О трех портретах генерала А. Д. Балашова

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г. Портрет министра полиции Александра Дмитриевича Балашова. Х.м. 1811. 77х65. ГИМ
2. Варнек А.Г. Портрет генерал-лейтенанта Александра Дмитриевича Балашова. Х.м. 1814. 76х66,2. Музей-панорама «Бородинская битва»
3. Ухтомский А.Г. Гравированный портрет генерал-лейтенанта Александра Дмитриевича Балашова с живописного портрета А.Г. Варнека 1814 года.

Обоснование  точных дат выполнения  портретов, приложенных к миниатюре, предложенных автором миниатюры, см. ниже по тексту.

Еще несколько лет тому назад считалось, что художник-портретист Александр Григорьевич  Варнек ок. 1815 г. выполнил лишь один портрет генерала А.Д. Балашова, издавна находящийся в собрании Государственного исторического музея. А то, что это так, подтверждали три известных списка произведений художника.

В самом первом из них, продиктованном художественному критику П.П. Каменскому в 1839 году самим художником и содержащем сведения о 100 его работах,  генерал был попросту назван  бывшим министром полиции (без указания его воинского звания и других регалий) и сообщено лишь, что портрет Балашова, поясной, и находится он у наследников [1]. Замечу при этом, что А.Г. Варнек во время этого интервью не называл дат выполнения своих работ, как не указывал их почему-то и на своих портретах, что создало определенные проблемы впоследствии при проведении их атрибуции. 

В следующем списке работ А.Г. Варнека, созданном  уже в советское время (в 1966 году) искусствоведом М.М. Раковой и содержащем 105 работ, А.Д. Балашов назван генерал-лейтенантом, при этом сведения о его портрете были очень скупыми: Х.м. 77х65. Гос. Исторический музей. [2]. Информация о портрете была помещена при этом в рубрике "Портретные работы Варнека, которые пока не представляется возможным отнести к какому-либо определенному времени".

В 1985 году вышла в свет монография В.С. Турчина, посвященная творчеству А.Г. Варнека и содержащая список из 304-х его произведений.  Обсуждаемый портрет, представленный  в этом списке под номером 101, назван искусствоведом также портретом генерал-лейтенанта. И это соответствует званию генерала не в конце его жизни, а в период, когда данный портрет был написан. Датирован же портрет - ок. 1815 г. на том основании, что в этом году Ухтомским Г.А. была выполнена с него гравюра [3].

Сравнительно недавно, наконец, был издан Сборник академических отчетов Императорской академии художеств периода 1765 – 1815 гг., при этом в отчете за 1811 год просто приводится список десяти портретов,  выполненных в этом году академиком Александром Варнеком, в котором присутствует, в частности, и портрет санкт-петербургского обер-полицмейстера Александра Дмитриевича Балашова [4].

Считаю, что это и есть тот самый портрет генерала, находящийся издавна в собрании ГИМа, который датировали до недавнего времени 1815-тым годом, предполагая, что портрет был выполнен в том  же году, когда и гравюра. Теперь становится понятно, что портрет-оригинал  генерал-лейтенанта А.Д. Балашова из собрания ГИМа следует датировать 1811-ым годом.   

Но причина того, что Ракова, а затем и Турчин привели в своих списках не вполне точную дату написания портрета из собрания  ГИМа, заключается не в ошибочности их гипотезы, согласно которой портрет был выполнен в том же году,  что и гравюра с него. Просто в те времена искусствоведы не знали ничего о том, что наряду с обсуждаемым портретом появился через некоторое время еще один портрет генерал-лейтенанта А.Д. Балашова (почти что дубликат), с которого Ухтомский так же выполнил свою гравюру.

Кто заказал А.Г. Варнеку этот второй портрет, неизвестно, но, скорее всего, это был не частный, а официальный заказ от соответствующего министерства.  Известно, что такие заказы у художника были, но П.П. Каменский  о них не информировал.

