Математика выбора

Яков Капустин
                «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!»
                Лозунг в советской столовой.
                Журнал «Крокодил».


Учителя математики в нашей вечерней школе звали Мефодий Иванович.
Понятно, что все называли его просто Мефодий и делали на его уроках всё, что угодно, кроме изучения математики.

Впрочем, и другие предметы изучались не лучше.

Вечерняя школа в СССР давала аттестат, один лишний выходной и возможность поступать в ВУЗ  тем, кто об этом мечтал и мог самостоятельно подготовиться.

Мефодия все мы считали  дурачком.

А кого мы, кроме себя, в шестнадцать лет считаем умным?

Между тем, именно этот человек заставил меня посмотреть на жизнь трезвыми глазами, а не с позиции идеологических, мифологических и традиционных оценок, правил и предписаний.

…Увидев, что один из учеников пишет на его уроке сочинение по роману Толстого «Анна Каренина», Мефодий Иванович отобрал тетрадь и возмущённо произнёс:
-Нашли о чём писать.
Баба изменила мужу, а весь мир охает и страдает по этому поводу.
Она добровольно вышла замуж за знатного человека, чтобы красиво жить за его счёт.
Так будь добра выполнять свой долг или разведись и иди работать на фабрику, а потом заводи хоть сто любовников.

Он всё больше распалялся:
-Вы ещё про Катюшу Маслову напишите.
Тоже ещё та мадам.
Работать не хотела, сама пришла в публичный дом, да ещё и участвовала в убийстве человека, который ей дорогой перстень подарил.
А все вокруг стонут и жалеют её.
Не купца, которого она убила, а её.
Сумасшедший дом какой-то!
Если человек сам выбирает свою судьбу, то пусть сам за неё и отвечает.

Мы, конечно, вертели пальцем у виска, показывая друг другу, что мы думаем про этого моралиста.
Какой ханжа! Ни дать ни взять Кабаниха!

Должно было пройти немало времени, чтобы я задумался над словами этого
 немолодого учителя, прошедшего, как выяснилось, две войны.

И действительно, никто даже в 19-м веке не мог запретить Анне Карениной
 жить с мужчиной вне брака.

Скажут, что она искренне полюбила другого человека, а развестись не могла.
Согласен.

А как быть человеку, у которого много лет парализована жена.
А ему всего только сорок.
А молодой женщине, у которой муж пришёл из армии инвалидом.
По логике Анны Карениной (и её защитников), они должны супругов оставить и устроить своё личное счастье, потому что:
«Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Нам с детства внушали эту несусветную глупость, которая никакими жизненными наблюдениями не подтверждается.

Наоборот! Жизнь человека – это сплошные трудности, ограничения и строгие правила.

И, если им не следовать, то можно прямо с утра попасть под машину или получить в глаз от соседа по коммуналке за то, что долго занимаешь общий туалет.
И твои личные взгляды на жизнь, размер твоего синяка не уменьшат и на соседа впечатления не произведут.

Так вот! Брак – это договор об обязательствах друг перед другом, когда (или если) любовь пройдёт.
Потому что с любовью можно обойтись и без печатей в паспорте.

А вот в семье могут появиться дети, болезни, имущество, престарелые родители, тюрьма, наконец, и многое другое.
И один супруг обязан помогать другому со всем этим справляться.

А  пылкая любовь, как правило, скоро заканчивается.
И начинаются суровые будни, когда надо трудиться, страдать и терпеть болезни и недостатки  друг друга.

А как же жить в браке без любви?! - возопят поборники счастья.

А точно так же, как мы с годами привыкаем жить без молодости, без здоровья, без родителей, друзей и без прочих привычных радостей, которые постепенно уходят вместе с уверенностью в нашем бессмертии.

И важно научиться все эти радости и беды переносить достойно, не отравляя жизнь тем, за кого ты сам, ДОБРОВОЛЬНО!!! согласился отвечать.

Поэтому прежде, чем в брак вступать, нужно подумать.
Может быть, стоит просто жить в любви, если хочется идти только за своими чувствами.

Многие так и поступают.
Это их право.

А брак – это груда обязательств.
Часто неприятных.
А иногда и просто невыносимых.

Но, если ты вынужден идти на развод (всякое бывает), то обязан сделать( и по закону и по совести) всё, чтобы обязательства свои выполнить.
Позаботиться о будущем детей, жены и всех, кто зависит от вашего брака.

