Что делать, если ваш ребенок не любит читать

Ольга Вольф
МОЙ РЕБЕНОК НЕ ЧИТАЕТ. Как правило, жалобы родителей на проблемы с чтением начинаются с младшего школьного возраста: «Читать не хочет. Читает плохо. Техника чтения отстает».  В среднем школьном возрасте: «Не читает ничего, плохо пишет сочинения». Давайте рассмотрим отказ ребенка от чтения с точки зрения функционирования его мозга и психики. Мозг человека  можно назвать машиной для учебы. Основные его функции – усваивать новую информацию из окружающего мира. Особенно – мозг ребенка, стремящийся познавать мир с особенной жадностью. Так почему же ребенок не любит такую замечательную вещь, как книгу?  Любить ее мешают, в основном, две вещи: гаджеты и образ жизни родителей. Поясню.

 При чтении нужно прикладывать множество усилий,- запомнить буквы, уметь складывать их в слоги, а слоги в слова. Мало того, слова надо не только прочесть, но и понять. Чтение и осмысленное чтение – разные вещи. И еще к тому же нужно напрягать воображение, и представлять,  о чем читаешь, в виде виртуального образа. Это очень трудно для детского мозга. Нужно трудиться, выстраивать новые нейронные связи, чтобы получить ту самую вожделенную новую информацию. А тут – гаджет. Читать не надо. Сам все расскажет, проиграет, споет. Представлять ничего не нужно – картинка перед глазами. В книжке непонятные слова. Тут – прыгающие шарики, ходилки, стрелялки – все понятно.  В книжке последовательный сюжет, если что непонятно, все равно придется читать дальше, чтобы разобраться. В гаджете – непонятно, - выключил, включил новое. Книжек  не так много, а из гаджета льется неограниченный поток информации со всего мира. Так зачем мозгу ребенка учиться читать, когда есть уже все готовое в планшете? Зачем ему напрягаться, учиться развивать абстрактное мышление, когнитивные навыки, выращивать новые нейронные связи, искать новую информацию, когда оно все тут готовое,  на блюдечке? При любой доступности к любому гаджету ребенок не будет читать. Ни за что.  Мозг всегда выбирает путь максимального сохранения энергии. Мозг всегда будет стремиться туда, где проще.  Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, книга должна стать для него ЕДИНСТВЕННЫМ источником информации. Альтернативы не существует. 

Второй момент – поведение родителей.  Как говорится, не нужно воспитывать детей, воспитывайте себя. Давайте посмотрим на типичный образ действий родителя, желающего привить своему чадо навыки чтения. И начнем с вопросов – уважаемые родители, какую книгу вы сейчас сами читаете? Давно ли вы устраивали вечера семейного чтения вслух? Какую книгу  читает мама, папа, бабушка, дедушка? Рассказывают  ли домашние  о своей книге  малышу доступными словами? Подбирают ли ребенку  новые  книги с классикой детской литературы?  Нет?  А что же тогда делают многие родители?  Они приходят с работы домой уставшие, и переделав домашние дела, садятся за гаджеты, при этом запрещая ребенку этот самый гаджет, и заставляя его читать. Иногда с криком и угрозами.  Ребенок, видя постоянно телефон в руках у взрослых, задается вопросом – почему  я должен читать, ведь мама и папа не читают сами, и не расстаются с телефоном. Если родители продолжают упорствовать и не разрешают ребенку играть в телефон, пока он не почитает, польза от такого чтения сводится к нулю.  Книга для ребенка становится неприятной обязанностью, источником конфликта с родителями и преградой для вожделенного гаджета.  Читая под давлением, его мозг не выполняет те функции, развить которые мы хотим чтением.  Ребенок думает не о том, что он читает, а о том, когда кончится этот дурацкий отрывок, сказка, повесть, чтобы посидеть за компьютером.  Ему скучно, тягостно и обидно, что его заставляют делать такое бессмысленное дело – читать. 

Я не говорю, что гаджеты бесполезны. Гаджет может превратиться в прекрасный инструмент обучения при условии, что контент строго дозирован,  отобран родителями, и изредка используется для поощрения.  Подросткам я вообще рекомендую изучать разговорный английский по играм в оригинале. Играя онлайн, игрок общается со всем миром опять же, на английском. Но это при условии , что книга УЖЕ стала основным источником информации, удовольствия,  множества новых миров, тем для интересной беседы,  и поводов подумать.

 Поэтому, уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, читайте сами. Берите телефон в руки  в целях развлечения только тогда, когда ребенок находится вне дома. Читайте вместе, читайте по очереди с ребенком, посвятите время на обсуждение с ребенком прочитанного пока он еще маленький.  Спрашивайте, о чем ребенок сейчас прочел. Задавайте вопросы по тексту. Если вы  сможете правильно запустить процесс, подросток уже будет сам тянуться к новым книгам. Желаю удачи.