Развод по... Кременчугские рассказы

Сальков Олег
    - …А вчера в «Доме торговли» я видела такое красивое платье, - продолжала разговор Маша, соседка Елены Васильевы, - что у меня голова заболела от неожиданности и руки затряслись, – и добавила, – так оно мне понравилось.
- Купила бы, – сказала Елена Васильевна, думая о чём-то своём.
- Как же, купишь. Его сразу схватила одна толстая чертовка, прямо из рук вырвала, негодная.
- А у продавца спрашивала, может, ещё было?
- Где ты видела чтобы хорошие вещи в магазине в большом количестве продавались? – заволновалась Маша. – Что, у продавцов, по-твоему, родственников нет или знакомых не найдётся?
- Это верно, - ответила Елена Васильевна, встав из-за стола и направляясь к окну. – Что верно, Маша, то верно. – Она посмотрела в окно, - Где это мой муж затерялся?
- А куда ты его послала?
- Да во дворе «козла» забивает!
- «Козла?» - удивилась Маша, глядя на висевший за окном месяц. – Так уже темно!
- Темно… - тихо ответила Елена Васильевна, возвращаясь к столу.
- Полчаса, считай, как стемнело…  Ох! – тяжело вздохнула Маша, - Я не знаю, Лена, как ты, а я на твоём месте обязательно бы что-нибудь придумала.
- Да что здесь придумаешь? – безнадёжно махнула рукой Елена Васильевна.
- Проучить его надо, – не сдавалась подруга. – Проучить, как следует, чтобы на всю жизнь запомнил!
- Проучить? Но как его проучишь!
- Придумай что-нибудь, ты же его жена. Я, например, своего Ваську однажды так напугала, что он, бедолага, до сих пор вздрагивает при моём появлении.
Елена Васильевна  засмеялась. – Ой, не смеши! Интересно, как это тебе удалось?
- Я говорю – напугала.
- Разве моего мужика напугаешь, – опять стала серьёзной Елена Васильевна. – Разве его чем-то прошибёшь? Все вечера напролёт в домино играет, а бывает, что и не играет, а просто сидит, смотрит.
- И что они нашли в этом домино?
- И с работы, случается, поздно приходит…
- Ой, Ленка, - словно очнулась Маша, - здесь что-то не так! Он, случайно не того…  У него кроме тебя никого нет?
- Нет. Я ходила к нему на работу.
- И что?
-Действительно работает, железяки разные сваривает.
-Гнала бы его домой.
- Отшучивается. Говорит: «А что мне дома делать?»
- Ох, милая, - удивилась Маша, прикрыв ладонью рот, – пора за него браться. – И решительно добавила – Пора! Надо его проучить, иначе…
- Я бы рада, – согласилась Елена Васильевна, - но как я его проучу?
- Да вот хотя бы как я своего Ваську проучила.
- Интересно.
- Я ему сказала, - начала тихо Маша, разглаживая на коленях платье, – что если ты не изменишь своё отношение ко мне, то я с тобой разведусь. Но он продолжал в том же духе. Тогда я пошла в суд и на полном серьёзе подала заявление на развод.
Елена Васильевна подпёрла рукой подбородок, а подруга, не спеша, продолжала:
- Ты не поверишь! Когда его вызвали в суд для собеседования, он бедолага чуть было не заплакал.  С той поры мой муж стал как шёлковый: и по магазинам бегает, и обед готовит, и стирает, и даже пить бросил… Он пил конечно немного, а теперь на спиртное и вовсе не глядит. Вот как я его!
- Молодец! И надо же такое придумать! Как  бы и мне своего мужика проучить?
- Да так и проучи. А что? Да если мы будем на них смотреть… как они над нами,..  так они скоро на шею нам сядут! А этого допускать нельзя. Так что слушай меня, Лена, не пропадёшь! Я в своей жизни многое повидала и знаю как их надо воспитывать. Это коварные… эти самые, должна я сказать.
- Решено! – обрадовалась предвиденному выходу из создавшегося положения Елена Васильевна. – Завтра же поеду в суд и подам заявление на развод. Я его проучу.
