025 Нидерландская революция

Виктор Еремин
Будущий император Священной Римской империи Максимилиан I женился на герцогине Марии Бургундской, к тому времени владевшей только 17-тью северными Нижними провинциями Бургундии — Нидерландами. Сына их герцога Филиппа IV Австрийского уже император Максимилиан I женил на инфанте Хуане, средней дочери Католической четы — короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской. Новобрачные обосновались в Нидерландах, в городе Генте, где у них родился сын Карл. Вскоре умерли единственный брат и старшая сестра Хуаны, и она стала наследницей, а после кончины матери в 1502 г. — королевой Кастилии. Пришлось молодым перебраться на Пиренеи.

В 1506 г. умер от оспы Филипп IV Австрийский, а Хуана с горя обезумела. Её заточили в монастырь, где несчастная жила до своей смерти в 1555 г. Официально её не низложили. Поэтому когда умер король Фердинанд, его внук Карл стал королём объединённых Арагона и Кастилии (последней он официально правил совместно с матерью). Де факто по рождению король был фламандцем, и при дворе его преобладали выходцы из Нидерландов.

Когда в 1519 г. умер Максимилиан I, внук его Карл стал претендовать на престол Священной Римской империи. Императора избирали курфюрсты — князья-выборщики. Соперниками Карла стали английский король Генрих VIII и французский король Франциск I. Взяв гигантскую ссуду у банкирского дома Фуггеров, Карл подкупил курфюрстов и был избран властелином огромной империи, стал самым могущественным правителем Европы в XVI в. — императором Карлом V Габсбургом. Нидерланды он выделил в империи особо, объявив их родовыми владениями Габсбургов. Другими словами, Нидерланды при Крале V стали чуть ли не главным государством Европы.

Сын и наследник Карла Филипп родился и вырос в кастильском городе Вальядолиде. После кончины бабки Хуаны и последовавшего затем отречения от престола отца Филипп II объявил объединённые Арагон и Кастилию королевством Испания и стал первым испанским королём. Императором Священной Римской империи избрали его дядю Фердинанда I, так что владения короля распространялись только на Испанию, её обширные заморские колонии, Неаполитанское королевство, королевство Сицилию и Нидерланды. Так династия разделилась на две ветви монархов — старшей ветвью стали испанские Габсбурги, младшей ветвью — австрийские Габсбурги.

При Карле V его родные нидерландские провинции были самым богатым регионом Европы. Помимо выгодных природных условий и трудолюбия жителей края, обеспечивших процветание Нидерландов в XIV и XV вв., при Карле их купцам была отдана почти вся торговля с колониями, значительная часть финансовых операций и внешней торговли империи. Им же принадлежала почти вся мировая работорговля. Именно Нидерланды являются главными выгодополучателями от великих географических открытий п.п. XVI в. В начале 1520-х гг. в Кастилии даже произошло восстание городов во главе с Толедо против засилия нидерландской знати, но оно было успешно подавлено.

Невиданные доселе прибыли способствовали бурному развитию мануфактурного производства, бирж и банков, а следовательно, в Нидерландах шло ускоренное становление капиталистических отношений. Особо способствовало этому то, что Нидерланды стали главным убежищем для изгнанных из многих стран еврейских ростовщиков и торговцев. Не удивительно, что они оказались самой густозаселённой территорией Европы — на маленьком пространстве процветали 300 богатых городов и более 6500 богатых деревень! Из Франции в Нидерланды распространился протестантизм: в среде богачей — кальвинизм, среди бедняков — анабаптизм. Карл V с еретиками был суров, усердствовала инквизиция.

В 1556 г., сразу после отречения императора от престола, Филипп II резко изменил политику отца в пользу Испании. Страна к тому времени была разорена войнами и пренебрежением монарха. Поэтому уже в 1557 г. Филиппу пришлось объявить Испанию банкротом. Затем банкротство повторилось ещё трижды — в 1560, 1575 и 1597 гг. Где брать средства для восстановления хозяйства? Конечно же, в процветавших Нидерландах, благо это была часть территории единой Испании, вотчина Габсбургов. Так полагал король. Нидерландское дворянство, а пуще того купечество думали иначе.

