Как я побывала на молебне св. Марку Гробокопателю

Филипьева Татьяна Васильевна
       Утро в Киеве выдалось прохладным и ветреным. Но когда днём я вышла из архиерейской гостиницы, где остановилась во время своего паломничества в Киев в конце марта 2012 года, выглянуло солнце и стало по-весеннему тепло и на сердце радостно. 
       Я спешила в один из храмов Киево-Печерской Лавры – церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник – на молебен преподобному Марку Гробокопателю. Так называют этого преподобного святого печерского чудотворца по его основному послушанию в монастыре – копанию могил для умерших братий.
       Церковь расположена у самого подножия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, поэтому идти приходилось длинными переходами, крытыми коридорами и спускаться по многочисленным ступенькам. Мне это было очень непросто, потому что от непривычных нагрузок сильно разболелись колени, ноги ныли и с трудом сгибались в коленях.
       Наконец, достигнув цели, я поднялась по ступенькам в храм. Войти оказалось сложно: церковь небольшая, а помолиться преподобному Марку Гробокопателю желающих пришло очень много. Люди не просто верят, но опытно знают, что этот святой отец Печерский помогает в самых тяжёлых и неизлечимых болезнях. У свечного ящика собралась очередь, люди подавали записки и покупали свечи. Я тоже купила свечи, а ещё три иконки Марку Гробокопателю с мыслью послать потом на Афон иеросхимонаху Рафаилу, нашему дорогому батюшке, и сыночку моему иноку Всеволоду. На иконах преподобный Марк изображается с лопатой, которой при жизни он много потрудился, искапывая могилы для усопших, и в их числе для святых Печерских угодников Божиих.
       Люди всё прибывали, толпа уплотнялась, и двигаться по храму было уже совсем невозможно. Все стояли недвижно, тихонько переговариваясь в ожидании начала молебна. Время вышло, а священник не появлялся, и молитвы не начали читать. Святые с храмовых стен и с икон молчаливо смотрели на пришедших помолиться.
       Вдруг вся толпа людская обернулась вспять и потекла ручьём из храма на улицу. Оказалось, молебен будут служить под открытым небом в церковном дворе. И случилось, как  по Писанию: кто был последним, стал первым. Двор церковный справа от храмового здания был узким, как коридор, так что кто в церкви стоял прямо у алтаря, оказался последним в этом коридоре. Я была втиснута толпой близко к столику для священника, на котором стояли горящие свечи, были разложены богослужебные книги, был ковш со святой водой, лежали поминальные записки и кропило.
       Молебен начался. Люди стояли тихо-тихо, чутко прислушиваясь к словам священника и диакона, внимая каждому молитвенному возгласу, стараясь не пропустить ничего, чтобы услышать и понять важное. Все так близко стояли друг к другу, что не только поклоны делать было невозможно, но и руку поднять для крестного знамения было очень трудно. Мне повезло, что я оказалась прижатой к стене храма там, где был небольшой выступ и проходила водосточная труба, так что образовалось какое-то пространство, и мне было вполне удобно креститься и делать поклоны. К тому же я стояла лицом к стене, и никто не видел лица моего, а потому я могла сколько угодно обливаться слезами по своему обычаю, не стесняясь и не озираясь на других. 
