Я и Кресто-Запад

Владимир Малых 2
По возврвщении из отпуска маркшейдера Дубинина я оказался
не удел и вот когда главный маркшейдер комбината предложил мне занять  место выведенного по  болезни из шахты  товарища и уральца Рахмангулова, я тут же
 согласился.  Шахта была новой, введённой в эксплуатацию год назад, Здесь руда
после взрывных работ добывалась скреперными лебедками . Залежь «Кресто-Запад» тоже пласт в западной части был приподнят тектоническими процессами до 60 градусов доработка её проектом не предусматривалась  и отрабатывалась только полого-падающая часть. Старший маркшейдер Пётр Иванович Устинов сам познакомил меня с участком. Еще один участковый маркшейдер была в отпуске ее замещал маркшейдер Шрайбер, окончивший в военные годы курсы. Он был из всё тех же немцев Поволжья. Я навалился на работу надо было ознакомиться с документами Участок вел   горно -проходческие работы еще одна женщина Татьяна  обслуживала участок добычи, окончив тот же техникум, что и я, но в 1946 году. 
Два геолога жили в том же общежитии что и я и, когда Рахмангулов получивший расчет заявил, что уезжает они предложили мне подселиться к ним, Комендант-женщина дала добро. И под первую зарплату на новом месте мы отметили переселение в воскресенье и знакомство.  В комнате было три шкафа для верхней одежды и нижнего белья.  У каждой кровати тумбочка для мелких вещей. Там геологи держали и свои коллекции минералов. Вечером они познакомили меня с другими жителями общежития на танцах пол радиолу в «красном уголке», как свидетельства новых отношений в стране, строящей социализм.  Неподалеку от двух этажного общежития строилась гостиница к на три этажа, да еще и с рестораном.
Рспорядок дня мы установили жесткий1 подъем в в 7 часов зарядка, туалет в 8 часов завтрак, в кухне на элеутор-плите можно было приготовить глазунью  круглосуточно электрический титан предлагал горячую воду, я иногда и быструю кашу готовил. бутерброды и овощи  были в изобилии и кофе или чай по вкусу, топлёное молоко,  в половине девятого мы отправлялись на работу  и через 15 минут мы уже входили в Геолого-маркшейдерский отдел рабочий день у нас  заканчивался в 18 часов я мчался на стадион, где не открытой площадке проходили разминка и тренировка. Зимой  я отдавал предпочтение лыжам. Письма домой уходили через 5дней. В один из поздних выходных мы выехали в Кенгир. Где строилась плотина на пересыхающей реке Кенгир, мощная Теплоцетраль и обогатительная фабрика.  а для будущего уже  в Москве составлялся проект медьзавода, с цепочкой для свинцового передела. К  зиме я освоился  участком да и с проектом, где значительная часть залежи ухо дила ниже горных работ, и не могла быть полностью доработана.
        Я подсчитал остающиеся запасы руды   и подошел к Устинову. На  мой вопрос.  Что будет с ними, он пожал плечами. Я читал в пояснительной записке что они и нижележащие пласты вероятнее всего будут переданы шахтоуправлению 43-44, которое уже строится. Это более мощная шахта со скиповым подъёмом, с емкостью скипов по 5 тонн. Но когда это будет!? А горнопроходческий участок уже приблизился горными работами к той части залежи. Надо садиться за проект закладывать  уклон* потяну ли  С таким расчётом, чтобы  выйти на высотную отметку ниже уровня залежи на 5-10 метров. Потянули такую махину? Какое максимально возможное число градусов. После работы спешу в техническую библиотеку,  мне находят: «Справочник по горным работам». Часа два уходит на поиски, нахожу всё, даже Тип лебёдки и завод изготовитель на Урале,  для танспортировки вагонов по уклону.  На следующий день звоню Альберту и откровенно рассказываю о проекте. Он в восторге.
       + Уклон –горная выработка ля перемещения людей и грузов, руды с промежуточного горизонта на откаточный
       - Я знал что ты заболеешь рационализацией будет готов проект позвони я приеду и посмотрю. Через месяц все чертежи готовы и новый звонок. Альберту и он об6щает сегодня же подойти.
       А у нас в шахтоуправлении маленькая трагедия.  Начальника шахты вывезли на гора носилками, и скорая помощь мчится в травматологию, у него по словам
сопровождающих, начальника участка и старшего геолога перелом правой ноги.

