ПроПитание

Олег Грачёв
Меморандум о намерениях ПроПитания.

Начиная «мучать Клаву» своего компьютера набором очередных графоманских воспоминаний, предупреждаю сам себя, что никаких целей данное произведение не имеет. Это очередное сумбурное сопоставление действующего периода жизни и «воспоминаний из прошлого» с отсутствием логики, повествовательной линии и жанровых канонов, кучей грамматических и стилистических ошибок. Извините, но «покушать» мы любим все, кроме людей с диагнозом анорексия (они тоже любят, но боятся в этом признаться. Это Их выбор). И почему бы про еду не «потрындеть»? Ну так:

ПроПитание

Меня «оторвали» от маминой натуральной груди с натуральным молоком (сейчас, извините, приходится это обозначать) года в два, в 67-м 20-го века, видимо, это было нормально. Только я до сих пор периодически (вне семьи) страдаю по натуральной пище в свои 55+, как модно ныне фиксировать свой возраст. Отчётливо помню, что в 2 года моя Мама мне предложила полакомиться материнским молоком, я с возмущением отказался, так как до этого был обработан всеми родственниками с нравоучениями, что в моём «солидном возрасте» сосать женскую грудь уже поздно и позорно. А дальнейшие действия такого же рода преждевременны и потребуются только лет через 14 (сентенции моих старших двоюродный братьев, которые всё уже познали).

Надо признать, что мой иммунитет, справился со всеми болезнями до нынешнего состояния (в том числе с детскими, которыми я никогда не болел. И это было страшилкой моей Мамы до самой её смерти). Иммунитет был сформирован именно материнским молоком и дальнейшими подвигами женских глав семейств по стремлению всех накормить в стране победившего дефицита (Союз Советских Социалистических Республик).

На родине питались только тем, что сами заготавливали, редкие проявления тушёнки, сливочного масла, РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ в масле были Десертами…
Шпроты я попробовал первый раз, когда начал учиться в Ленинграде на 18-м году жизни. Про то как они готовятся, и почему «их нельзя кушать», я услышал в 40 лет от своего друга–начальника, который работал студентом на производстве этих шпрот…! Зная периодически излишнюю брезгливость моего начальника по многим вопросам жизни, я сомневался в его правоте, думаю, что зря.

Моя семья выращивала картошку, которой мы питались весь год без колорадских жуков, заготавливала капусту в разных видах, собирали грибы и ягоды в богатых и не замусоренных тогда лесах Боровичского края. Два года была собственно выращенная Папашей кролятина! Всё натуральное! Никаких пестицидов и прочих химикалий.

Своим детям я это счастье обеспечить не смог. Любовь к крестьянскому труду мне так и не привили ни Мамины пинки и подзатыльники, ни Папашин пофигизм (Мама Отца теми же пинками и подзатыльниками заставляла сажать, окапывать и собирать картофель, кормить кроликов…). Оправдание Отцовской и моей наследственной лени к крестьянскому труду легко нахожу в том, что моего деда в 1931 году раскулачили. Впрочем, как моего деда и по материнской линии. Женская линия в России в быту была сильнее мужской, из-за кучи войн и геноцида работящих людей. Кидайте в меня картошкой, морковкой, кочанами капусты, если не прав, пригодится. Собирательством ещё заниматься умею.

Я выращен на натуральной пище Маминой кухни, простенькой (без котлет, пельменей, «чебурэков» и т.д.)  но очень вкусной. В 17 лет почти навсегда (потому что в отпуск приезжал) уехал из родного «гастрономического рая» в мир студенческих и рабочих столовых, молочных кухонь, пышечных, кафе, буфетов и прочих организаций советского общепита, чтобы через много лет обрести собственный гастрономический рай, созданный моей супругой «под бдительным руководством» понятно кого.

Когда ты попадаешь в другой мир, где никогда не был, начинается изучение новых вкусов и невиданных ранее, но знакомых по слухам, литературе и телевизору, продуктов и блюд, а ещё и совсем незнакомой еды и другого съедобного!  Я был полным «валенком» и провинциалом не только в плане воспитания и общей культуры…, и в гастрономических вопросах тоже. Вкусная, «убогая», по сравнению со всем остальным разнообразием кухня моей родины… всегда будет со мной! К счастью, пришлось открывать много нового в плане пропитания, так как отныне заботу о еде не на кого было переложить.

В студенчестве очень полюбились молочные сосиски, что продавались в буфете нашего общежития. Соседи по комнате меня, что называется, «чморили»: Как ты можешь жрать эту гадость? Мои друзья - «Дети степей Казахстана», где не было проблем с мясом. А мне было вкусно, особенно с горчицей. Хорошо сделанные сосиски ИЗ МЯСА до сих пор прекрасная закуска под хорошее пиво и качественную водку. Но всех этих качеств «Хорошо сделанные…» всё меньше и меньше в наше время. Это не старческое брюзжание, а отсутствие совести производителей и власти в наше время.

Из «пищевых потрясений» юности: НАСТОЯЩИЕ Бифштексы в буфетах Ректорского флигеля здания Двенадцати коллегий и старого корпуса НИФИ (Научно Исследовательский Физический Институт), где в то время располагались кафедры геологического факультета ЛГУ. Бифштекс был заботливо укрыт жаренным яйцом и стоил 16 копеек. Ради него я жертвовал первым блюдом в академической столовой Университета. Различие буфета и столовой: или первое блюдо, или бифштекс! Материальное благополучие на момент принятия решения всегда было весомым аргументом. Больше таких роскошных бифштексов я нигде не ел.

