось бы скучно, нет там ничего интересного на дне, сплошной песок. Поэтому для дайвинга мне пришлось выехать в район посёлка Большой Утриш, но и там впечатление от погружения оказалось ниже среднего. Вода мутная, народу вокруг как в трамвае, никакого удовольствия я не получил и решил попытать счастья в горах. Да-да, в этих местах начинался Кавказ, о чём извещал памятник-стела с парящим орлом, на трассе недалеко от посёлка. И горы над морем, пусть и невысокие, радовали своими видами.
       Вообще-то просто так наобум топать не зная куда, было бы неразумным решением. Не скрою, иногда у меня бывает такое, когда спонтанно увидев что-то необычное я устремляюсь к этому месту бросив машину на обочине. Но название Большой Утриш мне было знакомо по прошлогодним сводкам происшествий. Тогда здесь случился пожар, между поселениями Большой и Малый Утриш началось возгорание сухой травянистой подстилки в лесу. Чуть позже огонь уже перекинулся на лесной массив, большая площадь которого сгорела и пострадала. А сейчас, перед выездом из Анапы я наметил себе точку в этих местах под названием водопад Жемчужный, струи которого спускаются с гор прямиком через живописный пляж в море. Это одно из природных достопримечательностей Утриша, но попасть самым простым и доступным способом к нему по берегу вдоль морского прибоя не получилось. Между обрывом, уходящим вверх и морем стояла палатка и сидели какие-то мужики в пятнистой форме. Они пояснили, что проход дальше вдоль моря запрещён. Почему и на каком основании объясняться не желали, буркнув лишь недовольно, что проход закрыт в связи с указанием местной лесоохраной конторы. Спорить, бычить и скандалить не было никакого желания, решил найти понимание и благосклонность стражей «непоймичего» самым банальным и привычным способом — дать денег. И, был очень удивлён отказом, хотя по бегающим глазкам было видно, что такой способ решения вопроса им был бы по душе. Может быть они боялись подставы? Не знаю. Пришлось подниматься вверх по скалистому склону, там охранников не было, и накинув рюкзак на плечи я просто двинулся в нужном направлении вдоль обрыва всё дальше и дальше от посёлка по едва заметной тропе.
       Следов прошлогоднего пожара нигде не наблюдалось, возможно они были где-то в стороне от береговой линии, но углубляться в непроходимую чащу и отклоняться от маршрута не хотелось. Иногда я останавливался и щёлкал фотоаппаратом, восхищаясь окружающим пейзажем, а посмотреть действительно было на что. Судя по прочитанной раннее информации, многообразие флоры заказника представлено было  средиземноморскими субтропиками, в которых произрастает множество эндемических и реликтовых растений третичного периода, в том числе: можжевелово-фисташковые леса, пицундская сосна, дуб, ясень, липа, клён и многое-многое другое. Откровенно говоря, ботаникой я не увлекался, но что такое можжевельник и как выглядят дуб, ясень и клён представление имел. Вот «пицундская сосна» и «реликтовые растения третичного периода» для меня было чем-то новым. Разглядывая пейзажи слева пока не мог понять, как всё это должно выглядеть. Сосна, она и в Африке сосна, скорее всего, как мне казалось, это дерево мало чем должно было отличаться от обыкновенной сосны, но ничего похожего пока тоже не наблюдалось. Из живности здесь водились олени, кабаны, лисы, полозы, гадюки, средиземноморские черепахи, всевозможные бабочки и ещё какие-то зверюшки. Однако попадаться на глаза мне это разнообразие пока не спешило. Лишь бабочки порхали то тут, то там, да какая-то хищная птица немалых размеров кружила в небе, зорко поглядывая вниз.
       Тропа поднималась всё выше и выше, а пропасть справа притягивала взгляд и бередила душу крутизной. Сорвавшийся из-под ноги камень ухнул вниз, увлекая за собой другие. Шум камнепада заставил заглянуть в пропасть. Слава Богу там никого не оказалось и обвал никого не задел. Кстати вспомнилось, что «Утриш» переводится с тюркского языка именно как «обвал». Поучается, что название соответствует действительности.
