Роскошь нашей жизни

Магда Кешишева
   Кто - то уже понял, о чём я хочу поговорить. Вы правы, это - общение. И как оно необходимо каждому и в любом возрасте! Я слышу голоса тех, кто не разделяет моего мнения и не возражаю, так как знаю людей для которых вовсе не принципиально иметь рядом человека для общения. Для них самая лучшая форма общения - монолог. Чтож, и такая форма общения, правда, весьма странная, имеет право на существование.

   Давайте поговорим о видах общения, их особенностях, эмоциональной окраске, влиянии на человека, о следе, которое общение оставляет в сознании, душе, сердце.
   Никто не оспорит, что для общения, как для секса, необходимо одно непременное условие - нужно вызвать желание у человека этим заняться. Соласны? Думаю, да, ибо всё остальное - насилие, когда речь может идти исключительно об отвращении.

   Итак, люди поняли - по взгляду, улыбке, жесту - им хочется общения. Простого общения. Пока. Ведь всё - и хорошее, и плохое, и вечное, и мимолётное - начинается с общения. И тут возникает, если не проблема, то очень важный момент - культура общения. Далеко не все с ней знакомы. Однако, если в человеке она присутствует, её не замечаешь, но как её отсутствие бросается в глаза!

   Запомнились мне слова российского политика Дмитрия Олеговича Рогозина, который сказал, что наши дипломаты получали специальные словари для общения с НАТО.

   Интересно, что в детстве мы умеем общаться и делаем это легко и быстро. Посмотрите, как общаются ещё несколько минут назад незнакомые дети - в парках, на пляже, во дворах - не только друг с другом, но и с животными. У детей дар общения. С годами в нас появляется комплекс, сковывающий всё - движения, голос, мимику... И очень часто это становится судьбоносным. Не можем мы найти не просто интересного для общения человека, но и своего человека, с которым не хотим расставаться...

   Да, нелёгкая это вещь - общение. Но какая благодатная, когда становится источником знаний, приятным и полезным времяпрепровождением! Живое общение прекрасно всем: слышишь богатый интонациями, эмоциями голос, видишь выразительную жестикуляцию, блеск глаз, чувствуешь родство душ. Ни с чем не сравнимое чудо...

   Есть общение, которое всю жизнь необходимо собеседникам. Общение, согретое душевным теплом, ощущением греющей человека любви, готовности на любые жертвы. Я имею в виду общение с родителями. В детстве оно очень необходимо ребёнку. А сегодня ведь молодые родители зачастую не слышат даже первого слова, произнесённого ребёнком, а первый шаг малыш делает не к протянутым крепким рукам папы и не к ласковым - мамы, а к чужой, пусть даже очень хорошей тёте - няне. Папе некогда - у него серьёзный бизнес, у мамы - все заботы вокруг своего внешнего вида, шопинга, ведь вокруг столько хищниц, а муж такой мачо!
   Позже няню сменяют репетиторы, пекущиеся о детях дома,гувернёры,сопровождающие
на разного рода занятия - музыку, плавание, танцы, шахматы...
   Вечерами - стандартный, короткий диалог: "Как дела в школе?" - "Нормально".

   Быстро летит время. Дети выросли, ушли своей дорогой. А родителям так хочется внимания, тепла, хоть редкого звонка. В такие горькие моменты родители забывают, что когда - то вместо общения с ребёнком, отмахивались от него, "бросали" на бабушек и дедушек, заменяли себя подарками. А детям нужно было общение, которое любимые мама и папа дарили друзьям, коллегам... И, может быть, в этом причина того, что состарившиеся родители получают внимание и общение в том объёме, в каком когда - то давали детям...

   Общение... Разное оно, но всегда что - то прибавляющее к тому, что у нас есть.
   Каждый из нас может выбрать в собеседники талантливых, интеллигентных людей. Это - интереснейшее, роскошное общение. Я имею в виду великих писателей и их бессмертные произведения. Что может быть лучше! "Поговорите" с Чеховыи, Толстым, Голсуорси, Довлатовым ...

   Общение с природой - кому это дано - особый вид общения. Её леса, горы и степи, дожди и снега, рассветы и закаты, бездонное небо и звёзды, моря, океаны и водопады, многообразие растительного и животного мира, звуки, краски ...
   Вспоминаю свою первую встречу с Ниагарским водопадом. Никогда прежде ни один вид самого прекрасного уголка природы ничего подобного не вызвал во мне. Я стояла заворожённая этим поразительным сочетанием божественной красоты с мощью подающей воды. И над всем этим - радуга. Не знаю, как долго я стояла неподвижно, а когда, наконец, пришла в себя, непереставая, тихо повторяла - "Боже мой ... боже мой..."
Мне тогда подумалось, что человек создал массу красот на чудо - планете Земля, но, тем не менее, природу не переиграть...

   А как общается с человеком искусство! Скажем, театр. Ведь многие артисты предпочитают киносъёмкам театр именно потому, что на сцене они имеют возможность передать зрителям свои, эмоции и почувствовать дыхание зала, его энергетику. Отдавая, актёр получает. Заряжая зал, он сам заряжается, волнуется, живёт. Когда актёр слышит аплодисменты, крики "Браво!", видит слёзы на глазах зрителя и протянутые ему цветы, он воодушевляется, понимает, что задел сердце зрителя, а значит общение состоялось...