Да! Про совесть.

Отсутствие совести – примета всех времён, жаль, что это всё больше прогрессирует. Один мой знакомый, считавшийся другом, в «лихие девяностые» посоветовал мне «забыть химеры совести»… (в его пользу). Ну, это так…, лирика…!
 
После первого курса у нас была геологическая и геодезическая практики. В 1983 году с продовольствием было скудно даже в Саблино (45 минут на электричке от Московского вокзала Ленинграда…)! И ты попадаешь в ту же пищевую нищету соседней Новгородской области, где я родился и вырос. Меня не могли потрясти пустые продовольственные лавки Саблино. Меня потрясло другое: меню и качество блюд столовой на нашей производственной базе, где обитали более 100 человек 1 курса геологического факультета, и, думаю, столько же было географов.

Первое блюдо: щи.

Считаю щи из капусты своей национальной кухней во всех ипостасях: свежие, кислые, серые из крошева, белые из крошева, с любым мясом или курой! Это моя еда детства, которая не надоела до сих пор, если хорошо приготовлена.

Щи со щавелем - не моё блюдо, не люблю, и много говорить не буду. Тошнит, надеюсь, что только меня!  В детском саду в это блюдо добавляли половинку вареного яйца. Плавающее в тарелке белое с жёлтым внутри и пахнущее жуткой кислятиной в моём организме вызывало, извините, блевотину. Меня перестали заставлять в детском саду это есть после двух случаев непроизвольной реакции нутра (некоторые коллеги глядя на всё это непроизвольно поддержали тем же способом): стирать скатерти и убираться было сложнее, чем отказаться от настойчивых призывов «ешь, кому говорят, это вкусно!». С чего вдруг такая неприязнь? Не знаю, может просто свойство моего желудка, хотя…. В детстве мы жрали много щавеля…. В летние каникулы нас загнать домой было невозможно, а есть хотелось, вот и жрали дикий щавель, турнепс с совхозных полей, всё остальное, что свободно рослось…! Видимо, переел, и на всю жизнь накислился щавелем!

Так как на Саблинской практике я (и не только) завтраки просыпал, первая еда у голодных студентов после утренних занятий – обед. Я беру первое блюдо (официальное название: «щи»), второе блюдо (официально: «макароны по-флотски»), ну и «компот». В первый день практики, ощущая запахи, что неслись из тарелок, которые мы тащили на подносах до столов, я спросил друга:

- Володька! Разве это можно жрать?

Бахус здраво спросил:

- А есть варианты?

Мы присели. Я посмотрел на щи: большая белая столовская тарелка с синим клеймом «Общепит» была до краёв заполнена мутной жидкостью. В бульоне лежал большой кусок свиной небритой шкуры без капельки мяса, зато со щетиной, и один большой лист варёной капусты. И эта сука стоила 12 копеек! Картошка, морковка, а также прочие специи в след за мясом, видимо, осели в семьях поварих. Ни в коем случае я их не осуждаю! Свои семьи ближе студентов Ленинградского Университета! Но я не помню, чтобы поварихи таких же заведений в моём родном городе, где было всё так же плохо с продуктами, опускались до такого скотства! Они вполне нормально кормили студентов в столовых городских техникумов. Да, это были не домашние яства, и я там периодически обедал, «окупая талоны судьи», полученные за участие в проведении студенческих соревнований по настольному теннису. Один раз в 13 лет я даже привёл обедать на такие талоны своих родителей, они скривились, но поели то, что считали менее вредным. Мамина кухня была вне конкуренции, но 2 рубля 40 копеек на каждого (честно заработанные младшим сыном) надо было освоить.

Извините, отвлёкся! После того как я начал багроветь при виде этих «щей», Вовка отодвинул от меня пойло и предложил отведать макароны по-флотски. Я помнил такое блюдо в рационе моих более состоятельных родственников: очень вкусные макароны приправлялись жареным мясным фаршем, либо остатками какого-нибудь «вчерашнего мяса». А в моей тарелке валялись вчерашние перемолотые котлеты не самого лучшего вида и вкуса, перемешанные с низкосортными мучными изделиями. Кое-как этим отобедав, я сделал вывод, что мне понравился только компот из сухофруктов, которые воровать поварам в Саблино не имело смысла, в частных садах росло много всего. Все два месяца практики я пытался избегать трапезничать в местной столовой.

Много позже я читал записки Александра Дюма про его кулинарные впечатления о России, в том числе про щи: «…Это суп из капусты, во много раз хуже того, что отсылает работникам на поле в полдень наш самый бедный фермер…». Неужели он их отведал в студенческой столовой в Саблино? Конечно, нет, это было в Петергофе, да ещё в гостинице «Самсон». Что ему там подали? По словам Авдотьи Панаевой, о писателе «…Думаю, что его желудок мог бы переварить мухоморы!». До Саблинской столовой А. Дюма не доехал.

Ещё я слышал высказывание классного парня Гёрхарда (немца из Германской Демократической Республики), который учился на нашем факультете старше меня на три курса:

- Когда русским нечего есть, они варят щи.