Последовавшие затем события называют Нидерландской буржуазной национально-освободительной революцией*. При этом с лёгкой руки Шарля де Костера обычно рассуждают о т.н. «романтическом национализме», который в действительности есть возродившийся в годы Французской буржуазной революции и Наполеоновских войн древнеримский патриотизм — любовь к Родине, самопожертвование во имя своего народа и своей земли, идеализация национальной культуры, национальной истории, национальных героев и т.д. Однако зарождавшемуся капитализму был присущ изначальный, корневой или древнееврейский национализм — национальный эгоизм, культ избранности, право обманывать, обирать и притеснять инородцев и собственных бедняков (особенно посредством ростовщичества), агрессивная корысть и пр. Именно таким был национализм вождей нидерландских бунтовщиков.
_____________________________
* Понятия «революция» применительно человеческого общества тогда ещё не существовало; его использовали в своих трудах только астрологи и алхимики.

О революции вообще речь не шла, ведь поначалу произошло уже привычное тогда религиозное восстание протестантов. Однако именно нидерландские события вт.п. XVI в. в науке признаны началом, первым столпом, зародышем современного мирового революционного движения. Почему? Тогда случилась не простая схватка могучего испанского оружия с набиравшим силу молодым нидерландским капиталом — впервые в истории случилась СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, разрушившая просто сословное общество по факту рождения, и на его месте было учреждено КЛАССОВОЕ СОСЛОВНОЕ ОБЩЕСТВО (т.е. сословия стали определяться не столько фактом рождения, сколько наличием или отсутствием наследственного капитала).

Противников короля в Нидерландах возглавили его недавние друзья принц Вильгельм I Оранский, графы Ламораль Эгмонт и Филипп Горн. Принц призывал к войне с Испанией, а графы желали разрешить все проблемы миром.

Летом 1566 г. лига нидерландских дворян заключила союз с протестантскими консисториями, возглавлявшимися буржуа — преимущественно купцами. Было решено громить католические церкви, избивать священников и уничтожать изображения святых. Это иконоборческое восстание и положило начало Нидерландской революции. Зачинщики его отсиживались в сторонке, погромщиками стала беднота, исподтишка управлявшаяся знатью. За несколько дней августа были разгромлены более 5500 церквей и монастырей.

На подавление восстания еретиков Филипп II направил в Нидерланды испанское войско под командованием вице-короля герцога Альбы. В начале сентября 1566 г. Альба учредил «Совет по делам о мятежах» — т.н. «Кровавый совет». Умные испанцы объявили зачинщиками бунта нидерландскую аристократию. Всего совет осудил на смерть свыше 8 тыс. человек, в их числе 5 июня 1568 г. отрубили головы Эгмонту и Горну. Принц Оранский сбежал.

Через два года Альба ввёл в Нидерландах алькабалу — давно существовавшую в Испании систему налогообложения, в которую вошло и подобие НДС в современной России — 10 % налог с каждой торговой сделки. В ответ началось массовое бегство населения в партизаны — гёзы (т.е. «нищие»). Городская и деревенская беднота скрывалась в леса и становилась лесными гёзами, рыбаки и матросы уходили в морские гёзы. Все они истребляли мелкие испанские отряды, священников, пособников властей. 1 апреля 1572 г. гёзы захватили портовый город Бриль в устье Рейна. Этим они заложили основу будущих Соединённых провинций — первой буржуазной республики в мировой истории.

И Альба (со стороны короля), и принц Оранский (со стороны восставших) не придали случившемуся особого значения. Они воевали между собой в южных провинциях, причём основу войск Оранского составляли наёмники из немецких протестантов. Северные гёзы сформировали тем временем народное ополчение и снарядили собственный флот. Когда Альба окончательно разгромил немцев, богатое купечество севера призвало принца Оранского возглавить гёзов.

В декабре 1573 г. недовольный медлительностью Альбы Филипп II сместил его. Ещё три года длилась непонятная смута, пока в 1576 г. не полыхнул в испанских войсках мятеж. Давно не получавшие жалования солдаты устроили массовый грабеж южных провинций, что привело к новому народному восстанию. В этот раз утихомирили народ собственные бюргеры и дворяне, засевшие в главном органе местного самоуправления — Генеральных Штатах. Они удовлетворились мелкими уступками очередного испанского наместника Хуана Австрийского. Подобные народные бунты и пресечение их через переговоры нидерландской знати с испанскими властями повторялись неоднократно. Таково одно из самых распространённых свойств народных движений, когда восставших возглавляют представители правящих классов. Сговор элиты в рядах восставших с элитой, против которой восстали, но которая по рождению близка элите в рядах восставших.

