Магнетизм прекрасного Тбилиси. Окончание следует

Магда Кешишева
     В Тбилиси есть особенная прелесть.
     Кто уезжал, тот знает непреложно -
     уехать от Тбилиси невозможно.
     Тбилиси из тебя не уезжает,
     когда тебя в дорогу провожает.
     А станешь забывать - в предсердьи где - то
     Кольнёт хрусталик горной Кашуэты.
     Как то, что Млечный путь бессмертно млечен,
     Я верю в то, что город этот вечен.       \Евгений Евтушенко\

   Какой щедрый подарок сделала мне судьба! И он тем приятнее, что этот обычный июльский день изнывающего от жары города не предвещал роскошного вечера. Когда раздался телефонный звонок, я медленно взяла телефон и услышала бодрый голос:
 - Привет, Натуля, таешь от жары?
 - Здравствуй, Риточка, а что это ты такая, не по погоде бойкая,возбуждённая?
 - Я сейчас тебе скажу такое, от чего и ты забудешь свою томность.
 - Ритка, ты же знаешь, как я не люблю лето! Совсем расклеилась, скорей бы уж осень настала.
 - Всё знаю. Но я ещё знаю, какая ты жадная до всего нового, интересное и, думаю, жара не помешает тебе встретиться с интеллигентнейшей дамой в её небольшой, но очаровательной квартире.
 - Судя по тому, что ты назвала её "дамой", она солидного возраста, что мне нравится. Я права?
 - Можешь ли ты ошибаться! Да, она давольно стара, но - увидишь сама - совершенно очаровательна, энергична и мила. Главное - она когда - то пела в опере, лично знала многих певцов, поэтов, художников начала 20 века и может рассказывать о   каждом часами.
 - Ясно, но ты откуда её знаешь?
 - Ты не забыла, что моя Ленка купила квартиру в центре города?
 - Помню, помню, как долго она её ремонтировала и обустраивала.
 - Так вот эта замечательная женщина соседка Ленки и, узнав, что она закончила Консерваторию, воспылала к ней любовью. И у них случилась дружба, хотя мой зять не особенно это одобряет. И я, как ты понимаешь, примазалась к ним.
 - А теперь меня пытаешься примазать?
 - Нет. Завтра у неё не юбилей, но красивая дата - 88 лет.
 - Ого, здорово!
 - Так как у неё никого из родных не осталось, мы решили устроить ей маленький праздник. Ленка пела диффирамбы тебе, самым восторженным образом описала твои разносторонние  знания и любовь к искусству. Короче, ты приглашена на день рождения.
 - Всё это мило, но как зовут именинницу?
 - У неё непривычное имя - Рогнеда Генриховна.
 - Господи!
 - Когда Ленка сказала её имя, я отреагировала точно так, а она захохотала и сказала: "Мама, когда она назвала себя, я тоже про себя сказала - Господи!
 - Мне стало любопытно! Прилашение принимается. У меня и подарок есть подходящий к случаю, а цветы возьмём по дороге. Когда мне быть у вас?
 - К 6-ти.
 - Всё, договорились. Ритуль, давай ещё арбуз купим.
 - Давай. Я попрошу Мишку, он купит.
 - Ну всё, до завтра.

   В 6.30 следующего дня мы позвонили в дверь именинницы. За дверью послышались быстрые шаги и вскоре дверь открыла высокая дама в сиреневого цвета вечернем платье с воротником под горло и нежной, под цвет платья брошью у ворота. Красиво уложенные волосы пепельного цвета, голубые глаза, прямой нос и красивой формы  губы, слегка подчёркнутые светлорозовой помадой - всё это не вязалось с возрастом стоявшей на пороге женщины.

   Широким жестом и низким, мягким голосом хозяйка пригласила - "Прошу вас, мои дорогие, проходите, проходите!" Мы вручили имениннице подарки, роскошный букет красных роз, а арбуз Рита отнесла на кухню. Рогнеда Генриховна , как ребёнок, смеялась и простодушно призналась:
 - Я всегда любила получать подарки. Мне было любопытно разворачивать их и читать
поздравления, приятные пожелания. Я храню целый чемодан открыток, записок и ингода, когда душит тоска, достаю и перечитываю. Сразу меняется настроение. Ну, что это я... Давайте сядим уже за стол, наполним бокалы ...

   Конечно же, сели, выпили чуточку, провозгласили красивые тосты... Кстати Мишкин арбуз оказался и красный, и сладкий.
   А я оглядывала комнату, две стены которой были увешаны портретами известных певцов. Некоторые были сняты в костюмах сценических героев. Я узнала Шаляпина в роли Ивана Грозного и мельника из оперы "Русалка", Собинова - Ленского, замечательного грузинского певца - Зураба Анджарпридзе, Отелло... Бросались в глаза портреты Галины Вишневской. Их было больше, чем всех остальных - видимо хозяйка отдавала этой великой певице предпочтение. Тут были: Вишневская - Татьяна Ларина, Купава из "Снегурочки", Лиза из "Пиковой дамы" и одна из любимых партий Вишневской - мадам  Баттерфляй из оперы "Чио-Чио-Сан".

   Несколько выделялся портрет женщины с восточной внешностью и необыкновенно жучими глазами. Портретов было три и все в одной и той же роли - Кармен. В этой красавице - Кармен чувствовался необузданный темперамент, экспрессия, некая бесшабашность, способность на смелые, отчаянные поступки. Я не могла узнать в ней ни одну из известных мне певиц и ждала с нетерпением конца праздника, чтобы задать вопрос Рогнеде Генриховне.