Я не смог перебороть робость младшекурсника (мы вместе играли в футбол), и спросить: «Откуда он это взял?» Русские щи – самое богатое и наваристое блюдо по мясу, овощам и специям. Я сам очень люблю варить щи, и у меня получается…! О!

Саблино – это после первого курса, следующая геологическая практика была в Крыму. Вот там студенческая столовая иногда напоминала, а нередко превосходила, по качеству и ассортименту блюд, даже академическую столовую Ленинградского Университета! Местным поварам не надо было воровать у студентов пищу: имели всё своё, что выращивала благодатная Крымская земля! И готовили очень вкусно.

Особенно радостно уже вне столовой местное население подкармливало (за деньги, конечно) тщедушных ленинградских студентов и студенток, которых «коллеги» специально отправляли покупать молоко или вино. Классический пример – это рассказ геофизика Серёги (высокий, тощий студент в круглых очках (ну, кожа и кости, одним словом)):

    На Крымской практике у нас была отработана методика получения на халяву
    дополнительных закусок. Меня одного отправляли к воротам домовладений. Группа
    поддержки пряталась в засаде в кустах.

    На стук в ворота выходила хозяйка, и на мою просьбу слабым блеющим голоском
    продать три литра молока и три литра вина, она с глубоким сочувствием
    приносила требуемое, а также в нагрузку фруктов, и даже сала с домашней
    выпечкой. В её глазах была такая скорбь по моей жалкой участи…, видимо
    внешность ей напоминала о блокадном Ленинграде. Меня всегда старались
    дополнительно подкормить.

    Один раз даже в дом пригласили, что затянуло процесс и заставило нервничать
    тех, кто сидел в засаде. При моём выходе на улицу в сопровождении хозяйки из
    кустов вырулил вполне упитанный Димка, отобрал у меня банку с вином и пакет с
    закуской, авторитетно заявив хозяйке:

    - Ему будет тяжело… Серёга, чего так долго?

    Хозяйка сразу догадалась, кто меня объедает.

В нашей палатке на этой практике обитал однокурсник Серёга, другой Серёга, крымчанин из Севастополя. Каждый вечер его отход ко сну сопровождался фразой:

- Ложусь побыстрее выспаться, чтобы потом поесть…

- Серёга, Ты разве не ужинал?

- Ужинал, но уже мечтаю о завтраке…

- Твоего Солитёра зовут Проглот?

- Не знаю, как его зовут, но жрать уже сейчас хочется…

- Серёга, Ты пищевой Гигант…

Палатки были «бамовскими», матерчатыми, то есть разговоры были слышны на приличном расстоянии и в других палатках. Сочувствующий голос из соседней палатки девчёнок…:

- Серёжа, приходи, у меня два бутерброда с сыром есть…

- А с колбаской или буженинкой есть?

- Нет, это вредно на ночь…

- Не-е, это несъедобно…

Серёга, грустно вздохнув, тут же уснул.

Он обладал (надеюсь, что и сейчас обладает) хорошим и здоровым аппетитом, количество поглощаемой пищи не влияло на высокую, статную и талантливую фактуру.
По себе помню: жрать хотелось ВСЕГДА!

Из Старого Петергофа в Город на выходные мы любили ездить в чебуречную на 6-ю линию Васильевского острова. Отстояв очень большую очередь, ты попадал к кассе,

Серёга брал три порции разных салатов, три порции хазани и три порции чебуреков. А! Ещё три порции острого томатного соуса. На него было приятно смотреть! С каким
удовольствием он это всё поглощал!

На первом курсе Серёге наш другой гений Дима предложил пари: кто больше съест пышек. Около вокзала в Новом Петергофе тогда работала пышечная, и они рванули туда после получения стипендии…! Инициатор «сдох» на 20-й пышке, Серёга, смачно зажевав 25-ю, спросил: «Ну, что, Димка, может повторим?»

Для меня чебуреки, хазани, пышки… были открытиями, никогда в детстве этого не ел и даже не слышал о такой еде. При малейшей возможности я всегда возвращал себе долги моего счастливого детства, где не было такого пищевого разнообразия.

Отдельная тема изучаемого вопроса - самостоятельное пропитание в общежитии.

Основная часть новоявленных студентов, чаще мальчиков, готовить самостоятельно никогда не умела. Не всегда хватало студенческих денег на питание в буфетах и столовых, поэтому приходилось учиться приготавливать пищу самим.

Будучи абитуриентом, меня подселили в комнату с такими же персонажами, только двое поступали на Физфак, двое на ПМПУ (это факультеты ЛГУ)… И кто-то захотел блинов! Сам купил муку, яйца, что-то ещё, и пожарил… Пахло не очень, но воспитанные мальчики не могли возмущаться благородным порывом товарища накормить коллектив. Спасло ситуацию наличие привезённых мной Маминых варений из малины, черники и морошки. Наш повар мужественно изрёк, что с таким вареньем можно съесть любую гадость!