23 января 1579 г. четыре северные провинции — Голландия, Зеландия, Утрехт и Фрисландия провозгласили т.н. Утрехтскую Унию. К ней присоединились богатейшие города Фландрии и Брабанта. Уния объявила войну Испании до победного конца. Правда, о низложении Филиппа II унионисты объявили только 26 июля 1581 г. Верховным правителем новой страны призвали из Франции герцога Анжуйского (нам он более известен как Франсуа Алансонский). Однако герцог сразу же попытался отдать часть нидерландских провинций Франции, за что и был свергнут.

Предательство французов подорвало дух восставших. Следующий испанский наместник Александр Фарнезе с лёгкостью отвоёвывал у бунтарей город за городом. Вскоре все Южные Нидерланды оказались под властью Филиппа II. На севере за это время набрали силы т.н. Соединённые провинции Нидерландов или короче — Голландия. Штатгальтером (независимым наместником) этого государства был избран принц Вильгельм I Оранский. В целом власть закрепилось за купеческой (торгашеской) олигархией страны и еврейскими банкирами.

10 июля 1584 г. принц Оранский был застрелен подосланным иезуитами шпионом. Новым штатгальтером был избран любимец английской королевы Елизаветы I — граф Лестер. Он приступил к исполнению своих обязанностей осенью 1585 г. и сразу же повёл политику подчинения Голландии интересам английских купцов. Зато в войне против испанцев Лестер не преуспел. Наконец, он попытался установить в провинциях собственную военную диктатуру. Попытка эта была подавлена, и англичане ретировались к себе на остров.

Только тогда штатгальтером был избран сын Вильгельма Оранского, выдающийся военачальник Мориц Оранский. Человек высокообразованный, вместе со своим единомышленником штатгальтером Фрисландии Вильгельмом Людвигом Нассау-Дилленбургским он на основании изучения трудов по военному делу древних римлян заложил основы СОВРЕМЕННЙ АРМИИ. До Морица Оранского в мире было ВОЙСКО — благодаря Морицу Оранскому, как итог первой буржуазной революции родилась АРМИЯ — ВОЙСКО-МЕХАНИЗМ, в котором военнослужащие перестали быть отдельными одушевлёнными личностями, а стали взаимозаменяемыми деталями бездушного механизма подавления и истребления. Военнослужащий на службе — не человек, но деталь бездушного механизма, исполняющего чужую волю. Вне службы он такой же человек, как и мы все — со своими пристрастиями, страстями, надеждами, симпатиями, антипатиями и т.д. Современная армия рождена для того, чтобы быть безмозглым верным исполнителем воли высших командиров. Как только её детали начинают проявлять собственную волю и начинают мыслить, армия перестаёт быть единым механизмом и разваливается.

Со временем первоочередной целью революционеров стал именно такой развал армии, как главного орудия в противостоянии власти — народу. Именно по этой методе криминал и партноменклатура развалили Советскую Армию, которая всего за два дня августа 1991 г. предала свою страну и свой народ на растерзание ельцинистскому криминалу.

И всё же не будем забывать, что современная армия есть порождение Нидерландской буржуазной революции. Создателями её, идейными учителями были голландцы Мориц Оранский и Вильгельм Людвиг Нассау-Дилленбургский.

Реорганизация войска в армию принесла свои плоды. Самое сильное в Европе испанское войско потерпело от нидерландской регулярной армии ряд поражений. В 1609 г. испанский король Филипп III вынужден был заключить с бунтовщиками перемирие на 12 лет. Испания признала независимость Соединённых провинций — Голландии.

Советские историки полагали это событие заключительным актом Нидерландской революции. Южные провинции остались за испанцами; возглавили их эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла, дочь короля Филиппа II. Со временем эти провинции образовали государство Бельгия, о чём будет отдельный рассказ в этой книге.

Окончательной победой революции многие исследователи называют Вестфальский мир 1648 г., когда по итогам Тридцатилетней войны Габсбурги признали все государства Европы и их правителей равными Габсбургам и друг другу. При таком подходе к вопросу, Нидерландскую революцию определяют как Восьмидесятилетнюю войну за независимость.