   Этот момент наступил. Когда я, немного смущаясь, обратилась к ней с вопросим, она интеллигентно улыбнулась:
 - Я заметила, милочка, что вы с интересом рассматривали портреты на стене. Вы, я это поняла, многих узнали. Женщина, о которой вы спрашиваете - я даже не сомневаюсь - вам известна, но вы просто не видели её фотографии.
   Выдержав паузу, женщина медленно и очень торжественно произнесла:
 - Имя ... этой ... уникальной ... женщины ... непревзойденной ... исполнительницы ... роли... Кармен - Фатьма ...
 - Мухтарова, - воскликнула я.
 - Я же говорила, что вы знаете её, хоть и не слушали!
 - Натуль, откуда ты знаешь?! - удивилась Рита. - Я вперые слышу это имя. Видите, я же говорила, что моя подруга - энциклопедистка!
 - Риточка, ты о ней не слышала, потому что не жила в Тбилиси. А я слышала рассказы о ней от своей свекрови. А, если честно, больше - от свёкора. Он говорил о ней в таких восторженных выражениях! Это были сплошные междометия, покачивания головой, выразительная жестикуляция.

 - Да, Мухтарова была редкого дарования - и оперного, и сценического - актриса.
 - А кто она была по нации?
 - Вроде, персианка. Во всяком случае, родилась она в Персии, и русский выучила уже взрослой девушкой, в России. Голос она унаследовала от отца. У него был красивый голос, которым он зарабатывал деньги для пропитания жены и дочери.
 - Он пел в на сцене?
 - Если бы... Он был уличным певцом. Это его и убило. Он простудился и умер совсем молодым. Чтобы как - то жить, мама Фатьмы вышла замуж. Второй муж, тоже перс,  был шарманшиком. Но он оказался грубым и к тому же ленивым. А Фатьма хорошо пела и родители купили её украинский костюм, в котором она пела и плясала вместе с уличными певцами. Тогда её называли "Катька - шарманщица".

   17 лет было девочке, когда семья оказалась в Саратове. И там Фатьма пела на улице, у заводских проходных. Ей нравилось её занятие, у неё появились поклонники. С двумя поклонниками ей повезло. Один, адвокат, впоследствии стал её мужем, а второй, композитор, с которым она дружила, помог ей учиться.
   Фатьма поступила в Саратовскую Консерваторию. По каким - то причинам она не закончила учёбу. Скорее всего ей надо было содержать семью и она ездила с песнями, что строго запрещалось, и пропускала занятия.

   В 21 год Мухтарова вышла замуж за адвоката и поехала покорять Москву. Здесь ей повезло. Её деверь был репетитором в семье Шаляпина и через него Мухтарова попала на прослушивание к Фёдору Ивановичу. Ему понравился и голос Мутаровой , и его постановка, и он сказал, что ей надо идти на сцену.

   Мухтарова получила приглашение в частный театр солисткой. Три года она пела на сцене театра, у неё были даже партии с Шаляпиным.
   В 25 лет Мухтарова дебютировала в опере "Кармен". Это было началом триумфа. Её Кармен покорила весь Советский Союз, и она была уже не Катькой - шарманщицей, а Фатьмой Саттаровной Мухтаровой. Началась жизнь актрисы: переезды, поезда, гостиницы, гастроли по всей стране. И везде - успех, восторженные статьи в газетах, цветы, поклонники ...

   Но всё имеет своё начало и свой конец... Пришло время и для Мухтаровой попращаться со сценой и со свои зрителем ... Для артиста это самый трудный момент в жизни... Ещё вчера ты блистал на сцене, слышал крики "Браво!", тебя засыпали цветами, купали в аплодисментах, а завтра всё это становится прошлым... Но, закон жизни - надо уступать место молодым ...

   И что интересно - Мухтарова жила в Баку, где первая исполнилнила партию Кармен на азербайджанском языке, где была любима и окружена вниманием, но ... В возрасте 60 - ти лет Мухтарова решила оставить сцену. Конечно, это было непростым решением... А появиться на сцене в последний раз она решает на сцене оперного театра города... как вы думаете, какого?
 - В Москве, в Большом театре?
 - Нет.
 - В Саратове, где в первый раз вышла на сцену?
 - Нет.
 - Тогда, наверное, в Баку.
 - И снова - нет. Мухтарова решила устроить прощальный вечер ... в Тбилиси.
 - В Тбилиси?! - удивилась Рита.
 - Рита, не удивляйся. Моя свекровь рассказывала, что Мухтарову в Тбилиси любили, прекрасно принимали и она часто приезжала туда на гастроли, - сказала я. - Если не ошибаюсь, она была Заслуженной артисткой Грузии.

 - Мои дорогие, тот необыкновенный вечер состоялся 12 ноября 1953 года и я, тогда студентка второго курса Консерватории, на нём присутствовала... Что это было... Бесконечные аплодисменты, море цветов, крики "Браво!", слёзы... И роскошная  Кармен на сцене... Незабываемо ... На всю жизнь...

 - Вот вы, Риточка, удивились выбору Мухтаровой. А знаете ли вы, скольких великих, в разное время, притягивал Тбилиси своей живописной природой, невероятным гостеприимством, вкуснейшей кухней, единственными в своём роде песнями и танцами,  каким - то особым шармом, колоритом... Если вы найдёте время и навестите меня дня через два - три, я вам расскажу много любопытного... Ну, как, придёте?
 - С удовольствием! - дуэтом ответили мы с Ритой. Так что, наберитесь терпения и я продолжу свой рассказ.

   P.S.На фото - Фатьма Мухтарова - Кармен.