- Обязательно подай на развод, ты ничего не проиграешь, а только выиграешь. Потом ещё спасибо мне скажешь, что научила!
               
        На следующий день Елена Васильевна, как и говорила, подала заявление на развод. Прошло время и их с мужем вызвали в суд.
   - Что же это вы, товарищ, - начал было, судья, но неожиданно забыл имя и отчество ответчика, -э-э-э… - он посмотрел в бумаги. – Дмитрий Максимович? Как это прикажете понимать? Молчите? Молчать всегда легче, а вот вы попробуйте сейчас мне что-нибудь сказать… Нехорошо. Я трачу на вас рабочее время, шлю вам повестки, а вы не изволите являться, Так нельзя. Это нетактично. Ведь мы же с вами мужчины.
Дмитрий Максимович виновато покивал головой, а старый судья продолжал:
- Конечно, кое в чём я могу вас понять, ведь в суд являться, это совсем не то, что к тёще на блины. Суд – заведение серьёзное, и всем ясно, что сюда просто так не приходят. Но, дорогой вы мой… - судья опять забыл имя и отчество ответчика, - э-э-э… Дмитрий Максимович, впредь хорошенько запомните: если я вас к себе вызываю, то, будьте добры, являйтесь вовремя. Условились?
      Дмитрий Максимович снова виновато покивал головой.
- Вот и хорошо, успокоившись, ответил судья. -  Ну а теперь пора перейти к делу, - и он обратился к Елене Васильевне, - правда, уважаемая,… э-э-э… Елена Васильевна?
- Пора!- уверенно ответила Елена Васильевна и посмотрела на мужа.
- Итак, - неторопливо продолжал старый судья, - я собрал вас вместе, друзья мои, чтобы провести с вами маленькое собеседование. Вам должно быть уже понятно, милый мой… э-э-э… Дмитрий Максимович, что истец, то есть, ваша жена, принесла нам заявление на расторжение брака?.. Вот, пожалуйста, ознакомьтесь с текстом заявления. – Он подал заявление ответчику, а сам обратился к истцу. – Пусть ваш муж почитает ваше сочинение, а мы с вами потихонечку начнём беседовать.
    - Начнём, – нетерпеливо ответила Елена Васильевна и заёрзала на стуле.
- Ну, а сами – то  вы как… э-э-э… Елена Васильевна, не передумали?
- Что?
- Сами вы как, по-прежнему настаиваете на разводе?
- Да!
- Не передумали?
- Нет, – ответила Елена Васильевна, злобно глянув на мужа.
- Ладно, – сказал старый судья и обратился к её мужу, забирая у него     заявление.  - Ну как, ознакомились?
- Ознакомился, - тихим голосом ответил Дмитрий Максимович.
- Ну и как? Что скажете?  Согласны на развод?
Дмитрий Максимович немного помолчал, а потом начал говорить. –
- Когда я получил первую повестку, то сразу догадался, в чём тут дело… Оно как-то неожиданно всё! Вначале было немного не по себе, мысли разные нахлынули, воспоминания, потом – ничего: посидел, подумал…
- Товарищ, – перебил его судья, - э-э-э… Дмитрий Максимович, вы не смогли бы коротко мне сказать: согласны вы на развод или нет?
Дмитрий Максимович помрачнел, задумался, а потом, махнув рукой, решительно сказал:
- Согласен!
-Как? – открыла рот Елена Васильевна.
- Согласен! – решительно повторил он, взглянув на жену, как на постороннюю женщину.
   От такого взгляда Елена Васильевна явно почувствовала свою оставленность. С этого момента она – никто для своего Димы!  Какой ужас!
    Но Дмитрий Максимович продолжал:
- Я давно об этом думал: разные мы с тобой, Лена! Я и сам много раз собирался подать на развод, но не решался. Потом раздумал, смирился…  А теперь – с дорогой душой!
- Да ты что, Митя! – едва не заплакала Елена Васильевна. – В своём ли ты уме? Товарищ судья, что он говорит, ведь я пошутила, я просто напугать его хотела, Это же шутка! Шутка!