       Присев отдохнуть на краю обрыва я достал бутерброд и бутылку воды, ветер с моря приятно остужал лицо, обычные казалось бы хлеб с колбасой показались необычайно вкусными. Всё же окружающая атмосфера, морской воздух и горы были великолепны настолько, что я совершенно не ощущал усталости, хотя прошёл уже немало километров по пересечённой местности. Где-то там внизу волны беспрерывно накатывали на берег, монотонный шум прибоя действовал умиротворяюще. Захотелось откинуться на спину и лежать долго-долго слушая шум ветра и волн, но, за спиной были голые острые камни, а впереди ещё немалый путь. Слева же над всеми этими заповедными красотами доминировал хребет Навагир*.
       «Интересно, как переводится это название с тюркского? Надо будет порыться в интернете, когда вернусь домой», - подумал я, неспешно вышагивая к намеченной цели. Но, отнюдь, достигнуть водопада мне так и не удалось. Впереди возвышался склон с крутым обрывом к морю, преодолеть который не было никакой возможности без альпинистского снаряжения. Козья тропа, по которой я двигался, свернула влево в густые поросли кустарника и непостижимым образом исчезла. Озадаченно оглядываясь вокруг, я просто не знал куда двигаться дальше, а возвращаться назад по уже пройденному пути не хотелось. И тут, словно по мановению волшебной палочки из подлеска где исчезала тропа, появилась благообразного вида старушка с посохом и холщёвой сумой через плечо. Я потряс головой, пытаясь отогнать наваждение.
       - Ты чего это, милок, словно конь башкой трясёшь? – раздался довольно бодрый голосок, явно указывающий, что старушка мне не привиделась.
       - Да, так… удивился вас увидев. – улыбнулся я, и спохватившись, добавил: – Добрый день.
       - Ага, и тебе доброго здоровья. А здесь чего столбом стоишь, заблудился что ли? – хитро взглянула она не меня.
       - Да, есть немного, - не стал скрывать я. – Двигался к водопаду… Хрустальный, да вот куда дальше идти ума не приложу.
       - Хм… всю жизнь тут живу, а места такого не знаю. Может быть тебе нужен Жемчужный?
       - Ах, да, точно! Перепутал, извините.
       - Ха, вот это ты разбежался! Туда и не пройти здесь. Надо было ещё от посёлка понизу идти, прям по самому берегу моря.
       - Да, я хотел было, но там стражники сидят неподкупные…
       - Знаю-знаю, - перебила меня старушка, - видела этих паразитов бездельников! Но путь туда один, и только вдоль берега, если ты не птица. Видишь впереди какой крутой откос? Его никак не одолеть. Хотя, можно ещё на катере, он от дельфинария отходит, там рядом причал.
       - Ну вот, кабы знать заранее, - огорчился я.
       - Да ты не переживай шибко, немногое потерял, - и видя немой вопрос в моих глазах пояснила: - тот водопад красив только после затяжных дождей или по весне, когда снег с гор сходит. А сейчас сушь и жарища несусветная, там просто небольшой ручеёк едва-едва сочится по скале. Так что никой красоты, а сплошное разочарование.
       - О как! Вот спасибо, утешили, - с улыбкой ответил я, и спросил: - А вы местная, как я понял? 
       - Верно понял, живу тут недалеко, травку вот собираю, сушу потом, - похлопала она рукой по сумке висящей на боку.
       - Хорошее дело если в травах толк знаете, только… заповедник тут, не попасть бы в руки тех же стражников, - но видя усмешку на лице собеседницы, я сменил тему: - Но у меня ещё один вопрос, если позволите… Мне теперь тем же путём обратно топать?
       - Ну зачем же? Можно другой тропой, по ущелью выйдешь туда же откуда и начинал свой путь. Там очень живописное место, понравится, хорошие кадры сделаешь. - Она кивнула на фотоаппарат, висевший у меня на груди. - Только маршрут там не простой, камни по дну между скал. Впрочем, видно, что ты путешественник бывалый и обувка у тебя надёжная, не сланцы какие-то… 
       Уточнив ориентиры и направление, я душевно попрощался с приятной собеседницей и углубился в лес.
       По едва заметным тропам я продирался сквозь можжевеловый кустарник. Пару раз едва не наступал на змею, но те вовремя удирали из-под ног заслышав мою величавую поступь и недовольное роптание. Я действительно был жутко разочарован, свежий бриз совсем недавно освежал лицо ласковым ветерком с моря, но едва я углубился в дебри, ветер пропал и жаркое южное солнце дало о себе знать сполна. Низкорослый можжевельник, колючий терновник и чёрт ещё знает какие эндемики с реликтовых времён расплодились и разрослись так, что продираться сквозь них было сущим наказанием. А вдобавок ко всему и духота, всё это не способствовало радужным надеждам на беззаботную прогулку. Старушка – божий одуванчик была низкого роста, опять же местная она, и ей в таких условиях находиться было привычно… Хм… «старушка», что-то промелькнуло в мозгу из старых воспоминаний, я постарался прокрутить в голове аналогичные образы, и откуда-то из потаённых глубин памяти у меня всплыл образ очень похожий на эту бабулю.