   Как замечательно владеют искусством общения с залом некоторые артисты эстрады! Они умеют создать обратную связь: зрители выходят на сцену, зал активно поёт, танцует, от души смеётся и аплодирует.

   Общение с произведениями великих художников и скульпторов настолько действует на человека, его душевное состояние, психику, что у него возникают галлюцинации, головокружение, учащается сердцебиение. Такое же состояние испытывают некоторе люди при созерцании необыкновенных по красоте видов природы, ослепительной красоты людей. Это явление получило название "Синдром Стендаля"(писатель первым описал его).
   Невозможно смотреть на "Джоконду" Леонардо да Винчи(не на репродукции - в журналах) в зале Лувра и не испытать особого, непередаваемого состояния от этой, не самой красивой, но несомненно -  самой загадочной женщины.
   Сравнимо это чувство только с тем, какое испытываешь во Флоренции перед статуей библейского Давида, созданного гением Микеланджело. Стоишь и шепчешь:
 - Господи, что за красота... невероятно...быть не может... как он прекрасен...

   Проходят дни, недели, месяцы, годы, а человек не может забыть увиденного и то эмоциональное состояние, какое он испытал. Он помнит, как забилось сердце, как увлажнились глаза ... Вот это и есть самое главное - послевкусие, если слово это подходит к предмету разговора. Я имею в виду КАК человек чувствует себя ПОСЛЕ. После спектакля, концерта, музея, разговора, взгляда, объятья, свидания, поцелуя.

   В минуту особой тревоги и беспокойства за дорогих нам людей, когда сердце сжимается от страха за их здоровье и благополучие, мы приходим к Богу.
Такое общение даёт некое умиротворение, успокаивает, дарит веру в то, что выход из тупика будет найден, что Бог поможет. И он помогает...

   Мужчина - женщина ... их взаимоотношения, общение... В каждом отдельном случае они разные, неповторимые... Но общее одно - оба счастливы, отдавая...
   
   Особый вид общения - шёпот, не говоря уже о ночном шёпоте. Вспомните "Пять страниц" Константина Симонова:
          Я люблю тебя всю
          твои руки и губы - отдельно.
          Удивляюсь неважным,
          но милым для нас мелочам.
          Мы умели дружить
          И о чём - то совсем не постельном
          Лёжа рядом, часами с тобой говорить по ночам.
   
   При некоторых обстоятельствах и шёпот не нужен, надо просто помолчать. Достаточно быть рядом, взять за руку и почувствовать сердце. Это тот случай, о котором Экзюпери сказал:"Слова только мешают понять друг друга".
         
   Вспоминаю времена, когда интеллигентных людей с лёгкостью сажали в тюрьмы, отправляли в Сибирь. Помню книги  главы ЮКОСа Михаила Борисовича Ходорковского, поражает судьба популярнейшего Вадима Козина и фрейлины императрицы, сосланных в Магадан. Не буду останавливаться на их жизнях, но думаю - как же им было непросто общаться с бандитами, убийцами, проститутками.
   И в наши дни бывает: призывают на службу в армию дипломированных людей, начитанных, знающих языки. А служат они под началом "аборигенов", младше себя, не читающих книги, словарный запас которых напоминает "образованную" Эллочку - 
- людоедочку...

   Лёгкий вид общения - со случайным человеком: в зале ожидания аэропорта, в самолёте, в купе поезда, на пляже, в "пробке" на дороге, в очереди к врачу, в автобусе или маршрутке, в магазине ... Сознание невозможности повторной встречи располагает  к откровенности, раскрепощает. Ведь почти у каждого из нас есть свои маленькие секреты, но, бывает, хочется ими поделиться с кем - то, кто не может их растиражировать. Тут и возникают ситуации, когда мы устраиваем душевный стриптиз.

   Нет человека, который бы не общался с ЭТИМ, очень приятным собеседником. Собеседником капризным, изменчивым, нежным и ласковым, прекрасным в любое время года. Иногда милым, тёплым, тихим и покорным, порой грозным, пугающим, холодным. Но этот собеседник равнодушен к нам, если он взволнован и зол. Он никогда не поможет. Наоборот, он подчёркиват нашу беспомощность и незначительность. И в такие минуты мы сторонимся его, боясь за саму нашу жизнь. Вы поняли, я говорю о море...

   Умение общаться с подчинёнными отличало многих военачальников и великих полководцев. Но были такие, которые в этом умении превосходили всех. Александр Голованов писал о Рокоссовском: "Вряд ли можно назвать другого полководца, который бы так успешно действовал и на оборонительных, так и наступательных операциях. Благодаря своей широкой военной образованности, огромной личной культуре, умелому общению со своими подчинёнными, к которым он всегда относился с уважением, никогда не подчёркивая своего служебного положения, волевым качествам и выдающимся организаторским способностям он снискал себе непререкаемый  авторитет, уважение и любовь. Сейчас ещё не изучены все материалы по ВОВ, но когда это произойдёт, Рокоссовский, бесспорно, будет во главе наших полководцев".

   Несомненно, слово при общении очень важный элемент. Общаясь, мы обмениваемся энергией. Поэтому будем разборчивыми: пусть наш собеседник окрыляет нас, учит чему - то интересному. Сторонитесь скучных нытиков, не видящих звёздного неба, кривящихся, глядя на дождь,  тех, кто делает всё, чтобы у вас опустились руки.