- Шутка? – нахмурил брови старый судья. – Вы, кажется, забываетесь, где находитесь, уважаемая... э-э-э… Елена Васильевна. После этого я просто буду вынужден вас развести.
-Но! – пыталась возразить Елена Васильевна, - Но… Я… Я просто хотела….
-Молчите! – закричал судья. – Сейчас говорю я. Ваш дражайший муж настаивает на разводе и поэтому прекратить бракоразводный процесс я не могу. А значит я сейчас назначу вам день и время суда, на котором я вас разведу.
      Судья быстро написал повестки.
-Подойдите, пожалуйста, к столу… Шутки они здесь будут шутить!
    Дрожащей рукой он отдал повестки и, наклонив голову набок, с улыбкой, приветливым голосом спросил:
                -Хороши шутки?               
         
        Вернувшись домой Дмитрий Максимович и Елена Васильевна долго ходили по квартире не находя себе места. Надо бы о чём-то говорить, но разговор не получался, любая сказанная речь – второстепенна, а то главное, что произошло сегодня между ними ещё не укладывалось в их сознании. Елена Васильевна стала к плите и начала готовить. Дмитрий задумчиво смотрит в окно  на играющих во дворе в домино.
       – Кушать будешь? - нерешительно предложила Лена.
      Дмитрий Максимович ёжится, не это он сейчас ожидал услышать. Кушать хочется, но главное ещё не сказано, а потому напряжение остаётся.
     - Смотри: картошка толчёная, отбивные, подливка, квашенные помидоры, сало с прорезью, всё как ты любишь…
          Дмитрий Максимович по-прежнему ёжится, хотя видно, что кушать хочется.
           - Давай, Митя, поешь…
          Дмитрий Максимович глубоко вздыхает наклонив голову, но пока ещё держится.
           - Садись, давай! – осмелела Елена Васильевна. - Садись без разговоров!
        Дмитрий Максимович обошёл вокруг стула, сел на стул и  опустил голову.
       Елена Васильевна поставила на стол всю еду и пошла к плите.
        Дмитрий Максимович продолжал молча сидеть опустив голову. Елена Васильевна подойдя к мужу, задумчиво посмотрела на него, но вдруг  догадалась, что забыла подать ему вилку:
      -Ой, вилку забыла тебе дать! Извини. Я совсем не знаю, что со мною творится.
      Дмитрий Максимович молча ел, думая о чём-то своём.
       - Ой, я совсем забыла! – Елена Васильевна взяла бутылку вина и, налив вино в бокал, подала мужу.
           Дмитрий Максимович молча взял бокал.
         - Ой, а можно и я с тобой?
       Елена Васильевна взяв ещё один бокал, наполнила его наполовину вином. Потом она поднесла свой бокал к бокалу мужа, но тот отвёл свой бокал в сторону и молча выпил вино. Выпила вино и Елена Васильевна, а немного позже она снова наполнила бокалы.
     - Выпей, Митя… и я с тобой. Мне невыносимо тяжело сейчас.
       Супруги выпили вино и стали есть с аппетитом.
       -А может, Митя, ещё по одной? Мне необходимо расслабиться, иначе я не знаю, что со мною будет – такое пережить! Давай, хотя бы просто так – за здоровье.  Я только сейчас начала немного отходить…  А знаешь, это я нашу соседку Машку послушалась, это она меня надоумила. Дура!
    - А я тебе всегда говорил, что она  дура, – начал говорить Дмитрий Максимович.
     -  Да это не она, это я – дура.
      -  А-а-а? – сделал удивлённое лицо Дмитрий Максимович.
      -  Это она меня на этот развод подтолкнула, представляешь? А я её послушала, – тяжело вздохнула Елена Васильевна. - Она мне предложила так тебя перевоспитать.
      -  Ну и как, перевоспитала? – наклонив голову на бок, спросил Дмитрий Максимович.
       - Прости меня, Митя! На такое решиться – развестись со своим мужем. Да разве это игрушки?