С первого курса мы учились что-то готовить самостоятельно. Опять же, познание Миров! Я был удивлён салатом из свёклы с тёртыми грецкими орехами и Майонезом, который приготовил сосед по комнате Стас. Свёклу в Боровичах мы ели, майонеза в наших магазинах не было, грецкие орехи может и были, но, как не местный продукт, их мало кто понимал. В свою очередную поездку на «голодную» родину, я вместе с колбасой, сливочным маслом и рыбными консервами в масле, привёз три банки майонеза… Через месяц после отъезда от родителей получил «радостное» известие от Мамы, что она «удачно обменяла три банки майонеза на три банки сметаны у тёти Мани». Мама не знала, что можно делать с майонезом и что это за продукт.

Девчата в плане приготовления пищи, понятно, были мастеровитее, но там тоже были свои нюансы. С первого курса мы дружили комнатами, то девчёнки к нам по выходным в гости на праздничный ужин приходили, то мы к ним. В комнатах жили по четверо. В одной из дружественных девчачьих комнат прерогативу готовить еду приватизировала Вика. На мой вытекающий из этой ситуации вопрос одна из её соседок ответила:

- Гм-к, «ну, как тебе сказать, Чебурашка»?  Она вдруг решила, что лучше всех готовит. Ну и пусть себе готовит…

С началом производственных практик после 3-го курса практически все студенты геологического факультета «суровой правдой жизни» были научены готовить… И не самые простые блюда.

На Кунашире наш отряд обитал достаточно далеко от основной базы. Приходилось всем (и геологам, и рабочим, ну и студентам тоже (это ко мне относится)) готовить по очереди. Я под присмотром геолога Андрея, который в тот день был дежурным по кухне, но у него действительно было много работы в маршрутах и на канавах, должен был приготовить ужин (уху из свежей рыбы). Под тем же руководством находился младший брат Андрея Тёма, ему 16 лет, мне 20. Пошли рыбачить. Можно представить себе рыбалку на южном побережье Охотского моря. Там клевало каждую секунду, и мы не могли от этого оторваться. Оторвал Андрей. Прочувствовав, что мы можем подвести, он вернулся в лагерь на час раньше запланированного. Мне попало по полной программе:

- Ты о чём думаешь? Мужики через час в лагерь придут, а ужин не готов???!!! Ты кренделей захотел получить от всего коллектива?

Внушение было правильным, мы всё успели сделать, личный состав удалось вовремя накормить. И я больше не повторял в полевой жизни таких ошибок.

Один целый день в том полевом лагере мне «посчастливилось» быть поваром. Из обязанностей завтрак в 8-00 и ужин в 20-00. Обед все праздновали в маршрутах, или на канавах и шурфах. В 6 утра того дня, распалив костёр, я начал готовить горошницу. Уже шёл третий месяц моего полевого сезона, а у некоторых коллег, это перешло в пятый. Я решил разнообразить полевую кухню, с вечера замочив горох, утром начал его готовить совместно с тремя банками тушёнки. Был фурор, и восторженные отзывы:

- Студент! Где ты такое блюдо придумал?

- Мама готовила, только без тушёнки…, у нас она дефицит.

- В следующее Твоё дежурство срочно повторить!

Но тогда я ещё не научился готовить по-настоящему. Рискну привести пример из другой своей практики (он уже был озвучен в моей «Книга жизни»), но я, как автор, имею право на собственную цитату из полевого сезона 1986 года в Средней Азии:

В лагере была повариха, но она всегда требовала себе выходные, и тогда готовили сотрудники по очереди. Настал и мой черёд. Готовить я, конечно же, не умел, но это мало кого касалось. Робко спросив, что хочет народ на завтрак и, получив «на твоё усмотрение», я начал выстраивать стратегию пищевого существования партии № 15 на отдельно взятые сутки. Отделаться жареными или варёными яйцами, как и такой же картошкой, не выходило, ввиду полного их отсутствия. Ладно, сварим молочный суп из макаронных изделий на завтрак, бич-суп и овощное рагу на обед, с ужином решим в процессе мытья посуды после обеда. Так как «вбрасывание» (приём пищи) у нас было в 8-00, 13-00 и 19-00, ты занят на кухне целый день и от основной работы освобождён. Осуществив подъём вечно жаждущего спать молодого организма в 6-00, я принялся за дело. Пытаясь вспомнить, как мама варила молочный суп (учиться впрок и в голову не приходило), я засыпал толстые макароны с большими дырками в кастрюлю с холодной водой и поставил это дело на огонь. До сих пор помню свои сомнения: кажется, мама что-то с вечера в воде замачивала, но вроде это были не макароны. Я, наверное, знал в то время, во что мука превращается при соприкосновении с холодной водой, но вот макароны и мука у меня никак вместе не ассоциировались. Ну не интересовал меня вопрос, из чего сделаны макароны. Голова была занята совсем другими предметами, точнее одним, одушевлённым, женского рода.

Удивляясь неправильному поведению макарон, я засыпал в кастрюлю сухое молоко, про соль забыл, а вот сахаром всё было сдобрено щедро. При попытках это дело перемешать, я понял, что перепутал рецепты, так как моё произведение становилось всё больше похоже на тот клейстер, который варила моя мама перед тем как клеить обои. Короче, из завтрака у меня получился только чай. Народ решительно отказывался это варево даже нюхать. Мою печальную персону почему-то не отстранили от дальнейшего перевода продуктов (в глубине души мелькала такая надежда), только сказали, что я смог переплюнуть «самого Смыслова», вся еда которого, вне зависимости от консистенции и составляющих, имела гордое название «смысловка» и к употреблению не годилась даже под спирт. Посоветовали не расстраиваться, так как до Смыслова мне ещё целых двадцать лет. Полагаю, всем было интересно посмотреть, как я смогу испортить другие продукты. Единственным плюсом стало то, что мыть надо было только кружки, чайные ложки и несчастную кастрюлю. Миски удалось отстоять до обеда.

