Путешествие по Крыму. Часть 3. Лаванда

Наталья Катаева-Вергес
     Лаванда.         
               «Завтра в семь двадцать две, я буду в Борисполе
               Сидеть в самолёте и думать о пилоте, чтобы
               Он хорошо взлетел и крайне удачно сел
               Где-нибудь в Париже, а там ещё немного и Прованс» …
     Часто напевала я эту песню. Ах, как манил меня Прованс, он был моей мечтой. Мне хотелось посмотреть те места, по которым бродил Ван Гог, хотелось увидеть поля подсолнухов, лаванды и звёздное небо Прованса.
     Но, увы, пандемия внесла свои коррективы, и пылится теперь мой загранпаспорт до лучших времён…
     Ну, если не Прованс, так пусть будет Крым, тем более, там тоже есть лавандовые поля.
     Лаванда… Что знала я о ней? Очень мало.
     Также мало о ней знал и поэт Михаил Шабров, которому композитор Владимир Матецкий предложил написать песню.
     Вот что он вспоминал…
     «Как-то взял в самолёт тоненькую брошюрку Валентина Катаева «Юношеский роман». Спокойно лечу, читаю и вдруг вижу строчку: «С гор к морю сбегают синие цветы лаванды». Всё - это был толчок! На следующий день я уже написал: «Наших встреч с тобой синие цветы».
     Больше тридцати лет прошло, как эту песню впервые исполнили София Ротару и Яак Йоала, а она всё так же трогает душу.
     Сиреневые цветы лаванды встречались нам в Крыму повсюду.
     Как-то я удивилась тому, что одни цветы были крупные, а другие - мелкие.
     - Растения с крупными цветами – это лавандин, - сказал, проходящий мимо, мужчина.
     Я поискала в интернете это название и вот что нашла: «лавандин - это гибрид, полученный в результате скрещивания лаванды широколистной и узколистной».
     Лаванда используется людьми с давних времён. Она входила в состав бальзамических мазей, использовалась для производства духов, её лечебные свойства ценили Гиппократ и Паркинсон.
     В Крыму лаванду начали разводить с начала ХIХ века. Самое большое лавандовое поле в Крыму находится в Бахчисарайском районе в селе Тургеневка. На мой вопрос, увидим ли мы эту плантацию, когда поедем в Бахчисарай, экскурсовод ответил отрицательно. Жаль, так хотелось увидеть это сиреневое великолепие. Но зато уж надышались мы лавандой вволю: растёт она в Крыму отдельными островками повсюду, да и в магазинах продают мыло, крем, чай, эфирное масло.
     Решила проверить действие эфирного масла на комаров: одолели они меня в Крыму в этом году. Два года назад ни разу никто не укусил, а в этом… Жаловались на укусы многие. Это всё из-за того, что прошли ливни, выпало огромное количество осадков, и влажность была высокая.
     Знаю, что комары любят тех, у кого 1 группа крови, но у меня не первая… Может, я - «сладкая женщина»? Измерила несколько раз сахар в крови - норма.
     Так вот, эксперимент с эфирным маслом не удался, не помогло оно: кусали меня комары по вечерам и ночью нещадно… Так, что уже не думала о красотах и мечтала: «Скорее бы домой!»
     Объявление об экскурсии на лавандовые поля появилось только 30 июня. Жаль, поздно, 1 июля утром мы уже уезжали. Но какие наши годы? Ещё посмотрим!
     Сухие цветы лаванды ещё долго будут дарить свой аромат, а фото в парке «Парадиз» напоминать о поездке в Крым… 
          Лето нам тепло дарило,
          Чайка над волной парила,
          Только нам луна светила,
          Нам двоим на земле… 
     Продолжение: http://proza.ru/2021/08/22/1148