      Дмитрий Максимович опустил голову. Елена Васильевна взяла его за руку и умоляюще сказала:
          - Прости меня! Давай всё забудем?
          - Не знаю, насколько ты это серьёзно… - сказал Дмитрий Максимович и отвёл взгляд в сторону.
          - А знаешь, Митя, как мне бывает обидно? Я жду тебя дома, жду, а ты: то поздно с работы приходишь, а то «козла» с мужиками во дворе «забиваешь». Ужин стынет, а тебя всё нет – и не скажи тебе ничего! Вот я и молчала. А оно накапливается всё. Ревновала. Сердилась. А тут Маша, как назло подвернулась, со своим этим… советом… с разводом. Ты, ведь, знаешь, она со «своим» также в шутку разводилась и довольна теперь.
       - И тебе вдруг захотелось, чтобы я стал такой же, как и он? Хочешь жить с трансформером или с собачкой Чапой?
       - Мне нечего тебе сказать. Я виновата... А давай начнём сначала, с нового листа? Давай?
             Дмитрий Максимович нахмурил брови, но потом вдруг неожиданно повеселел,-
             - Ну если так, то – давай!
       Обрадованная Елена Васильевна вскочила и бросилась мужу на шею. Казалось она сейчас задушит его в своих объятиях. Дмитрий Максимович с большим трудом сделав глубокий вдох, с улыбкой сказал:
        - Ладно Лена, наливай – с нового, так с нового! Всякое в жизни бывает!
         - А кто это сказал, что  в жизни бывает такое, что и не снилось вашим мудрецам?
          - Да, жизнь, штука мудрёная, – снова стал задумчивым Дмитрий Максимович.
        - И попробуй в ней разберись. А ошибок наделаешь, что и к старости не разберёшь...  Это ещё хорошо, что у нас с тобой так хорошо получилось!
     - Да, хорошо получилось… - заулыбался Дмитрий Максимович.
       -  Ну, Митя…
           Дмитрий Максимович поцеловал руку жены:
         - Прости.
       Елена Васильевна заключила в объятия мужа и, целуя его лицо, говорила:
  - Родной ты мой!
    -  Правда? – давно не слышал таких слов Дмитрий Максимович.
     -  Самый родной! Самый любимый! – говорила Елена Васильевна и сама таяла от своих слов.
         Дмитрий Максимович пошёл к письменному столу и достал из ящика стола коробку с домино. У Елены Васильевны сжалось сердце: «Что это? Что  это значит? Что он собирается делать?» - вопило у неё внутри. А Дмитрий Максимович подойдя к окну открыл форточку и высыпал из коробки всё домино на улицу, показав потом Елене Васильевне пустую коробку.
            -Ты - мой рыцарь, Дима! – произнесла со слезами в глазах Елена Васильевна
        - А ты –  дама моего сердца!
                В дверь неожиданно постучали. Елена Васильевна открыла дверь, на пороге стояла их соседка Маша:
       -Вы что это дерётесь, костяшками бросаетесь? Подхожу к подъезду, а сверху на меня словно камни летят. Один камень прямо в лоб угодил. До сих пор звенит в голове. Что у вас случилось? А ну, признавайтесь!
     -   Да, ничего не случилось, – не пожелала объясняться Елена Васильевна.
      - Нет, случилось, я же чувствую! Что?
         - Мы с Леной разводимся, – пошёл в наступление Дмитрий Максимович.
          - Вы что это такое говорите?
          -  Серьёзно. Лена  предложила, а я  согласился.
           -  Ненормальные! – запричитала Маша. -  Лена, ты это что?  Да твой муж – это же золото! Да таких мужиков беречь надо!
           - Что ж теперь поделаешь, не уберегла… - иронично сказала Елена Васильевна.
           - Не уберегла, – развёл руками Дмитрий Максимович. -  Скажи ей что-нибудь, Маша, может она ещё одумается. И кто ей мог такое посоветовать - ума не приложу? Неужели сама до такого додумалась? – Посмотрел на Елену Васильевну Дмитрий Максимович.
            - Сама, – ответила Лена, не желая разбирательств, и опустила глаза.