К 13-00 нужно готовить уже два блюда, а перед глазами стояла ситуация, когда месяц назад (в Якутии) обозлённые геофизики кастрюлю с кашей нахлобучили на голову своему повару, который в очередную раз эту кашу пересолил. До очередного раза у меня ещё было время исправиться. Замысленный бич-суп, как я теперь понимаю, был выбран подсознанием из чувства самосохранения: на фабричных пакетиках, в отличие от макарон, был написан способ приготовления. Внимательно изучив сложнейшую процедуру (в кипящую воду высыпать содержимое пакетика и «варить до готовности»!?!), я принялся стряпать первое блюдо. Мой организм иногда обладает свойством в стрессовых ситуациях неосознанно принимать правильные решения: предполагая, что суп получается слишком жидким, я загрузил в кастрюлю две банки тушёнки и, непонятно откуда взявшуюся картошку. Видимо до этого она от меня пряталась, подозревая, что ей ничего хорошего не светит. Запах получающегося варева меня порадовал, надо было приниматься за овощное рагу, которое я выбрал из-за того, что догадывался о его составляющих: сыпь все овощи, которые имеются (правда, огурцы в рагу коллег сильно удивили). К 13-00 я еле успевал, но когда наступило время вбрасывания, можно было всё раскладывать. Суп прошёл на ура, не огорчило даже то, что мне не досталось, хватит того что нюхал. С рагу вышло сложнее:

- Олег, а чего у тебя морковь не чищена?

- А-а-а…, а чего её чистить, она же молодая, помыл и хватит, у нас всегда так делают.

Подобной наглости я от себя не ожидал, не будешь ведь признаваться, что просто забыл в запарке её почистить, хорошо хоть помыл.

- Ладно, будем надеяться, что не пронесёт. Надо было, всё-таки, морковь поскоблить.

В итоге, старшие товарищи констатировали, что всё съедобно и я не безнадёжный элемент. Не помню, какое блюдо приготовилось на ужин, видимо что-то приличное, но спать я ложился с чувством выполненного долга.

А ту повариху, что я подменял в полевом лагере, звали Тамарой. Готовила она нормально, но так как являлась инженером-конструктором НПО «Рудгеофизика» и к полевым работам имела малое отношение, на сезон её могли взять только поварихой.

Однажды Тамара поехала в начале сентября закупать продукты для вверенных сотрудников на рынок города Шахрисабс. Привезённые картофель, морковь, капуста, помидоры, огурцы, виноград и пара арбузов у коллектива вопросов не вызвали. А вот большое существо…, что-то с желтизной и зеленью на коже вызвало недоумение. Это, точно растительного происхождения яство было размером с дыню, только цвет вызывал недоумение.

- Тамара! А это что?

- Ой, ребята! Нам так повезло!!! Мне по большому блату продали чарджоускую дыню, большой дефицит в этих краях…! А я так люблю дыни…! Мне даже не хочется её с кем-нибудь делить…

Бедную барышню более опытные товарищи опустили на землю очень быстро:

- Тамара, чарджоуские дыни созревают в ноябре, в этих краях они появляются в декабре, и не всегда. Так что этот семенной огурец Ты можешь скушать в одно личико. Нам не предлагать!

На среднеазиатских базарах любили поиздеваться над русскими, которые не умеют, или не хотят торговаться. Я не умею торговаться, и, почему-то, не хочу. Менталитет не тот, соглашусь, что это мои проблемы.

В Советском Союзе каждый регион имел какую-то свою специфику по поводу пищевого существования. Пельмени в моём родном городе никогда не продавались, в рестораны и кафе мы не ходили, а в Ленинграде меня очаровали молочные кухни, чебуречные, котлетные и пышечные, поэтому с пельменными я познакомился только в 1985 году в Южно-Сахалинске.

Смена временных поясов (8 часов разницы) заставляла, по-первости, просыпаться в 4 утра местного времени. Просто валяться в кровати глупо, надо двигать обозревать окрестности. Я пошёл изучать город Южно-Сахалинск. В 7.30 утра с радостью обнаружил уже работающую пельменную, и, конечно, пошёл «завтракать». Сейчас трудно вспомнить, но кажется, именно тогда я первый раз вдоволь поел пельменей. Не смутило, что во второй порции вожделенного блюда я обнаружил дохлую муху… Ну, отодвинул её в сторону и продолжал наслаждаться. Сотрудницы пельменной на меня умилённо смотрели (я пока был единственным посетителем):

- Ты кто и откуда? Чудо в перьях…

- Студент, геолог из Ленинграда.

- Ты так оголодал? Или в Ленинграде пельменей нет?

- Не встречал. А Вам, что, жалко?

- Нет конечно, кушай на здоровье, и приходи ещё.

Я приходил к ним каждое утро в течение недели, пока не уехал на Кунашир, мух в блюде больше не находил, меня встречали с улыбками, без аплодисментов (руки хозяек были заняты пельменями).