        Альберт приехал к концу дня, а у нас совещание, новый начальник шахтоуправления Гасанов знакомится с руководством отделов. У прежнего сложный перелом и он выбыл надолго. Я  выложил  Альберту чертежи и
коротко прокомментировал возможность полного вскрытия пласта, что было бы дешевле дополнительных затрат временных и финансовых. если оставить этот участок к тому  же Шахта может проработать несколько лет дополнительно.
       -Нужно точно просчитать запасы и качество руды по блокам ниже горизонта горных работ Вашей шахты. Тогда это будет очень сильный аргумент. В записке.  А ты такой проект развернул, молодчина. Мы вместе отправились по  было по домам, но проводив Альберта до ворот территории шахты, я вернулся часа через полтора,  заполнив более половины печатного листа записки, отправился в столовую. Было время ужина.
       -На следующий день  Устинов и Шендриков с утра отправляются н совещание, которое проводят заместитель министра Цветной металлургии Молчанов и представитель министерства геологии, по всему готовится крупное событие для Джезказгана. Они появляются к вечеру.  Решение  совещания собрать в Джезказганской ГРП* всех старших геологов и маркшейдеров. Такая необходимость была доказана доктором Сатпаевым, для генерального  пересчета запасов руды на действующих и строящихся шахтах и сделать прогнозную оценку на всю глубину, распрстранения, пластов медистых песчаников. Это исключало возможность ошибок или вероятности дать завышенные результаты. Дать предложения по их замещению на действующих Рудниках. Устинов задержал меня Дама инженер, что обслуживала главную шахту, Кресто была в отпуске в Подмосковье. на руднике оставалось два техника маркшейдера, я и женщина с пятилетним стажем. И практик шахту Кресто во время отпуск вёл маркшейдер Устинов. Теперь он предложил эту работу мне, добившись от главного маркшейдера,  Пролиса слова направить одного из специалистов на работу в наше шахтоуправление. Поле просмотра документации, ОН принял решение о назначении меня исполняющим обязанности старшего маркшейдера с окладом по штатному расписанию. Существенная добавка, я подумал я.
      Мне  восемьсот рублей отвалили в октябре  и учитывая 60% премии 1400 при полном начислении зарплаты. Учитывая наставление Устинова я несколько поменял имидж и отправил отцу письмо с фотографиями, я в плаще и шляпе, я на работе в костюме с галстуком и со спортивным значком в петлице. В ноябре неожиданно позвонил Пролис.
        -Как у тебя с кадрами.
        -Трудновато «Вечерами прихватываю, если не успеваю». -В комбинате давно  ходила эта популярная поговорка главного геолога Шведко.
       - Тут меня маркшейдер сидит и он говорит, что очень хорошо тебя знает. Приехал из Средней Азии,  и не против. поработать у Вас на Кресто-Западе. Поговори с ним.
  Вот в трубке знакомый голос
       -Володька,  это Борис Смарыгин. Здорово все  иду к тебе, там наговоримся.                –Приходи, я жду. - У Бориса был жесткий характер и дефект речи.
         Через пару дней, Гасанов предлагает мне ина техсовете рудоуправления Заслушать мой проект. Я не возражаю, но предлагаю пригласить инженера по рационализации из рудоуправления. Сулейман  Аббасович тут же звонит и получат обещание прибыть. Обсуждение прошло быстро, только начальник проектного отдела задал несколько вопросов и предложил .
       Я бы предложил опустить на метр новый горизонт вскрытия..
Ответил Сулейман Аббасович, Я бы пожалуй согласился, если бы тут был и Ваш проект, выполненный с такой же тщательностью, как этот. Советую передать его в бриз рудоуправления.  Пусть еще там подумают.

Продолжение следует.
Промежуточный горизонт.
      Через неделю я получаю приглашение на техсовет в рудоуправление а днём раньше меня вызвал Гасанов. Я зашёл, он был серьезен и показав на стул пригласил
присаживаться. мне становилось интересно и я присел.
      -Ты готов к техсовету.
      +Да, конечно.
УДачи Тебе в вот еще моя поддержка тебе.  ОН передал мне стандартный лист написанный чётким почерком. Это была рекомендация написанная для вступления в члены КПСС. К тому же написана она с д
 Д