Анна Каренина этого не понимала.
Или понимать не хотела.
Она по жизни порхала.
Ей хотелось красивой любви.
А кому из нормальных, здоровых людей этого не хочется????
Только эти нормальные всегда думают, что это может разрушить не только семью, но и жизни близких.

Она же не желала понимать, что её мужу её поведение вредит и в обществе и в карьере, за которую она и выходила замуж, продавая себя.
Именно продавая, потому что Каренина она не любила никогда.

Имеет такая женщина право завести любовника у всех на виду?
Она считала, что да!

Ну что ж.
Она знала, чем это ей грозит.

Скажут – это её затравили.
Тоже согласен.

А что, нравы общества было для неё тайной?
Это её общество.
Она тоже сама его выбрала.
Можно было выйти замуж за рабочего.
На фабрике нравы попроще.

Любой человек должен знать, что нарушение обязательств опасно своими последствиями.
Любых.

На наших глазах рождался бизнес в России, сопровождавшийся морем крови, потому что культуре выполнения обязательств  мы были не обучены, как и ответственности за свои поступки.
Большинство убийств было из-за нарушения обязательств партнёрами и контрагентами.

В тех странах, где договорные обязательство выполнять научились и разводы спокойные и бизнесменов убивают редко.

Пусть не подумает читатель, что я осуждаю разводы и измены.
Это совершенно не моё дело.(!)

Но мне Анну Каренину жалко не больше, чем любого другого, погибшего из-за непомерной любви к себе.

Я больше сочувствую страдающему ни за что Каренину.

А теперь, как  говорил незабвенный Мефодий Иванович, давайте обратимся к ещё одной мадам.

…Сколько слёз выплакала моя мама и её подруги после выхода в 1960 году фильма «Воскресение» с хорошим сценарием и замечательными актёрами.

Сколько было высказано претензий в адрес князя Нехлюдова и  сожалений и симпатий бедной Катюше Масловой.

Ни для того, ни для другого нет абсолютно никаких оснований.

Достаточно образованная и начитанная взрослая девушка добровольно, совершенно не думая о последствиях, пустила к себе в спальню мужчину, который никогда и ничего ей не обещал.
Ни о каком браке между ними не могло быть и речи в исходных условиях.

Она что с Луны упала?
Она что не знала, что после этого бывают дети.

Но, несмотря на все эпитеты об её уме и воспитании, видимо, ни тем, ни другим она не обладала, ибо и после этой ночи её поступки, по меньшей мере, странные и эгоистичные.

После того, как её выгнали из дома, она оказалась в ситуации не худшей, чем у половины женщин России.
А, пожалуй, и лучшей.
Ибо была образованна в неграмотной стране.
Могла бы быть горничной, гувернанткой, швеёй.

Она выбрала проституцию.
Тоже профессия, востребованная и необходимая обществу.
Осуждать её за это нас никто не уполномочил.

Но, если ты пошла на эту работу, то будь добра её выполнять, как следует.
Тебе за это неплохо платят.

Ассенизатору тоже, может быть, не нравится его работа.
Но это не даёт ему права выливать нам под двери нечистоты.

Она же относилась к работе с преступной халатностью и высокомерием, в результате чего умер нормальный, щедрый человек.
Он пришёл к ней по её приглашению, подарил дорогое кольцо, и её задача была добросовестно отработать.
Она же, сославшись на усталость, решила избавиться от клиента, который ей по-царски заплатил.

И, если в её умысле не было  желания убить, то подсыпая ему сонные порошки, она обязана была понимать, как опасно давать пьяному человеку неизвестные ей лекарства, полученные явно не от врача.

И в чём же тут судебная ошибка, о которой твердят уже сто лет?
Не участвуй она в этом деле, и человек остался бы жить.

Но мы жалеем взрослую женщину, которая сознательно движется к пропасти, увлекая туда других, потому что ей лень работать и думать.

К сожалению, таких на Земле пруд пруди.

Если человек сам ломает свою жизнь, заведомо зная, к какому концу могут привести  все его поступки, то помочь ему мы не в состоянии.
И жалеть его у нас нет никаких оснований.
Тем более осуждать за это других.

Свою душевную энергию общество должно поберечь для помощи тем, кто не  способен о себе позаботиться, из-за болезней, старости и независящих!!! от их воли обстоятельств.