Если не следовать курсу обязательного повествования и такого-же соблюдения хроники событий, то про пельмени ещё можно много интересного сообщить.

В общежитии «Дом Геолога» славного города Красноярска обитало достаточно много лиц мужской национальности, не обременённых супружескими узами. И почему-то только в феврале в магазинах появлялись крафтовые мешки весом в 16 кг. Это не мешки столько весили, а замороженные пельмени. Если я правильно помню, килограмм пельменей тогда стоил 2 рубля 10 копеек. То есть, мешок по цене выходил 33 руб. 60 копеек.  Глядя с улицы на окна нашего Дома Геолога можно было сразу вычислить комнаты, где проживали холостяки: мешки с пельменями висели за окнами, благо хорошие морозы в Красноярске держались до середины апреля. Рачительные парни считали, что на три месяца затраты оправданы. Точно помню, что мой единственный мешок, купленный за все 3 года в Красноярске был полностью истреблён до конца морозной погоды благодаря собственному аппетиту и неизменному желанию всем помочь, если кто-то захотел пельменей. Общежитие, одним словом…

Не всем так везло. Рассказ водителя нашей партии:

- Я как увидел, что пельмени начали в крафтовых мешках продавать, так и купил его сразу. Чего мучиться с этой готовкой, а я пельмени люблю, в смысле любил. Три дня поел от пуза, через неделю ещё сварил килограмм…! Чувствую, что начинаю наедаться этим продуктом. Зову корешей из соседних комнат банку раздавить. На вопрос, а чем закусывать будем? В ответ услышал нечленораздельную речь вперемешку со вполне понятными матерными выражениями. Оказывается, у них тоже за окнами висят крафтовые мешки. Когда наступила тёплая погода, я выкинул этот мешок растаявшего теста и фарша на помойку, даже половину не освоил. Больше не люблю пельмени.

Мужское насыщение  и непрактичность не знает границ…

Фразу «Пищевые потрясения!», если не ошибаюсь, придумал я, потому что их было действительно очень много.

Всегда буду помнить слова моих родителей: «У вас с братом счастливое детство, вы не знаете, что такое ГОЛОД…». Мама и Отец голод 1929 – 1938 годов (это они мне обозначили эти временные рамки) пережили сами, так что ГОЛОДОМОР был не только на (в) Украине: и на Алтае, в Новгородской, Псковской, Тверской и других областях моего Отечества (не путать с государственным устройством).

Сейчас обидно, что кто-то обвиняет русских в этом голоде! Может вспомним фамилии руководителей СССР в тот период? Вспомнили?: Джугашвили, Берия, Орджоникидзе! Грузия виновата? Ещё были Молотов, Жданов, Калинин, Микоян, Каганович (Израиль, которого как государства тогда ещё не существовало, всё равно виноват?), Хрущов и т.д.

Извините, данное отключение на больной «Голодомор» не является темой ПроПитания. Слишком больная и неоднозначная тема для разговоров даже со вторыми половинками, родственниками и друзьями с разных окраин нашей страны. У всех своё мнение…!

Оставим для других прений.

Про пищевые потрясения далее: СМЕТАНА  В СТАКАНЕ!

В детстве сметана мне встречалась только в салатах! И вдруг…! в столовой уральской золотодобывающей артели, куда мы чудом попали на обед, я увидел сначала пол стакана, а затем целый стакан сметаны. Первый стоил 10 копеек, второй 20 копеек. Я поплыл, но, вовремя взял себя в руки и съел весь стакан за 20 копеек, ещё испуганно оборачиваясь. Ой, забыл сказать, что за всё было заплачено! При любой возможности я пытался компенсировать отсутствие сметаны в таких количествах в моём детстве. Сейчас это даже не смешно, в 1986 году была НАСТОЯЩАЯ СМЕТАНА, которую я, извините, жрал за 20 копеек! Теперь такой СМЕТАНЫ нет!

Питание в артелях, на удалённых «стационарных» буровых, стационарных (но тоже удалённых) геологических партиях было всегда шикарным. Три варианта первого блюда, три варианта второго блюда, два салата, чай, компот и куча десерта (никто не винил поварих за это излишество, девчата всегда любят сладкое).

А вот обеспечение питанием маленького геологического отряда в 7 -10 человек в Сибирской тайге, это совсем другое дело! Снова рискну процитировать «себя любимого», уж больно очень подходит ранее написанное к данному произведению «ПроПитание»:

Пришло время выезда на участок работ. ….

Надо вступать в новые обязанности, получать продукты со склада (тушонка, сгущёнка, мешки с крупами и прочий дефицит), деньги на сезон, талоны на бензин, в первом отделе въючник с топокартами, в радиорубке рацию, в оружейной комнате ракетницу и какие-то сигнальные ракеты «новой системы» для отпугивания опасных животных. То, что не было дефицитом из продуктов, мы закупали в магазинах. У меня, как у начальника, стояла задача максимально разнообразить полевое довольствие и рассчитать его количество на весь сезон. Захожу в продуктовый универсам недалеко от «Дома геолога», надо купить пакеты с бич-супом, его ещё называют змеиным. Этот шедевр советского пищепрома из засушенных макарон разных форм и размеров, маленьких кусочков какого-то сухого мяса в маленьких количествах и специй, имелся во всех магазинах, его мало покупали, потому что, если сварить, так как написано на пакете, получается не очень хорошее варево. Но если содержимое облагородить картошкой и парой банок тушёнки, то получалась вполне симпатичная похлёбка, к тому же, она быстро готовилась, что в полевых условиях крайне важно. Обращаюсь к молодой и очень симпатичной женщине – продавцу:

- Скажите пожалуйста, а вот этих супов, сколько в одной упаковке?