Сравнительно недавно в интернете на сайте Музея-панорамы «Бородинская битва» появилась «картинка» с портретом генерал-лейтенанта А.Д. Балашова, подаренным музею семьей Карисаловых.  В аннотации к портрету сообщается:

«Александр Дмитриевич Балашов был первым российским генералом, который летом 1812 года встретился с Наполеоном лицом к лицу. Но не на поле брани. Узнав о переправе Великой армии через Неман, Александр I направил Балашова к французскому императору с письмом, в котором предлагал Наполеону немедленно вывести войска с российской территории, чтобы сохранить мир.

Наполеон пренебрежительно отнёсся к этому предложению. В дальнейшем он сам не раз будет предлагать Александру I начать переговоры, но Александр I ответит твёрдым отказом. По мнению исследователей, портрет Балашова был написан известным художником Александром Григорьевичем Варнеком около 1812 года, а награды, полученные генералом в 1813-1814 годах, дорисованы позднее. Балашов был видным государственным деятелем в царствование Александра I, занимал посты петербургского военного губернатора, министра полиции, выполнял ответственные и деликатные дипломатические поручения».

С целью дальнейшего уточнения, когда же и с какого  портрета (первого или второго) Ухтомский А.Г выполнил гравированный портрет генерал-лейтенанта  А.Д. Балашова, , поговорим о наградах на груди генерала. В  биографии А.Д. Балашова сообщается, что он имел следующие награды:

1. Орден Святой Анны 3-й степени (29 мая 1798 года).
2. Орден Святой Анны 1-й степени (19 августа 1805 года) с алмазами (1808 год).
3. Орден   Святого Владимира 3-й степени (22 сентября 1807 года).
4. Орден  Святого Александра Невского (2 апреля 1811 года). 
5. Орден Святого Владимира 1-й степени (30 августа 1814 года).
6. Баварский Военный орден Максимилиана Иосифа (1814 год).
7. Прусский орденом Красного Орла 1-й степени (1815 год).
8. Баденский орден Верности (1817 год).
9. Орден Церингенского Льва (1817 год).
10. Орден Святого Георгия 4-го класса (26 ноября 1826 года), врученный «За выслугу лет от вступления в обер-офицерский чин (25 лет)».

На первом слева портрете, приложенном к миниатюре, Балашов А.Д. изображен в общегенеральском мундире с орденом Св. Анны 1-й степени (на красной ленточке на шее), награжденным  в 1805 г. (алмазы добавлены в 1808 г.); рядом с ним на шее прикреплен орден Св. Владимира 3-й степени (1807 г.).

Красная лента на мундире, идущая наискосок вниз  от левого плеча является одним из атрибутов Ордена Св. Александра Невского (1811 г.). Другим атрибутом ордена является серебряная восьмилучевая Звезда, половину которой прикрывает орденская лента (сам же орден на портрете не прописан). 

Очевидно, что именно этот портрет А.Д. Балашова  был включен в список 10-ти портретов Александра Варнека, выполненных им в 1811 году [4]. Дата вручения последней награды генерала за указанный период (Ордена Св. Александра Невского) соответствует дате выполнения портрета. 

На портрете генерал изображен в половину оборота влево, а голова повернута влево на три четверти оборота. В левой руке у него свиток с письмом (государственной важности), которое ему требуется доставить по назначению, а в правой руке его изображена генеральская шляпа тех лет (треуголка), которую он вот-вот наденет на голову и отправится в путь.


Лошади под ним не видно, но, скорее всего, изображен генерал сидящим в седле, о чем свидетельствует наклон фигуры в правую сторону. Мрачное небо в облаках и багровый закат создают ощущение того, что отправляться в дорогу приходится на ночь глядя, а также ощущение тревожной ситуации.

Глядя на изображение, мне представляется, что портрет этот не завершен до конца, однако же, и в таком виде он был включен в годовой отчет художника  за 1811 год.

Переключаясь на второй портрет А.Д. Балашова, поступивший  в Музей-панораму «Бородинская битва», следует отметить, прежде всего, что качество его выше качества предыдущего портрета, и выглядит он более живописным. Нельзя не заметить при этом, что на эполетах генерала появился вензель императора Александра I.   
Обсудим теперь ордена на данном портрете.