       В какой-то момент я посмотрела на небо. Оно было высокое, светлое, яркое, лазурно-голубое и абсолютно безоблачное. Давно я не видела такого неба! Наверное, когда была на Кипре у святого Лазаря Четверодневного. «Вот интересно: Лазарь и лазурное – слова однокоренные или просто созвучные?» – почему-то подумалось мне…
       Священник долго перечислял имена из записок на молебен, и я проговаривала про себя имена всех моих родных, дорогих, близких, значимых людей и всех, кого вспоминала в тот момент. Называла имена и просила милости и помощи Божией, здравия телесного, душевного и духовного для всех нас, грешных плотских людей.
       Мартовское солнышко светило со спины и грело голову и плечи. А молитва согревала душу. По щекам текли горячие слёзы, я их всё вытирала и вытирала, так что платок совсем промок. 
       Мне стало так жарко, что я сняла полупальто. Весенний свежий воздух наполнял грудь, хотелось дышать и молиться, молиться и дышать, дышать молитвой.
       Хорошо молиться, когда смотришь просто вниз себе под ноги или… на ровную жёлтую церковную стену. Долго смотришь на стену, а там ничего нет, и тогда легко обратить взгляд внутрь себя. Глаза-то открыты, но ничего внешнего не видишь, и ничто тебя не отвлекает. Наступает особое состояние сознания. Так бывает у детей, даже у самых маленьких, когда они, не мигая, смотрят какое-то время в одну точку. Нельзя им тогда мешать, окликать, тормошить или окрикивать. В эти важные минуты напряжённой работы мозга идёт мыслительный процесс, глубинное движение мысли, решаются интеллектуальные задачи… А у молитвенников тогда идёт молитвенное общение с Богом. Меня поймут, кто знает такое состояние «не здесь и не теперь». Важно, однако, мыслью не «улетать» никуда, а держать ум в сердце. Тогда возникает чувство целостности, как при встрече двух частей личности – внешнего и внутреннего «я», чувство гармонии с самим собой, ощущение тишины и покоя и желание не прерывать это благостное молитвенное состояние.
       У меня так бывает часто, но не всякий раз. На этот раз я резко очнулась, когда батюшка щедро окропил холодной водой. Мне повезло, а к тем, кто стоял далеко позади, капельки святой воды наверняка не долетели. Да и голос священника они едва слышали, а уж слов точно не разбирали.
       В конце молебна священник надевал на голову каждого, кто по очереди к нему подходил, шапку преподобного Марка, который носил её при жизни, а может, и могилы в ней копал. Это – старая, местами потёртая, тёмно-фиолетовая, ношеная – переношенная шапка святого подвижника. С верою и надеждою на исцеление люди, склонившись, подставляли головы и несколько мгновений пребывали в чудом сохранившемся головном уборе. И по вере их, и по молитве не раз случались чудеса исцеления людей, о чём они охотно рассказывают друг другу – потому всё больше и больше православных христиан стекается на молебен преподобному Марку.
       Вот и у меня, недолго подержавшей на голове шапку чудотворца, по возвращении в Москву случились маленькие чудеса. Например, я вдруг с лёгкостью направилась к стоматологу, чтобы тут же приступить к глобальной реставрации зубов. Ничтоже сумняшеся, я отдала себя в руки специалиста, до которого не могла дойти уже несколько лет, хотя в этом уже давно была очевидная и потребность, и необходимость. А ещё я легко и быстро сдала документы на оформление загранпаспорта – нужное дело! Слава Тебе, Господи! Преподобный Марк Печерский Чудотворец, моли Бога о моём муже Николае и о детях моих дорогих иноке Всеволоде и Анастасии, и обо мне грешной.