С изумлением и любопытством посмотрев на меня:

- Пятьдесят штук.

Так, три пакетика на ведро для 7 - 10 человек должно хватить, если варить два раза в неделю, то на 16 недель…

- Будьте любезны, мне нужно две упаковки этих супов, то есть сто штук.
Отгрузив две коробки, забрав деньги, выдав сдачу и чеки, женщина с грустью в глазах и неподдельной скорбью в голосе от жалости:

- Вы так любите кушать эти супы?

Мне захотелось её взять в поле поваром (и не только, симпатичная барышня, а сердце на тот момент у меня было свободным, точнее отвергнутым, но, не рискнул, что всегда было моей большой ошибкой), я только улыбнулся и ответил:

- Не очень, но жить без них не получается. Спасибо.

Готовить вкусно в полевых условиях - это большое искусство. В геохимической партии Красноярской геолого-съёмочной экспедиции, видимо в целях противопожарной безопасности, не использовались газовые баллоны с портативными плитами. Возможно, из-за того, что эти баллоны в тайге заправить особенно негде.

Два полевых сезона в нашем полевом отряде кухней рулил Вова (он сам заставил себя так звать, хоть и был старше лет на 15 – 20), я его «полит корректно» звал Володей. Готовил он нормально, но по утрам предпочитал молочную кухню, что меня не раздражало, но пришлось попросить во втором сезоне на правах начальника отряда готовить по утрам ещё и кашу с тушёнкой. Геолог Мишка (сухощавый парень, раза в полтора меньше моей фактуры, это не ирония, констатация факта, я очень уважаю моего коллегу и старшего товарища) стал жаловаться мне на кухню Вовы:

- Олег, я от этих молочных каш в маршруте через час начинаю еле ноги передвигать! Желудок падает в район прямой кишки. Нам, что мясо по утрам не полагается?

Сделав внушение повару, который, как потом оказалось, сберегал тушёнку для себя, мне удалось погасить очередной конфликт в отряде.

Ещё тогда мне вспомнилось чьё-то наблюдение: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». Это про меня и Мишу, я всегда был «большим», в детстве имел кличку «Батон». Молочные каши не мешали мне маршрутить весь день, даже без обеда, а ужин всё компенсировал.

При отсутствии постоянного повара мы упражнялись в умении готовить пищу на костре по очереди. Лучше всех готовил геолог геохимической партии (и не только) Женька. Ким. У корейцев, видимо, это в крови. А Женька - гений кухни. Я никогда больше не ел таких вкусных корейских салатов ча и хе, какие делал Женя: «я вас всех ещё пожалел, перца мало добавил…». Евгений Эдуардович Ким – Гений, и не только на кухне, свой ресторан Женьке не помешал бы! Меня потрясало, как он делал плов из тушёнки в полевых условиях!!! Видимо сам любил покушать! А кто не любит? Женька, при всей его нервности, очень талантливый человек, за что возьмётся, всё получается!

Женька, на правах первого Твоего начальника (в шутку, конечно) ставлю задачу: открывай корейский ресторан авторской кухни. К Тебе потянутся люди!

Про пищевые потрясения ещё: Котлеты… (напомню, что бифштексы – это другое блюдо)!
Мне можно не верить, но в детстве я настоящих котлет не ел, в школьной столовой их не помню (может и были, но это не те котлеты, которые в памяти остались), у родственников в гостях тоже…!

Самые «потрясные» котлеты я узнал в гостях у моего друга Володьки, его Мама делала их из настоящего мяса по всем канонам семейного поварского искусства. Мне было стыдно, но я сжирал всё, что мне подкладывали в тарелку. Пережившая Блокаду Мама Володьки мне дарила очередную котлету…! Мне и сейчас стыдно за это «обжорство», вспоминая слова моей Мамы «вы не знали голода…».

Тему котлет рискну продолжить очередным моим позором. Одна из старших двоюродных сестёр пригласила мою семью в гости. Стол ломился от яств, главное блюдо: котлеты, приготовленные лично сестрой, горилка с родины зятя…! Вечер удался, мы съели все котлеты и выпили всю горилку, что выставили хозяева! Удивило, что потом наша родная мне и сестре тётя комментировала:

- Они были так неприятно удивлены вашим аппетитом: «Они съели все котлеты!»

На мой ошарашенный и наивный вопрос:

- Тётя! А зачем она выставляла их на стол?

- А у меня к ней не было вопросов, я счастлива, когда мои гости, особенно ближайшие родственники, всё съедают, что из угощений на столе находятся! Не хрен выставлять то, что ты не хочешь увидеть съеденным!!!

Моя Тётя была с крепким характером, и выражалась более крепкими словами.

Я не обижаюсь на сестру, мне перед ней и её мужем до сих пор несколько неудобно, что мы расслабились, так вкусны были котлеты под настоящую горилку! Даже на родине, и у родственников расслабляться нельзя.

