Парные портреты супругов Балашовых

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г. Портрет Елены Петровны Балашовой. Х.м. 77х65,5. Ок. 1811- [1].
2. Варнек А.Г. Портрет генерал-лейтенанта Александра Дмитриевича Балашова. 77х65. 1811. ГИМ [И 1395/61 843] - [2].

Разобравшись, хотя и не до конца, с двумя живописными и двумя гравированными портретами генерал-лейтенанта Александра Дмитриевича Балашова (13.07.1770 – 08.05.1837), бывшего во время Отечественной войны правой рукой Александра I, приступаю к разговору о парных портретах супругов Балашовых.

Нужно сказать, что в их семейной галерее имелось достаточно много портретов, в том числе, портреты кисти В.Л. Боровиковского,  Дж. Доу и Александра Варнека, выполнившего три портрета – два портрета самого генерала и один портрет его второй жены. 

О том, что парный портрет «Александра Дмитриевича Балашова, бывшего министра полиции, поясной, находится у наследников, и супруги его, той же меры, находится там же», впервые сообщил художественному критику П.П. Каменскому сам художник в 1839 году, продиктовав ему неполный список своих работ, опубликованный Каменским в журнале «Отечественные записки»[2]. 

Примерно 150 лет спустя информацию о существовании портрета генерала А.Д. Балашова, находящегося с 1920-х в собрании ГИМа, а также портрета  его жены Елены Петровны (1779 – 1823), узнали и советские любители живописи, познакомившиеся с публикациями искусствоведов М.М. Раковой [3] и В.С. Турчина [4]. В том числе, и с приведенными в них списками работ художника А.Г. Варнека. 

Поскольку тема настоящей миниатюры ближе к «семейной» части жизни генерала, чем к  «служебной», расскажу вкратце о его женах и детях.

Балашов А.Д. был дважды женат: первым браком на Наталье Антипатровне Коновницыной (1777-1806), двоюродной сестре генерала от инфантерии П.П. Коновницына, от которой имел сына Дмитрия и дочь Анну; вторым браком в 1808 году - на Елене Петровне Бекетовой (1779-1823), от которой имел троих сыновей - Петра, Александра и Ивана [5]. Ниже приведены краткие сведения о них.

Балашов Дмитрий Александрович (22.06.1801 – 07.02.1858) - старший сын А.Д. Балашова от брака с  Н.А. Коновницыной. Стал подполковником и прожил 57 лет: умер от паралича в Париже и был похоронен на Монтмартре.

Балашова Анна Александровна (1804 – 04.05.1824) - старшая дочь А.Д. Балашова от брака с  Н.А. Коновницыной. Вышла замуж за князя А.Д. Волконского (1798 – 1882) и прожила всего лишь 20 лет. Князь же пережил ее на 58 лет.

Балашов Петр Александрович (13.01.1811 – 18.01.1845) – второй сын А.Д. Балашова от брака с Е.П. Бекетовой. Стал штабс-капитаном и камергером. Был женат на графине А.И. Паскевич-Эриванской, дочери генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича. Прожил 33 года. Был отцом  Николая Петровича Балашова (1840 - ?),  обер-егермейстера, состоявшегося подольским губернским предводителем дворянства и бывшего членом Совета министра внутренних дел и членом Государственного совета [6].  Был он, в свою очередь, и первым внуком А.Д. Балашова. Вторым же внуком его был обер-егермейстер, Балашов Иван Петрович (1842 - ?), вице-президент Общества поощрения художников [6].

Балашов Александр Александрович (07.04.1813 – 14.04.1854), капитан. Вступив в брак с графиней Александрой Васильевной Левашовой, также получил титул  графа; прожил 41 год.

Балашов Иван Александрович (18.06.1815 – 09.05.1841), штабс-ротмистр Кавалергардского полка, был убит на Кавказе, прожив 36 лет.

Сделав «ход конем» и рассказав  вначале о наследниках А.Д. Балашова, «вернусь» к его второй супруге, которая за свою недолгую жизнь успела родить трех детей и побывать в качестве модели у трех художников, названных выше, и написавших ее три портрета, ставшие теперь народным достоянием. При этом, один из ее портретов  был помещен во второй том «Русских портретов», изданных под наблюдением Великого князя Николая Михайловича [7], а другой ее портрет находится в собрании Государственного Русского музея и воспроизведен в его каталоге [8].   Но не нужно забывать и о том, что благодаря своей второй супруге, глава семейства несказанно обогатился. 

Действительно, второй брак А.Д. Балашова с Еленой Петровной Бекетовой принес ее супругу и потомкам значительное состояние – Симско-миньярскую горнозаводческую дачу в Уфимской губернии  и 260 тыс. десятин земли [6]. В интернете нашлись и другие материалы, в которых сообщается, что Елена Петровна, дочь полковника Петра Афанасьевича Бекетова (1732-1796) от брака с дочерью крупного заводовладельца на Урале, миллионера купца Мясникова, Ириной Ивановной (1743-1823), получила от матери большое приданое. 

Став после второй женитьбы очень богатым человеком, А.Д. Балашов в 1817 году приобрёл село Покровское в Шлиссельбургском уезде Санкт-Петербургской губернии. Поставив целью сделать из Покровского родовое гнездо, Балашов заложил большой пейзажный парк, построил усадьбу и новую церковь, в подвале которой была устроена родовая усыпальница. В ней  Елена Петровна, скончавшаяся  летом 1823 года в Рязани после 7-дневной горячки в возрасте 43-х лет, и была погребена. Известны слова «богатые тоже плачут», и это тот самый случай.

Вернемся теперь к малоизвестному портрету Е.П. Балашовой работы А.Г. Варнека, который в списке Каменского представлен как парный к портрету ее супруга, выполненного, как говорилось в предыдущей миниатюре, в 1811 году.  Выходит тогда, что и ее портрет был выполнен ок.1811 г., но мы можем уточнить эту дату, обратив внимание на то, что своего первенца Петра она родила 13 января 1811 года. И тогда, можно думать, что запечатлена она была уже позже этой даты, став мамой, а также и после того, как был выполнен портрет главы семейства. 

Но имеется в ее портрете одна очевидная загадка, возникающая из-за того, что изображена она с листом бумаги с гравированным портретом ее супруга в руке.
Посмотрев на контуры «портретика», легко догадаться, что это та самая гравюра А.Г. Ухтомского от 1815 года, которая воспроизведена в двух словарях Д.А. Ровинского, причем выполнена она с того самого парного портрета А.Д. Балашова 1811 г., который также приложен к миниатюре. Но если гравюра, как указано в словарях, была выполнена в 1815 году, то как она могла из будущего перенестись в настоящее и оказаться на парном портрете Елены Петровны?

Ответа на этот вопрос может быть только два. Либо листа с гравюрой на первоначальном портрете супруги Балашова 1811 года не было, и он был дорисован в 1815 году, либо сама гравюра была выполнена не в 1815 (как указано в словарях), а в 1811 году.

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Elena Balashova by Varnek.jpg 
2. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. Т. 3, отд. 4. С.12.   См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
3. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.
5. Биография А.Д. Балашова на сайте «Наполеон и революция», а также информация на генеалогических сайтах РРФ, Geni, Родовод.
6.  Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Тучковы.  С. 30.
7. Великий князь Николай Михайлович. Русские портреты XVIII – XX столетий. СПб., 1906. Т. 2, №174.
8. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 72.

31.07.2021.