       Начало девяностых, с семьёй мы тогда путешествовали по Кавказу на сорок первом Москвиче. Машина была далека от иномарочных идеалов, но, как говорится выбирать не приходилось, что имели на том и катались. Так вот, не доезжая до Нальчика свернули мы направо, как был отмечен маршрут на карте, и через какое-то время заехали в очень красивое ущелье, решив полюбоваться на Чегемские водопады. Да-да и там целью путешествия были они. Водопады действительно были красивыми, но мы решили не останавливаться на этом и поехали дальше по ущелью, вдоль реки Чегем. Никогда ещё мы не видел таких красот, справа пропасть, внизу с глухим рокотом стремительно несла свои воды горная река. Слева же возвышались отвесные скалы, которые иногда нависали над дорогой. Переехав реку по хлипкому мостику мы углублялись всё дальше и дальше пока не остановились у места, где можно было близко подойти к реке. Хорошие тогда получились фотографии, и впечатлений было получено с избытком. Так вот, вернувшись к машине мы увидели, как из какой-то расщелины в скалах на дорогу вышла старушка. В руках у неё был посох и так же как у нынешней бабули холщёвая сумка через плечо. Поздоровались с ней, немного пообщались. Оказывается, тоже травку целебную собирает-сушит и потом в лечебных целях использует. Да-а… такие вот иногда бывают похожие встречи. Пока я вспоминал, ноги сами по себе вывели меня из густого подлеска к спуску в ущелье, о котором говорила старушка.... Впрочем, место это больше напоминало каньон из какого-то вестерна. Спустился довольно быстро, а вот дальше пришлось осторожничать. Дно каньона на всём протяжении было завалено курумником**, причём многие из валунов были «живыми». Перескочив с одного на другой я едва не подвернул ногу, камень скрежетнув качнулся в сторону и я понял, что о быстром преодолении «каменной реки» можно забыть. Да и куда мне было спешить? Вокруг такие необычные картины, которые могли бы понравиться любому режиссёру, снимающему фильм про индейцев и ковбоев. Однако, на лошади здесь не то что галопом, шагом не пройти, ноги переломает животина, как и человек если не будет осторожен. 
       Как и пояснила мне травница, через три-четыре километра влево и вверх от каньона уходила тропа, по которой я и направился к исходной точке.
       Вернувшись к машине я с наслаждением отдался кондиционированной прохладе салона, и неспешно порулил в сторону санатория. Прогулка удалась на славу, можно было бы гордиться очередным покорённым маршрутом, однако… старушенция этим путём там бродит чуть ли не каждый день, собирая травку. Так что пусть у меня в активе это путешествие будет числиться небольшой прогулкой на чистом воздухе. Одно огорчало, мои любимые и неразлучные в путешествиях штиблеты, которые даже бабуля оценила положительно, после преодоления курумника пришли в негодность. Подошва на обоих была изодрана в клочья, но не подвела меня «Неугомонная пара»***, и в этот (последний для них) раз довела до самого финиша, только тут у правого из них окончательно отслоилась фактура на подошве.

       * Версия индоевропейского происхождения названия «Навагир», подтверждается тем, что у этого слова есть точный перевод с санскрита, имеющий ясный топонимический смысл. «Нава» — молодой, новый, недавний, «гир» (или «гири») - гора. «Навагир» — новая, молодая гора (горы).

       ** КУРУМЫ - это разбросанные глыбы камней или осколков скал. Название имеет тюркские корни и образовано от слова «qorum». Дословно переводится, как «каменные россыпи, валуны». Курумник в виде полосы с разной шириной — «каменная река».

       *** «Неугомонная пара», здесь о ней все подробности — http://proza.ru/2016/02/13/145

       Здесь https://youtu.be/R4abjmw8QyI можно увидеть это путешествие и раставание с «Неугомонной парой».

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ http://proza.ru/2021/08/01/996