Блины! Тема кулинарии, которую можно растянуть на целый роман!

Моя Мама блины никогда не готовила, только оладушки.

На Её ревнивый вопрос «чем отличаются «мои оладушки» от блинов тёти Шуры»? Я пытался дипломатично отвечать, что это два разных блюда.

Никогда не смогу объяснить, почему блины тёти я мог «сожрать» в любом количестве, да и Мамины оладушки с пареной брусникой точно также потреблял.

Видимо навёрстывал «упущения» детства моих родителей и родных тёток. А может в прошлой жизни голодал?

С блинами мне «повезло» не только с Мамой, Жена также не любит их готовить, поэтому я периодически позорю её в гостях.

Хозяйка дома, куда нас пригласили встречать очередной Новый год, на третий день решила гостей порадовать блинами. Я пристроился рядом с поварихой, обозначив, что являюсь Отделом Трудового Контроля (ОТК). После 15-го съеденного подряд блина был изгнан паломником разъярённым Мастером, которая хотела накормить всех, а не только меня! Прости меня, Ириша! Ну очень вкусно! Видимо, надо научиться печь блины самому!

Про самому!

Готовить я люблю, и даже умею!

Щи! Любые, надо только хорошее мясо купить, остальное дело техники в течении 2-х часов.

Самое простое первое блюдо – суп из рыбных консервов в масле! Его готовила Мама, это Её рецепт. В кипящую воду кладут пару картофелин, порезанный лучок, потёртая морковка, пара долек чесночку…, и содержание двух банок рыбных консервов: скумбрия в масле и сайра в собственном соку (или в том же масле). Готовится 20 минут. Этот супчик меня часто выручал, когда приходилось быть поваром.

Плов! Блюдо точно всегда авторское! Не претендую на звание «я умею делать плов». Не являюсь Узбеком или Таджиком, но люблю его готовить. Я ел настоящий плов на его родине…! Это шедевр цивилизации! Всегда молча возмущаюсь, когда в гостях подают «плов со свининой». Нет такого блюда! Это рис со свининой! Плов – блюдо мусульманских стран, где свинину не едят. Как говорят у меня на родине «следите за базаром» (думайте, о чём говорите).

Хотя…, вякнул и тут же вспомнил бакинский плов, что приготовила Раечка, армянка из Баку! Шедевр! Сравнивать с узбекским или таджикским просто нельзя! Это было другое блюдо! По-другому приготовленное! И так же шикарно вкусное! Какое было мясо в плове от вкусовых потрясений даже не осознал. Получается, что плов - блюдо не только мусульманских стран, но и древних христианских религий.

Яичница! На мой дилетантский взгляд это совершенно неблагодарно опозоренное яство, как изделие исключительно холостяцкой кухни. Соглашусь, что просто растерзанные 5 яиц, сброшенные на раскалённую сковородку с маргарином, сливочным или растительным маслом – это варварство (сам делал, сам ел, когда куда-то торопился! относительно длительное время был холостяком).

Но…, порезанный лучок, покрошенная помидорка, банка тушёнки (или хорошая колбаска) заботливо выложенная во всё предыдуще нарезанное …! И только после этого разбиваются пять яиц! Всё перемешивается, солится, перчится и зовётся симпатичная соседка по общежитию отдегустировать шедевр геологической кухни. Очень вкусно!

Один известный ныне «медийный» человек заявил недавно, что в мире существуют только две кухни: французская и китайская. Это его от собственного величия так приплюснуло? (Мама француженка…! Видите ли! Отец – китаец с еврейскими корнями?). Шутка плохая, но не люблю высокопарных заявлений журналистов, которые почти во всех сферах жизни являются дилетантами и только щёки надувают…, присваивая добытую информацию как собственные откровения!). Мне не обидно за русскую кухню. Дюма А. уже всё сказал! Не хотите – не жуйте! Что взять с убогих людей, мнящих себя пупками цивилизации?

Средняя Азия – это большая и очень вкусная кухня! А Кавказ? А кухня сибирских и северных народов? Вы свежую пойманную рыбу (ленок, хариус)  и т.д.) в уксусе и с солью, с чёрным молотым перцем когда-нибудь ели? Я ел. Сугудай. Это очень вкусно. Справедливости ради, надо отметить, что хариус на северах продвинутыми снобами считается почти сорной рыбой. Я так не считаю, вкуснее малосольной рыбы не ел.

Жареный и вяленый хариус так же бесподобен. У каждого свой вкус.

А ещё «бурятские позы», и необычная калмыкская кухня: баранина, потрошка (национальное название - дотур)…!

Ничего не могу сказать про юго-восточную кухню Таиланда, Вьетнама и т.п., не был там, к сожалению, и не знаю…! Как и про Австралию, Новую Зеландию, обе Америки и Африку, хотя, про что там говорить?

Англосаксы, испанцы, французы и португалы почти уничтожили местную культуру, а где-то и население. «И эти люди сейчас пытаются нас учить жизни!»

Не будем про политику! Всем всё вернётся! Закон сохранения энергии.

ПроПитание можно говорить почти бесконечно, абсолютно неконструктивно (я оказался в нашем окружении единственным придурком, кто не любит щи из щавеля, окрошку и холодный борщ), но зато как интересно!

Я не закончил эту тему. Взял паузу. Ужинать пора! Приятного всем аппетита!