       Страстная Пятница,
       13 апреля  2012 года



ЖИТИЕ СВЯТОГО МАРКА ПЕЩЕРНИКА ГРОБОКОПАТЕЛЯ (память 29 декабря с.с. /11 января н.с.)
В ИЗЛОЖЕНИИ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

       О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия (1). По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не только для упражнения в молитве (2), но и для погребения усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но не желая получать ее на земле, ибо когда кто-нибудь принуждал его взять какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным. Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течение всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост, так как и Сам Господь сочетал пост с молитвой (3); поэтому преподобный даже воду пил умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой праведной мерой. Таким образом он окончательно победил исконного врага рода человеческого «похотствующего на дух» (4), умертвил плоть свою, и не только заключением, но и трудом и оковами, воздержанием от сна и голодом, не только безмолвием в темной пещере, но и копанием земли, и железным опоясанием, бдением и постом. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным, так что не боялся смерти, а скорее смерть боялась его гласа, как трубы архангельской, ибо преподобный отец наш Марк получил от Господа такую силу чудотворения, что и мертвые слушались его повеления, как это и было засвидетельствовано многочисленными чудесами.
       Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер, и не было для погребения его другого места, кроме того, которое вырыл Марк. Мертвого принесли в пещеру и с трудом могли уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли, как должно, положить покойного и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:
       — Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.
Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мертвому:
       — Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, приняв елей, возлей на себя.
       Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.
       При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.
       В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтер его по обычаю губкою, и потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга, и спросил об этом блаженного пещерника Марка.
       Блаженный же ответил ему:
       — Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.
       — Отче, — ответил пещернику брат, — я уже обтер губкою его мертвое тело, кому же ты велишь мне сказать это?
       — Ты видишь, что место еще не готово, — снова сказал ему Марк, — и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.
       Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братию совершающей обычное пение над умершим. Тогда он сказал умершему:
       — Брат! Марк говорил, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.
       Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мертвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему:
       — Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.
       Брат, вернувшись, передал все это ожившему, тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руце Божии и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мертвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.
       В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь: от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть. Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодив Богу, заболел; умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий, он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидев же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:
       — Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!
       Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:
       — Прости меня, брат, я согрешил.
       Затем, обратившись к умершему, сказал:
       — Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.
       И тотчас по слову блаженного мертвый встал и лег на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас. Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения:
       — Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, — говорил он, — молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.
       Но блаженный ответил ему:
       — Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мертвых — дело Божие, а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.
       Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрет и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудить его отведать вкусной пищи; слезы его день и ночь служили ему хлебом (Пс 41,4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:
       — Не знаю, доживу ли до вечера.
       Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:
       — Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восстав утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснув, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?
       И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течение многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слез лишился зрения.
       Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:
       — Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль, и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерским.
       Феофил же со слезами ответил ему:
       — Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мертвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего, но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.
       — Не скорби, брат, — ответил ему преподобный Марк, — что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирение твое плотское высокоумие, ибо сердца сокрушенного и смиренного (а не хвалящегося старшинством) Бог не уничижит (Пс 50,19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.
       Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения (5) Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мертвыми и пророчествовавший. Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке, тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный, и медный крест, из которого он пил воду и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьет святую воду из этого честного креста, — все получают чудесное исцеление вернее, чем от каких-либо врачебных вод.
       Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слез, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слезы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слезы, и, воздевая руки к небу, говорил так:
       — Владыко человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Боже мой! Не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведущий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благий, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слез моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоугробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах (6) и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.
       Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:
       — Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слез?
       И ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила, исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.
       — Вот слезы твои, — сказал при этом ангел, — которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отер рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5,4).
       Произнеся это и оставив на месте сосуд, ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятые Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слезный, дабы сеявший на земле слезами, пожал на небеси радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и вовеки веков. Аминь.



ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОМУ МАРКУ, ГРОБОКОПАТЕЛЮ, ПЕЧЕРСКОМУ, В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩЕМУ.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 1:

       Умертвив плотския похоти, многим вздержанием и копанием гробов святым, присно, аки мертв, в пещере живя, мертвыя повелением своим воздвизал еси, Марко прехвальне, умертви и наша мудрования плотская и настави нас на течение добродетелей, моля о нас Единаго Человеколюбца.


КОНДАК, ГЛАС 8:

       Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его: да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя, имать бо на сие благодать от Бога, и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих: радуйся, Марко, целителю немощей наших.


ВЕЛИЧАНИЕ

       Ублажаем тя, преподобне отче Марко, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.


________________________________________
    


ПРИМЕЧАНИЯ К ЖИТИЮ:

1. Это было в 1091 г., когда мощи пр. Феодосия были перенесены из пещеры в церковь Успения Богородицы. Православная церковь празднует сие событие 14/27 августа.
2. У иноков Печерского монастыря был обычай удаляться в пещеры для уединенной молитвы. Для этого вырывали в стенах пещер углубления, которые и доселе можно видеть в пещерах.
3. Как это можно видеть из слов Господа Иисуса Христа об изгнании бесов: сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).
4. Т. е. всегда желающего противного духу (Гал. 5, 17).
5. Т. е. положившим начало воскресения, первым воскресшим.
6. Мытарство собственно значит мытница, где собирались пошлины, отсюда, далее, — место лихоимства, притеснений. В духовном смысле под именем мытарств разумеются истязания души по исходе из тела, прежде суда Божия над нею, производимые в воздушном пространстве злыми духами.