Как видно, сохранился на портрете Орден Св. Анны 1-й степени, но «исчез» находившийся рядом с ним Орден Св. Владимира 3-ей степени. Вместо него мы видим на портрете один из признаков новой награды – Ордена Св. Владимира 1-й степени (от 30 августа 1814 года), о котором свидетельствует восьмилучевая Звезда Ордена, находящаяся ниже Звезды Ордена Св. Александра Невского под красной орденской лентой – атрибута этого же ордена.

Помимо этого, на втором портрете появилась новая награда - Баварский Военный орден Максимилиана Иосифа – белый восьмиконечный  крест с голубой центральной частью, которым генерал был удостоен в 1814 году.  Появление на портрете генерала двух новых наград за 1814 год и отсутствие на нем Прусского ордена Красного Орла 1-й степени , которым он был награжден уже в 1815 году, позволяют сделать однозначный вывод, что второй портрет генерал-лейтенанта А.Д. Балашова был выполнен А.Г. Варнеком в 1814 году.

Нужно заметить, что в академическом отчете за 1814 год указана почему-то лишь одна работа Варнека этого года, но самая значительная – большой парадный портрет Президента Академии художеств графа А.С. Строганова [4].  Однако в отчете за 1815 год  сообщается о двадцати двух выполненных  им портретах (без названий).
Возможно, что в этой группе портретов художника и находился его второй портрет генерала А.Д. Балашова.  Но нельзя исключить и того, что данный портрет был вообще выполнен не через Академию художеств, а по какому-то иному заказу.

Нам же предстоит теперь поговорить еще о гравированном портрете А.Д. Балашова работы А.Г. Ухтомского, а, точнее, о портретах, поскольку у граверов бывают и повторения, а в нашем случае имеется помимо этого два портрета-оригинала. 
Поначалу я, конечно, обратился к словарям Д.А. Ровинского – двухтомнику   «Подробный словарь русских граверов» и четырехтомнику «Подробный словарь русских гравированных портретов». 

Как в первом, так и во втором словарях встретил не только сведения о гравированном портрете генерала А.Д. Балашова работы А.Г. Ухтомского, но и небольшие картинки с репродукциями  его портрета работы А.Г. Варнека.
Рассматривая их при большом увеличении, понял что на данных картинках даны репродукции гравюры генерала лишь с первого его портрета кисти Александра Варнека от 1811 года. При этом датирована гравюра 1815-ым  годом, и выходит, что свою гравюру Андрей Григорьевич Ухтомский  выполнил  через четыре года позже после того, как был выполнен портрет-оригинал.   

Но помимо  знакомства со словарями Д.А. Ровинского решил просто «поискать» гравированные  портреты генерала Балашова в интернете, и тут найденные сведения меня несколько озадачили.
Прежде всего,  репродукций с изображениями гравюры  1815 г. из словарей Ровинского  вообще не удалось отыскать. Но нашлись «обрезанные» изображения гравюр со второго портрета А.Г. Варнека на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклер», а также в «Словаре русских генералов».  Качество обрезанных изображений  низкое, но Баварский Военный орден Максимилиана Иосифа  на них со второго живописного портрета, выполненного в 1814 году,  явно присутствует.

Ну а главной находкой в моих изысканиях стала гравюра А.Г. Ухтомского  со второго портрета А.Д. Балашова, обнаруженная на сайте РИА Новости (?!). Любопытно то, что  Баварский Военный орден Максимилиана Иосифа на гравюре повернут заметно, в сравнении с положением данного ордена на живописном портрете (см. портреты, приложенные к миниатюре).

Взглянув сам в заключение на данные портреты, понял, что не сказал ничего о еще одной награде генерала, которая «запряталась» наполовину под наградную ленту Ордена Св. Александра Невского.  Это серебряная медаль за участие в войне 1812 года.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. Т. 3, отд. 4. С.12.   См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.
4.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.

29.07.2021