             Дмитрий Максимович налил в бокал вино и подал Маше:
               - На, Маша, выпей за нашу свободу!
                - Ещё чего! За такую свободу я пить не стану!
                - А за что выпьешь?
                - Ни за что! Взять - и так меня удивить. Да ещё и по голове камнями настучать. Я думала – град, а это соседи мои с ума сходят.
                Елена Васильевна с улыбкой обняла Машу:
        - Да не расходимся мы, Маша. Мы напротив – решили с Митей ещё раз свадьбу сыграть - закатить такое, чтобы запомнилось! А вместо монет, как полагается на свадьбе, у нас было домино, и мы им наших гостей решили осыпать из окна, чтобы они их собирали. Ты же взяла что-то, взяла?
      - Да, вот: шесть-шесть и пусто-пусто, чтобы вам показать, что я не вру.
        - Чтоб тебе всегда: шесть-шесть было! Советчица! – сказал тихо Дмитрий Максимович.
              В дверь неожиданно постучали. Стук был решительным, а когда дверь открыли, то на пороге увидели разъярённого Василия, мужа Маши.
            - Где там моя ненаглядная? - с порога начал он, - А ну, давайте её сюда!
            - Иду, Васенька, иду! – послышалось из угла комнаты.
             - Ты где… - Василий с трудом подбирал слова, но остановился на слове - « ходишь»?
                - Да я здесь, у Лены с Митей.
             -  Я тебе сейчас покажу – у Лены с Митей! А ну, давай - быстро домой! – топнул ногой Василий.
        - Вася, не кричи на Машу, – заступилась за соседку Елена Васильевна.
         - Не мешай людям общаться,  – дал хороший совет жене Дмитрий Максимович
            - Быстро домой! Я тебя научу родину любить, ты у меня будешь как шёлковая! – не унимался Василий.
                - Бегу, Васенька, бегу родимый!
       Василий и Маша ушли домой, а Елена Васильевна и Дмитрий Максимович долго молчали, пытаясь осмыслить всё произошедшее. Наконец Елена Васильевна сказала, -
    - Вот какая история с нами произошла…
      - Я многое видел в жизни, но такое… - удивлялся Дмитрий Максимович.
       -  А говорила, что он у неё - «как шёлковый».
        -  А это она – шёлковая.
         -И эту женщину я послушалась. Прости меня, Митя, мне стыдно!
          - Мне кажется, что мы с тобой, Лена, отвлеклись от главного, - стал весёлым Дмитрий Максимович, - у нас же сегодня с тобой свадьба!..   А где твоё свадебное платье? – задал неожиданный вопрос Дмитрий Максимович.
          - Моё свадебное платье – это моя любовь к тебе! – ответила нежным голосом Елена Васильевна, а потом спросила, - А где твой свадебный  фрак?
          - Мой фрак – это моя любовь к тебе! – сказал Дмитрий Максимович, обнимая супругу.
             Они долго смотрели в глаза друг друга.
            - А где наши свидетели? – посмотрела вокруг Елена Васильевна.
              - Нам не нужны свидетели, – решительно ответил Дмитрий Максимович и, наклонившись, тихо-тихо сказал, - Никто не должен знать, что я люблю тебя.
          -   И я тебя очень люблю! – словно впервые в жизни сказала Елена Васильевна и слёзы появились в её глазах.
              - Пусть это будет нашей тайной, – предложил Дмитрий Максимович.
            -  Давай, мы никогда и никому не скажем о нашей тайне, – уже успокоившись ответила Елена Васильевна. - Недаром же сказано:
               - «О любви в словах не говорят».
              - « О любви вздыхают лишь украдкой», - продолжил нараспев Дмитрий Максимович.
           « Да глаза, как яхонты горят!» - выразительно закончила Елена Васильевна.
                Молодожёны наполнили бокалы вином и дружно подняли их вверх.
               - За тебя, любовь моя! – торжественно произнёс Дмитрий Максимович.
                - И за тебя! – глядя мужу в глаза, сказала Елена Васильевна.
                -  За нас! –  одновременно сказали они и выпили на брудершафт…